картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«Этот пальчик – мамочка, этот пальчик - папочка…»
Этот пальчик - мамочка, (из кулачка разгибаем большой палец)
Этот пальчик - папочка, (разгибаем указательный палец)
Этот пальчик - бабушка, (разгибаем средний палец)
этот пальчик - дедушка, (разгибаем безымянный палец)
Этот пальчик - я! (разгибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья! (разогнули все пальцы, показывая пятерню, можно сжать и разжать кулачок).
«Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик - прыг, в кровать! (загибаем указательный палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик прикорнул (загибаем средний палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик уж заснул. (загибаем безымянный палец левой руки)
Тиши, пальчик, не шуми, братиков не разбуди!(пальцем правой руки грозим другому пальчику)
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!(разжимаем кулачок).
«Здравствуй, солнце золотое!..»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
(на первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга подушечками пальчиков)
Мы живем в одном краю. Всех я вас приветствую !(ладошки соединить, крепко прижать друг к другу)
«Пальцы здороваются»
(Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди соединяются друг с другом, «здороваются», большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.)
«Побежали вдоль реки»
(Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети на перегонки»).
«Лошадки»
(Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт, последовательно от мизинца к большому).
«Слоники»
(Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола - это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что, не опуская средний палец).
«Мама лепит пирожки»
Мама лепит пирожки (показывает руками лепку пирожков)
Папа полку мастерит (кулачками стучим друг о друга)
Дед в очках читает книжку (соединить большой и указательный пальцы обеих рук в кольцо - «очки», приставить их к глазам)
Шьёт бабуля мне штанишки (большим и указательным пальцами показываем , как - будто взяли иголку, соединив их вместе, имитируем шитьё, вытягивая нитку)
Моет пол сестрёнка Маша (обеими руками поводить в разные стороны по полу, изображая мытьё)
Трудится семья вся наша (руки крепко сцепить с «замок»)
На лужок я побежал (по коленочкам и «пробежаться» пальчиками обеих рук)
И букет большой сорвал (соединить обе руки в локтевом суставе вместе, а кисти растопырить в разные стороны).
«Мы капустку рубим»
Мы капустку рубим, рубим (постукивать ребром ладони правой руки по ладони левой руки)
Мы морковку трём, трём (правую руку соединить в кулак, и кулачком тереть по левой ладошке)
Мы капустку солим, солим (соединив кончики пальцев в щепотку, показываем как - будто «солим»)
Мы капустку жмём, жмём (энергично сжимать и разжимать кулачки обеих рук)
«Рыбка плавает»
Рыбка плавает, ныряет. В чистой, свеженькой воде (делаем волнообразные движения только правой рукой)
То согнётся, (согнуть ладонь правой руки)
Разогнётся , (разогнуть ладонь правой руки)
То зароется в песке (ладонью правой руки поводит по полу)
(все эти движения проводим и левой рукой, правая отдыхает)
Рыбки плавают, ныряют. В чистой, свеженькой воде (делаем волнообразные движения обеими руками)
То согнутся (сгибаем обе ладони правой и левой руки)
Разогнутся (разгибаем обе ладони)
То зароются в песке (двумя ладонями и правой и левой руки поводит по полу в разных направлениях)
«Апельсин»
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа, (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке, начиная с большого пальца)
Эта долька – для чижа , (разжимаем указательный)
Эта долька – для котят, (разжимаем средний)
Эта долька - для утят, (разжимаем безымянный)
Эта долька - для бобра, (разжимаем мизинец)
А для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)
«Замок»
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
«У Маланьи у старушки»
У Маланьи у старушки, (хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке.(сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей,(показать семь пальцев)
Все без бровей,(очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,(растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами,(показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами,(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой,(очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой!(показать руками большую бороду)
Они не пили, не ели,(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку»)
На Маланью все глядели,(держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)
Делали вот так! (дети показывают имитацию заведённого мотора, крутя перед грудью руками круговыми движениями)
«Сорока - белобока»
Сорока - белобока кашку варила,
деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
Этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)
«Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать.
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкойзагибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать. (загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал, (разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
«Мальчик - пальчик»
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик. Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
«Варим кашу»
(Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)
Настя кашу варила,
Деток кормила.
(Загибаем пальцы по одному, начиная с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Подёргать большой палец)
А этому не дала.
(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)
Он сено не косил, Корову не доил,
Тесто не месил, И печку не топил.
«Рыбка в озере живёт»
(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)
И услышим мы – плюх, плюх!
«Тесто»
(Сжимаем кисти рук)
Тесто мы месили (Ладошки «лепят»)
Мы пирог лепили
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп
(разводим руки)
Слепим мы большой пирог!
«Повстречались два котёнка»
(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав - ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога.
«Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
«Нарядили ножки»
Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте, (погрозить пальчиком)
В грязь не заходите, Сапожки не рвите.
«На лужок пришли зайчата»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок!
(сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
«Я гуляю во дворе»
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!(поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
«Стук-стук-постук»
Стук -стук- постук, раздается где то стук,(кулачки стучат друг о друга)
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
«Утром солнышко встаёт»
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)
«Мастер, мастер, помоги!»
Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.
Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!
«Времена года»
Круглый год, круглый год!
(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают
большим пальцем).
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными на каждое время года. Повторяют другой рукой).
«Домашние животные»
Довольна корова своими
телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими
котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими
козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большого пальца).
«Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками).
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного).
«Волк и семеро козлят»
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...

