Кружковая работа "Весёлые пальчики"
методическая разработка (подготовительная группа)
Кружковая работа "Весёлые пальчики" старший дошкольный возраст.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Актуальность данной программы
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Наблюдая за детьми, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи - застёгивать и расстегивать застёжки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и решила начать свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.
Кружок «Весёлые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. Данный кружок я начала вести в младшей группе (возраст детей 3-4 года). В средней группе будем продолжать занятия, добавляя новые, более сложные задания и новые виды деятельности.
Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи программы:
Образовательные:
-формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
-формировать практические умения и навыки;
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
-развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-совершенствовать движения рук;
-развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развивать речь детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- Разовьют мелкую моторику рук.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая форма. Наполняемость групп – 10 человек. Занятия проводятся -1 раз в две недели, продолжительностью 20 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минуты.
Основная часть –10 минут.
Заключительная часть – 5 минуты.
Список детей:
- Журавлёв Михаил
- Лысенко Михаил
- Михайлова Кира
- Мусаева Амина
- Пономаренко Мария
- Порохов Степан
- Пулина Римма
- Сельденков Никита
- Семененко Семён
- Хорошилов Дмитрий
Методы и приемы:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание).
Предполагаемый результат обучения
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
План-график
Тема | Период | Кол-во занятий | Часовая нагрузка |
«Овощи с огорода» «Фрукты» | Сентябрь | 2 | 40 мин |
«Дождик» «В лесу» | Октябрь | 2 | 40 мин |
«Мой город» «Профессии» | Ноябрь | 2 | 40 мин |
«Зима пришла» «Зимние забавы» «Новый год» | Декабрь | 3 | 60 мин |
«Снежок» | Январь | 1 | 20 мин |
«Птицы зимой» «Наша армия» | Февраль | 2 | 40 мин |
«Весна» «Мамин праздник» «Весеннее солнышко» | Март | 3 | 60 мин |
«Водный мир» «Космос» | Апрель | 2 | 40мин |
«Насекомые» «Лето» | Май | 2 | 40 мин |
Итого: | 19 | 6 часов 20мин | |
Учебно - тематический план
№ | Дата | Содержание | Форма НОД | Задачи | Методы и приемы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Сентябрь | |||||||
1. | 9.09 | «Овощи с огорода» | групповая | 1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений. 2.Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон. | Практические Игровые | 1.Пальчиковая гимнастика «Капуста». 2.«Сушка овощей» Нанизывание пуговиц на шнурок. 3.Самомассаж пуговицами. 4.Апликация «Грибок» | Беседа |
2. | 23.09 | «Фрукты» | групповая | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Практические Игровые | «Фрукты» 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2.Самомассаж косточками фруктов. 3.Раскрась яблоки (изображение кругов, закрашивание соответствующим цветом). | Беседа, рассматривание работ |
Октябрь | |||||||
1. | 7.10 | «В лесу» | Индивид. групповая | 1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений. 2.Упражнять в умении брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. 3.Продалжать учить детей работать пластилином способом размазывания на листе. | Наглядные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Грибы». 2.Д/и «В лес за ягодой пойдем» (собирание бусин на ковре). 3.Самомассаж бусинами. 4.Рисуем пластилином «Гриб» | Беседа, выставка работ |
2. | 21.10 | «Дождик» | Индивид. групповая | 1.Развивать мелкую моторику рук и внимательность детей 2.Закреплять навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции; воспитываем аккуратность. | Наглядные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Дождик» 2.Самомассаж каштанами. 3.Апликация с элементами рисования «Зонтик» (коллективная работа) | Беседа, выставка работ |
Ноябрь | |||||||
1 | 4.11 | «Профессии» | групповая | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2.Формировать графические умения и навыки. 3.Развивать тактильную чувствительность. | Наглядные Практические | 1.Пальчиковая игра «Капуста». 2.«Рельсы для поезда» -рисование прямых линий. 3.Помоги повару отделить фасоль от гороха. | Групповая работа |
2. | 18.11 | «Мой город» | групповая | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2.Упражнять в работе с трафаретами и учить ориентироваться на плоскости. | Наглядные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Дом». 2.«Кто в домике живет?» найти фигурку в сухом бассейне. 3.Самомассаж шишками. 4.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контору. | Беседа, выставка работ |
Декабрь | |||||||
1. | 2.12. | «Зима пришла» | групповая | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координации движений. 2.Учить рисовать по контору. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка». 2.Самомассаж граненым карандашом. 3.Дорисуй узор «Снежинка» (рисование по контуру» | Беседа, выставка работ |
2. | 16.12 | «Зимние забавы» | Индивид. групповая | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики 2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать элементы (квадратики, полоски, треугольники) для украшения варежки. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». 2.Хороводная игра «Лепим мы снеговика». 3.Аппликация «Украсим рукавичку» | Беседа, выставка работ |
3. | 30.12 | «Новый год» | Индивид. групповая | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Совершенствовать умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка» 2.Сасомассаж шишками. 3.Выложи по образцу (выкладывание елочки из треугольников) | Беседа, выставка работ |
Январь | |||||||
1. | 20.01 | «Снежок» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Снежок». 2.Самомассаж камушками. 3.Аппликация «Деревья в снегу» | Беседа, выставка работ | |
Февраль | |||||||
1. | 3.02 | «Наша армия» | 1.Продолжаем работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Развивать тактильную чувствительность, любовь и заботу. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Наша армия». 2.Самомассаж граненым карандашом. 3.Раскрась военный транспорт. | Беседа, выставка работ | |
2. | 17.02 | «Весна» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Цвет весны». 2.Самомассаж бусинками. 3.Потекли ручейки (рисование пальчиками». | Беседа, выставка работ | |
Март | |||||||
1. | 3.03. | «Весна» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Цвет весны». 2.Самомассаж бусинками. 3.Потекли ручейки (рисование пальчиками». | Беседа, выставка работ | |
2. | 17.03 | «Мамин праздник» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Продолжать развивать творческую фантазию. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Цветы». 2.Самомассаж граненым карандашом. 3.Открытка для мамы. | Беседа, выставка работ | |
3. | 31.03 | «Весеннее солнышко» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Работа со счетными палочками. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2.Самомассаж камушками. 3.«Солнце светит ярко-ярко» (выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга). | Беседа, выставка работ | |
Апрель | |||||||
1. | 14.04 | «Водный мир» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Использовать технику нетрадиционного рисования. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка» 2.Самомассаж камушками. 3.«Ладошка-осьминожка» (рисование ладошками). | Беседа, выставка работ | |
2. | 28.04 | «Космос» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук. 2.Продолжать развивать творческую фантазию и работу в коллективе. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…в космос полетел отряд» 2.Самомассаж каштанами. 3.Аппликация «Ракета» (коллективная работа). | Беседа, выставка работ | |
Май | |||||||
1. | 12.05 | «Насекомые» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений. 2.Продолжать учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Насекомые». 2.Самомассаж фруктовыми косточками. 3.«Украсим бабочке крылья» (рисование пластилином). | Беседа, выставка работ | |
2. | 26.05 | «Лето» | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений. 2.Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. 3.Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. | Словесные Практические | 1.Пальчиковая гимнастика «Цветы» 2.Самомассаж фруктовыми косточками. 3.Апппликация «Красивый цветок» | Беседа, выставка работ | |
Список используемой литературы
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.
4. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.
5.Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...

Кружковая работа «Пальчики - ладошки».
Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...

Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....

"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....

Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях. ...

Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....
