«Песочная терапия: эффективный метод поддержки и развития детей»
методическая разработка

Серик Ирина Валерьевна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovoditelnyy.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

 «Песочная терапия:

эффективный метод поддержки и развития детей»

Введение. Здравствуйте уважаемые педагоги! Всем нам известно, что работа с родителями воспитанников является неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности.

Данный проект посвящен организации родительского собрания, на котором будет представлена песочная терапия как метод, способствующий развитию эмоциональной и познавательной активности у дошкольников. На встрече родители получат информацию о возможностях песочной терапии, ее значении и роли в коррекции психологических трудностей у детей. Основная цель встречи - создать понимание важности развития ребенка через взаимодействие с песком. Будут продемонстрированы игры и активности, которые доступны для использования в домашних условиях. Также предложены рекомендации по применению этого метода в повседневной жизни не только для развития, но и укрепления эмоциональной связи между родителями и детьми.

Релаксация. Вспомните, как вы были маленькими. Как вы любили летом на морском берегу или просто в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками, разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как любили копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И как вас невозможно было  оттащить от этого занятия?

Песок…ведь каждая песчинка неповторима…быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире…Эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.

Основная часть. Игры с песком – одна из форм естественной и самой древней активности ребёнка. Они хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия.

 Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в развитии речи и обучении.

Перечислим все положительные эффекты игр с песком:

развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);

развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);

- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

-по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.

 Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут погружая их в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Игры с  песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.

В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится договариваться, принимать взгляды других участников, следовать игровым правилам. На песочном пространстве, находясь в доверительной групповой атмосфере, с помощью сюжетов и различных ролей ребенок повышает уверенность в себе и гармонизирует самооценку. Занятия в песочнице стимулируют инициативу, самостоятельность и творческий процесс у ребенка.

!!! Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания.

Обратите внимание на важность участия родителя в процессе игры. Проведите время с ребенком в песочнице, проявляя интерес к тому, что он делает. Это создаст возможность для общения и обмена эмоциями. Когда ребенок что-то строит или создает, задавайте ему вопросы о его работе. Например, "Что ты строишь?" или "Почему ты выбрал именно этот персонаж для своей истории?" Такие вопросы могут помочь ребенку углубиться в процесс и начать рассказывать больше о своих чувствах и переживаниях.

Не стоит забывать, что у детей часто бывают затруднения в формулировании мыслей и чувств словами. Игры с песком дают возможность выразить то, что сложно сказать. Например, можно предложить ребенку построить мост или небольшой домик, а затем обсудить, что эти конструкции могут символизировать в его жизни. Это может быть связано с его чувствами, страхами или радостями. Постепенно такие обсуждения могут помочь ребенку осознать свои переживания и научиться справляться с ними. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

 Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. 

 Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. 

 Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». 

 Детям, пережившим психическую травму, такая игра весьма полезна: она помогает им заново пережить травматичное событие и, отыграть связанные с ним переживания столько раз и в такой форме, в которой они для них приемлемы. 

 Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

Родители подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Упражнение «Песочный ветер».

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя. Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать. 

Игра «Картина из загадок». Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр. Наступит лето, и мы перенесем свои песочные игры на улицу.

Итог собрания:   подводятся итоги о значимости песочной терапии и ее влиянии на психоэмоциональное состояние детей, с акцентом на роль родителей в этом процессе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Акваметод» и «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей.

Об эффективности использования "акваметода" и "песочной терапии" в период адаптации детей раннего возраста...

«Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей

Материалы статьи знакомят родителей детей раннего и младшего возраста с ролью игр с песком для снятия психоэмоционального напряжения, облегчения степени адаптации к условиям детского сада, развития ко...

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...

Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей

Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей...

"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"

Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...