Особенности работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в средней группе ДОУ
статья (средняя группа)

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория дошкольников, требующая индивидуального подхода в обучении и воспитании. В средней группе (4–5 лет) такие дети часто испытывают трудности в познавательной деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере. Однако при правильной коррекционной работе они могут успешно развиваться и осваивать программу детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zpr.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в средней группе ДОУ

Введение  

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория дошкольников, требующая индивидуального подхода в обучении и воспитании. В средней группе (4–5 лет) такие дети часто испытывают трудности в познавательной деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере. Однако при правильной коррекционной работе они могут успешно развиваться и осваивать программу детского сада.  

 Характеристика детей с ЗПР в средней группе  

 1. Познавательная сфера  

- Внимание: неустойчивое, быстро истощается, трудно переключается.  

- Память: преобладает механическая, слабая смысловая.  

- Мышление: наглядно-действенное, затруднены обобщения и классификации.  

- Речь: ограниченный словарный запас, аграмматизмы, трудности в построении фраз.  

2. Эмоционально-волевая сфера  

- Повышенная тревожность, неуверенность.  

- Низкая мотивация к обучению.  

- Импульсивность или, наоборот, заторможенность.  

3. Социальная адаптация  

- Трудности в общении со сверстниками.  

- Неумение соблюдать правила игры.  

- Зависимость от взрослого.  

Методы коррекционной работы в средней группе  

1. Индивидуальный подход  

- Использование игровых технологий (дидактические, сюжетно-ролевые игры).  

- Дробление заданий на простые этапы.  

- Повторение и закрепление материала в разных формах.  

 2. Развитие познавательных процессов  

- Игры на внимание: "Найди отличия", "Что исчезло?"  

- Развитие памяти: "Запомни и повтори", "Парные картинки".  

- Логическое мышление: сортировка по цвету/форме, простые пазлы.  

3. Речевое развитие  

- Артикуляционная гимнастика.  

- Чтение сказок с обсуждением.  

- Составление предложений по картинкам.  

 4. Социально-эмоциональное развитие  

- Сюжетные игры ("Магазин", "Больница") – учат взаимодействию.  

- Психогимнастика (мимика, этюды на эмоции).  

- Похвала и поддержка для повышения самооценки.  

 Советы педагогам и родителям  

 Создавать ситуацию успеха – давать посильные задания.  

 Использовать наглядность – картинки, схемы, игрушки.  

 Поддерживать контакт с логопедом и психологом.  

 Развивать мелкую моторику (лепка, шнуровки, пальчиковые игры).  

 Заключение  

Дети с ЗПР в средней группе способны достичь значительных успехов при систематической коррекционной работе. Главное – терпение, доброжелательность и вера в их возможности. Индивидуальный подход, игровые методы и сотрудничество с родителями помогут таким дошкольникам адаптироваться и подготовиться к школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.

Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает д...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в средней группе ДОУ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория дошкольников, требующая индивидуального подхода в обучении и воспитании. В средней группе (4–5 лет) такие дети часто испытыв...