Особенности работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в средней группе ДОУ
статья (средняя группа)
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория дошкольников, требующая индивидуального подхода в обучении и воспитании. В средней группе (4–5 лет) такие дети часто испытывают трудности в познавательной деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере. Однако при правильной коррекционной работе они могут успешно развиваться и осваивать программу детского сада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в средней группе ДОУ
Введение
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория дошкольников, требующая индивидуального подхода в обучении и воспитании. В средней группе (4–5 лет) такие дети часто испытывают трудности в познавательной деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере. Однако при правильной коррекционной работе они могут успешно развиваться и осваивать программу детского сада.
Характеристика детей с ЗПР в средней группе
1. Познавательная сфера
- Внимание: неустойчивое, быстро истощается, трудно переключается.
- Память: преобладает механическая, слабая смысловая.
- Мышление: наглядно-действенное, затруднены обобщения и классификации.
- Речь: ограниченный словарный запас, аграмматизмы, трудности в построении фраз.
2. Эмоционально-волевая сфера
- Повышенная тревожность, неуверенность.
- Низкая мотивация к обучению.
- Импульсивность или, наоборот, заторможенность.
3. Социальная адаптация
- Трудности в общении со сверстниками.
- Неумение соблюдать правила игры.
- Зависимость от взрослого.
Методы коррекционной работы в средней группе
1. Индивидуальный подход
- Использование игровых технологий (дидактические, сюжетно-ролевые игры).
- Дробление заданий на простые этапы.
- Повторение и закрепление материала в разных формах.
2. Развитие познавательных процессов
- Игры на внимание: "Найди отличия", "Что исчезло?"
- Развитие памяти: "Запомни и повтори", "Парные картинки".
- Логическое мышление: сортировка по цвету/форме, простые пазлы.
3. Речевое развитие
- Артикуляционная гимнастика.
- Чтение сказок с обсуждением.
- Составление предложений по картинкам.
4. Социально-эмоциональное развитие
- Сюжетные игры ("Магазин", "Больница") – учат взаимодействию.
- Психогимнастика (мимика, этюды на эмоции).
- Похвала и поддержка для повышения самооценки.
Советы педагогам и родителям
✅ Создавать ситуацию успеха – давать посильные задания.
✅ Использовать наглядность – картинки, схемы, игрушки.
✅ Поддерживать контакт с логопедом и психологом.
✅ Развивать мелкую моторику (лепка, шнуровки, пальчиковые игры).
Заключение
Дети с ЗПР в средней группе способны достичь значительных успехов при систематической коррекционной работе. Главное – терпение, доброжелательность и вера в их возможности. Индивидуальный подход, игровые методы и сотрудничество с родителями помогут таким дошкольникам адаптироваться и подготовиться к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"
В презентации рассмотрены вопросы задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...
Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.
Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает д...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
Обзорная статья....

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в средней группе ДОУ
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория дошкольников, требующая индивидуального подхода в обучении и воспитании. В средней группе (4–5 лет) такие дети часто испытыв...