Кружковая работа "Весёлые пальчики"
методическая разработка (подготовительная группа)

Слукина Олеся Олеговна

Кружковая работа "Весёлые пальчики" старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_vesyolye_palchiki.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                             В.А.Сухомлинский

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Актуальность данной программы

Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Наблюдая за детьми, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи - застёгивать и расстегивать застёжки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и решила начать свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.

Кружок «Весёлые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. Данный кружок я начала вести в младшей группе (возраст детей 3-4 года). В средней группе будем продолжать занятия, добавляя новые, более сложные задания и новые виды деятельности.

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

-формировать практические умения и навыки;

-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

-развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-совершенствовать движения рук;

-развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-развивать речь детей.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-воспитывать и развивать художественный вкус;

-воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

- Освоят навыки работы с ножницами и клеем;

- Научатся некоторым приемам преобразования материалов;

- Разовьют мелкую моторику рук.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая форма. Наполняемость групп – 10 человек. Занятия проводятся -1 раз в две недели, продолжительностью 20  минут.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть – 5 минуты.

Основная часть –10 минут.

Заключительная часть – 5 минуты.

Список детей:

  1. Журавлёв Михаил
  2. Лысенко Михаил
  3. Михайлова Кира
  4. Мусаева Амина
  5. Пономаренко Мария
  6. Порохов Степан
  7. Пулина Римма
  8. Сельденков Никита
  9. Семененко Семён
  10. Хорошилов Дмитрий

Методы и приемы:

  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
  • Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
  • Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
  • Игровые (различные дидактические игры)

 Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание).

Предполагаемый результат обучения

  • ориентируется в пространстве и на плоскости;
  • быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
  • выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

План-график 

Тема

Период

Кол-во занятий

Часовая нагрузка

«Овощи с огорода»

«Фрукты»

Сентябрь

2

40 мин

«Дождик»

«В лесу»

Октябрь

2

40 мин

«Мой город»

«Профессии»

Ноябрь

2

40 мин

«Зима пришла»

«Зимние забавы»

«Новый год»

Декабрь

3

60 мин

«Снежок»

Январь

1

20 мин

«Птицы зимой»

«Наша армия»

Февраль

2

40 мин

«Весна»

«Мамин праздник»

«Весеннее солнышко»

Март

3

60 мин

«Водный мир»

«Космос»

Апрель

2

40мин

«Насекомые»

«Лето»

Май

2

40 мин

Итого:

19

6 часов 20мин

Учебно - тематический план

Дата

Содержание

Форма НОД

Задачи

Методы и приемы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Сентябрь

1.

9.09

«Овощи с огорода»

групповая

1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

Практические Игровые

1.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2.«Сушка овощей» Нанизывание пуговиц на шнурок.

3.Самомассаж пуговицами.

4.Апликация «Грибок»

Беседа

2.

23.09

«Фрукты»

групповая

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Практические Игровые

«Фрукты»

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2.Самомассаж косточками фруктов.

3.Раскрась яблоки (изображение кругов, закрашивание соответствующим цветом).

Беседа, рассматривание работ

Октябрь

1.

7.10

«В лесу»

Индивид.

групповая

1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Упражнять в умении брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер.

3.Продалжать учить детей работать пластилином способом размазывания на листе.

Наглядные Практические

1.Пальчиковая гимнастика

«Грибы».

2.Д/и «В лес за ягодой пойдем» (собирание бусин на ковре).

3.Самомассаж бусинами.

4.Рисуем пластилином «Гриб»

Беседа, выставка работ

2.

21.10

«Дождик»

Индивид.

групповая

1.Развивать мелкую моторику рук и внимательность детей

2.Закреплять навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции; воспитываем аккуратность.

Наглядные Практические

1.Пальчиковая гимнастика

«Дождик»

2.Самомассаж каштанами.

3.Апликация с элементами рисования «Зонтик» (коллективная работа)

Беседа, выставка работ

Ноябрь

1

4.11

«Профессии»

групповая

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

2.Формировать графические умения и навыки.

3.Развивать тактильную чувствительность.

Наглядные Практические

1.Пальчиковая игра «Капуста».

2.«Рельсы для поезда» -рисование прямых линий.

3.Помоги повару отделить фасоль от гороха.

Групповая работа

2.

18.11

«Мой город»

групповая

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

2.Упражнять в работе с трафаретами и учить ориентироваться на плоскости.

Наглядные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Дом».

2.«Кто в домике живет?» найти фигурку в сухом бассейне.

3.Самомассаж шишками.

4.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контору.

Беседа, выставка работ

Декабрь

1.

2.12.

«Зима пришла»

групповая

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координации движений.

2.Учить рисовать по контору.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка».

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Дорисуй узор «Снежинка» (рисование по контуру»

Беседа, выставка работ

2.

16.12

«Зимние забавы»

Индивид.

групповая

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики

2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать элементы (квадратики, полоски, треугольники) для украшения варежки.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

2.Хороводная игра «Лепим мы снеговика».

3.Аппликация «Украсим рукавичку»

Беседа, выставка работ

3.

30.12

«Новый год»

Индивид.

групповая

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Совершенствовать умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

2.Сасомассаж шишками.

3.Выложи по образцу (выкладывание елочки из треугольников)

Беседа, выставка работ

Январь

1.

20.01

«Снежок»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

2.Самомассаж камушками.

3.Аппликация «Деревья в снегу»

Беседа, выставка работ

Февраль

1.

3.02

«Наша армия»

1.Продолжаем работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Развивать тактильную чувствительность, любовь и заботу.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Наша армия».

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Раскрась военный транспорт.

Беседа, выставка работ

2.

17.02

«Весна»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Цвет весны».

2.Самомассаж бусинками.

3.Потекли ручейки (рисование пальчиками».

Беседа, выставка работ

Март

1.

3.03.

«Весна»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Цвет весны».

2.Самомассаж бусинками.

3.Потекли ручейки (рисование пальчиками».

Беседа, выставка работ

2.

17.03

«Мамин праздник»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Продолжать развивать творческую фантазию.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Цветы».

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Открытка для мамы.

Беседа, выставка работ

3.

31.03

«Весеннее солнышко»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Работа со счетными палочками.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2.Самомассаж камушками.

3.«Солнце светит ярко-ярко» (выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга).

Беседа, выставка работ

Апрель

1.

14.04

«Водный мир»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Использовать технику нетрадиционного рисования.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

2.Самомассаж камушками.

3.«Ладошка-осьминожка» (рисование ладошками).

Беседа, выставка работ

2.

28.04

«Космос»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Продолжать развивать творческую фантазию и работу в коллективе.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…в космос полетел отряд»

2.Самомассаж каштанами.

3.Аппликация «Ракета» (коллективная работа).

Беседа, выставка работ

Май

1.

12.05

«Насекомые»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Продолжать учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

2.Самомассаж фруктовыми косточками.

3.«Украсим бабочке крылья» (рисование пластилином).

Беседа, выставка работ

2.

26.05

«Лето»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

3.Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Словесные Практические

1.Пальчиковая гимнастика «Цветы»

2.Самомассаж фруктовыми косточками.

3.Апппликация «Красивый цветок»

Беседа, выставка работ

           

Список используемой литературы

1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.

4. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.

5.Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной  деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...

Кружковая работа «Пальчики - ладошки».

Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...

Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....

"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....

Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях.                  ...

Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....