РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительный образовательный курс: «Школа для дошколят»
материал (подготовительная группа)

Работа по программе «Школа для дошколят» ставит перед собой задачу подготовки руки к письму, что включает в себя умение ребёнком правильно держать в руке карандаш, всевозможные виды работы с простым карандашом (автоматические ручки не используются): штриховки, графические диктанты по точкам, раскрашивание цветными карандашами, работа с трафаретами, обведение основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные палочки и др.). Но не затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Она лишь подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где педагог начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами прописные буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать каллиграфический почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден и большинству детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических, так и физических. Именно поэтому программа « Школа для дошколят» использует лишь те методы и приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой мускулатуры руки ребёнка и являются хорошей подготовкой к письму в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_doshkolyat_krylova_m.yu_.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительный образовательный курс:

«Школа для дошколят»

Руководитель курса:

Воспитатель 1 КК

Крылова Марина Юрьевна

Норильск-2024

Структура программы.

1. Пояснительная записка

  • Актуальное обоснование образовательной программы;
  • Срок реализации образовательной программы;
  • Цель и задачи образовательной программы;
  • Методы обучения.

2. Содержание образовательной программы

  • Учебно-тематический план;

3. Ожидаемые результаты:

- Мониторинг уровня знаний и умений;

4. Методологическая основа программы

5. Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка.

Актуальное обоснование программы.

Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

Работу по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательной для родителей становится дополнительная образовательная программа организованная для дошкольников, которая способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.

Работа по программе «Школа для дошколят» ставит перед собой задачу подготовки руки к письму, что включает в себя умение ребёнком правильно держать в руке карандаш, всевозможные виды работы с простым карандашом (автоматические ручки не используются): штриховки, графические диктанты по точкам, раскрашивание цветными карандашами, работа с трафаретами, обведение основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные палочки и др.). Но не затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Она лишь подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где педагог начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами прописные буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать каллиграфический почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден и большинству детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических, так и физических. Именно поэтому программа « Школа для дошколят» использует лишь те методы и приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой мускулатуры руки ребёнка и являются хорошей подготовкой к письму в школе.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  1. Срок реализации образовательной программы.

Рабочая программа рассчитана на 20 занятий по 30 мин, в течение учебного года для группы из 10 детей 6-7 лет старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в дневное время на базе МАДОУ, после обеденного сна детей.

Программа «Школа для дошколят» реализуется в три этапа:

1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг графомоторных навыков

2 этап: развивающий. Цель: проведение дополнительного образовательного курса «Школа для дошколят»

3 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения на конец учебного года.

  1. Требования к специалисту, реализующему образовательную программу

Программу может реализовывать воспитатель.

  1. Цели и задачи образовательной программы.

Цель: Реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования. Подготовка дошкольников к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности; формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

Задачи:

Обучающие:

  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Развивающие:

  • Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  • Развитие мотивации учения.
  • Развитие произвольности психических процессов.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
  • Привитие элементарных гигиенических правил письма;
  • Воспитание усидчивости;

Методы обучения.

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; просмотр презентаций.
  • Практические методы: выполнение упражнений, словесные игры; дидактические игры.
  • Словесные методы: беседы, чтение.

  1. Содержание образовательной программы.

Учебный план.

Разделы

Цель занятий

«Здравствуй карандаш»

  1. Знакомство с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильной посадкой, положение листа. Знакомство с правилами при письме. Определение ведущей руки.

Знакомство с тетрадью. Рабочая строка. Штриховка.

  1. Сравнение печатного и письменного текста. Рассматривание разлиновки тетрадей. Анализ правильной посадки при письме, положения тетради и карандаша. Выполнение действий по образцу. Тренировка. Анализ разлиновки Анализ образца бордюра. Обведение бордюра по образцу

Штриховка горизонтальными, вертикальными линиями

  1. Познакомить с правилами штриховки фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Обведение основных элементов прописных букв

  1. Работа с прописями- рисование точки, наклонной палочки, секретика.

Обведение основных элементов прописных букв

  1. Работа с прописями-рисование крючковой линии, качалочки и бугорка.

Обведение основных элементов прописных букв

  1. Работа с прописями- рисование узелка и рыбки.

Обведение основных элементов прописных букв

  1. Работа с прописями- рисование овала и полуовала

Штриховка. Большие и маленькие элементы букв. Сравнение.

  1. Различение рабочей строки и промежуточной строки (на каждом занятии); анализ и обведение образца (на каждом занятии);

Письмо элементов букв (короткие наклонные)

  1. Письмо коротких наклонных и коротких наклонных с закруглением внизу; различение рабочей строки и промежуточной строки (на каждом занятии); анализ и обведение образца (на каждом занятии);

Письмо элементов букв (короткие наклонные с закруглением вверху).

  1. Письмо коротких наклонных с закруглением вверху; коротких наклонных с закруглением вверху и внизу,

Письмо элементов букв (короткие наклонные с закруглением вверху и внизу).

  1. Развитие устной речи. Уметь группировать предметы. Уметь выполнять штриховку в узкой и широкой строках

Письмо элементов букв (длинные наклонные)

  1. Ориентироваться в разлиновке тетрадей. Писать графические элементы по заданному образцу.

Письмо элементов букв (высокие наклонные).

  1. Ориентироваться в разлиновке тетрадей. Писать графические элементы по заданному образцу.

Письмо элементов букв (высокие наклонные с петлей; с закруглением)

  1. Осознать роль письма в жизни человека. Писать графические элементы по заданному образцу.

Письмо элементов букв (овал, высокий овал)

  1. Ориентироваться в разлиновке тетрадей. Писать графические элементы по заданному образцу.

Написание элементов «Малый и большой овал»

  1. Уметь сравнивать элементы письменных и печатных букв. Ориентироваться в разлиновке тетрадей. Писать графические элементы по заданному образцу.

Написание элементов «Верхний и нижний крючок до середины»

  1. Ориентироваться в разлиновке тетрадей. Писать графические элементы по заданному образцу.

Написание элементов «Двойной крючок»

  1. Писать графические элементы по заданному образцу. Осознать роль письма в жизни человека.

Написание элемента «Верхняя петля»

  1. Ориентироваться в разлиновке тетрадей. Писать графические элементы по заданному образцу.

Написание узоров из изученных элементов. Повторение и закрепление пройденного

  1. Самостоятельное написание элементов

ВСЕГО:

20 занятий

Октябрь

4

Ноябрь

4

Декабрь

4

Январь

3

Февраль

3

Март

2

Итог:

20

  1. Ожидаемые результаты.

К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

-крупных движений и умения владеть своим телом;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Форма оценивания результатов:

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований

Диагностика по подготовке руки к письму

Имя ребенка

мелкая моторика

графические действия

точность

темп

объём

характер линий, нажим

размер элементов

форма элементов

наклон

отклонение от строчки

1.

2.

  1. Методологическая основа программы

Обучение письму начинается с подготовительного периода. В дошкольном возрасте дети учатся писать печатные буквы. С 5–6 лет дети начинают писать элементы букв. Это и является неосмысленной подготовкой к письму. Для детей это просто палочки, крючки и завитушки. Однако эти несложные упражнения очень хорошо готовят их к предстоящему обучению. Дошкольники начинают писать элементы букв с самых простых. Ребёнку будет недостаточно механически обводить элементы, письмо должно быть осмысленным. Ребенок должен знать, как называется каждый элемент. Обучение начинается с самого простого элемента буквы, это точка- самый простой элемент; за ним следует- наклонная палочка, она начинается с точки, затем доводится до низа строки; далее секретик- это наклонная палочка, похожая на предыдущий элемент. Главное отличие – края линии не касаются строчки, отходя от неё примерно на миллиметр; потом крючковая линия- это наклонная линия, которая заканчивается закруглением (крючком); качалочка- это элемент буквы в виде полуовала, повернутый вправо вверх; Бугорок- это качельки наоборот; Узелок- это элемент начала букв Л, М, заглавной А и т. д. Он начинается с точки и резко уходит вверх. Отличие от крючковой линии – последовательность действий; Рыбка- элемент, встречающийся в строчных буквах З, Д, У и некоторых заглавных. Внешне он напоминает рыбку, откуда и пошло и название. Элемент пишут сначала вдоль строки, затем так же, как он расположен в буквах, на строке; Овал- в отличие от простого овала, он находится под наклоном. Он должен быть в меру вытянутым; Полуовал- к элементу предъявляются те же требования, что и к овалу. Оба элемента являются, по сути, буквами О и С. Эти элементы встречаются во многих других буквах, важно научиться воспринимать их именно как составляющие.

Перед изучением нового элемента проводится пальчиковая гимнастика. Затем дается задание в игровой форме. После этого педагог показывает, как правильно написать элемент. Прежде чем приступить к обводке, нужно написать ручкой в воздухе изучаемый элемент. Так ребёнок лучше поймет последовательность движений. В прописи дети сначала обводят элементы, затем пишут сами по опорным точкам или линиям. После тренировки они пробуют писать самостоятельно, опираясь на образец. При письме важно следить за неотрывностью руки. Русская письменность предполагает неотрывное плавное письмо.

5. Список используемой литературы

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет
  2. Большакова С.Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 132 с.
  3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду / А.И. Воскресенская. - М.: Просвещение, 1965. - 74с.
  4. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 264 с.
  5. Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию / Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова; под ред. В. А. Менчинской. - М.: Просвещение, 1969. - 110 с.
  6. Старжинская Н.С. Обучение грамоте в детском саду, Минск 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...