Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей.
картотека
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека социально-коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.
1. Обзывалки
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Количество играющих: не менее двух человек.
Оборудование: мячик.
Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
2. Охота на тигров
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: маленькая игрушка (тигр).
Ход игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
3. Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
4. Поварята
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к
группе.
Ход игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
5. Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Оборудование: газета.
Ход игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети встанут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
6. Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Оборудование: стол, стулья и т. д.
Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
7. Мышка
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.
Оборудование: мышка, бубен, платок.
Ход игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.
После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.
8. Падающая башня
Цель: отработка негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности.
Оборудование: подушки.
Ход игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель — тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее.
Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. Тем более, что это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.
9. Крокодил
Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.
Ход игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».
10. Разговор с руками
Цель: отработка эмоций, развитие позитивного самовосприятия.
Оборудование: карандаши, лист бумаги.
Ход игры: в нее играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и что нет. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и ничего ломать, а делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок — 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора».
В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над своим состоянием и причинами, его вызвавшими.
Картотека игр по социально - коммуникативному развитию для детей старшего возраста
«Вежливые слова»
Цель: проявление уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Баба Яга»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая, и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим
руки в стороны)
«Волшебные очки»
Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других
детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику
Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».
«Конкурс хвастунов»
Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость Сверстнику
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы с вами проведём конкурс хвастунов.
Выиграет тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом».
«Волшебная нить»
Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику
Ход: Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим.
Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Добрые волшебники»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.
«Кто сказал»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.
«Радио»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет:
«Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, серёжки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
«Ожившие игрушки»
Цель: переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.
Правила:запрещение разговора между детьми.
Ход: Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, зайку, лошадку) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать всё это нужно молча. А то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр., передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагаем им угадать, кто кого изображал. Если дети не могу угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.
«Запрещённое движение»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит:
«Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все мои движения повторяйте за мной».
Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающими побыть вместо воспитателя в роли ведущего.
«Если бы я был королём»
Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику.
Ход: Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут всё? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королём, то подарил бы тебе.». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарить красивую куклу? - а вот если летающий корабль. Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королём и подарить своему соседу ваш собственный подарок».
«Слушай хлопки»
Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.
Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.
«Волшебные превращения»
Цель: Развитие воображения, умения перевоплощаться.
Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.
Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.
«Что слышно»
Цель: сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.
Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.
Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок. Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.
«Четыре стихии»
Цель: Развитие внимания. Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся – выходит из игры.
Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».
«Горячий мяч»
Цель: Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.
Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.
«Полет бабочки»
Цель: Развитие внимания, выразительности движений.
Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.
Комментарии: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса
«А как у нас ходит мишка (например)?» Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре. Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.
Смена движения должна происходить либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.
«Мой необыкновенный фотоаппарат»
Цель: Развитие внимания, активного словаря.
Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.
Комментарии: для детей 5 лет временной промежуток можно увеличить до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок. С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти.
«Танец шляпы»
Оборудование: шляпа, запись музыкального произведения.
Цель: Развитие внимания, моторной координации.
Дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается.
Комментарии: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», т.к. дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.
«Угадай и найди»
Оборудование: игрушки.
Цель: Развитие внимания, восприятия, памяти.
Взрослый рассказывает о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.
Комментарии: игра может происходить по схеме «ребенок – ребенок», т.е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков.
Например, можно сказать. Что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т.д.
«Золушка»
Оборудование: спичечные коробки, наполненные семенами: гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др.
Цель: Развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточенности, усидчивости, навыков счета.
Ребенку предлагается помочь Золушке: разобрать зерна, подарить по 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание можно усложнить, завязав ребенку глаза.
Комментарии: перед началом игры необходимо рассмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится в том, что участники усвоили отличия.
«На ощупь»
Оборудование: мешок, разнообразные мелкие предметы, повязка на глаза.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности
В мешок складывают до десяти небольших предметов. Ребенок, ощупывая мешок должен сказать, что в нем находится. На выполнение задания отводится 30 секунд. Выигрывает тот, кто назовет больше всех предметов. Лучше приготовить несколько наборов предметов, чтобы дети не могли их запомнить. Во время обследования мешка ребенок должен показать все обнаруженные предметы, чтобы другие участники убедились в правильности ответа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (интернет-ресурс)
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать...

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных и сюжетно-...

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Будет полезна педагогам дошкольных учереждений....
Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осущест...

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей
Играем с детьми 2-3х лет, развиваем коммуникатывные способности...

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей 4 - 5 лет.
Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей 4 – 5 лет. Обзывалки.Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.Возраст: 4-5 лет.Количество играю...

