Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»
план-конспект занятия (старшая группа)

Боброва Ирина Анатольевна

Мастер-класс

по изготовлению

народной тряпичной куклы

 «Колокольчик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                  Детский сад «Теремок»

Мастер-класс

по изготовлению

народной тряпичной куклы

 «Колокольчик»

https://vibirai.ru/image/794308.w640.jpg

                                                                                       Подготовила:

                                                                                       Боброва И.А.

 

Февраль 2025 г.

С. Бичура.

Мастер-класс по изготовлению  народной тряпичной куклы

«Колокольчик»

Цель: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

 

Задачи:

  • научить педагогов мастерить тряпичную куклу;
  • вызвать интерес к  народному творчеству;
  • заинтересовать участников мастер-класса в возрождении  и  сохранении народных традиций.

Назначение: Трогательная кукла, выполненная своими руками, может быть подарком для близкого человека, оберегом для ребёнка. Кукла может занять почётное место в доме как талисман или символ достатка. Это игрушка для души. Она может вызвать желание заняться данным ремеслом, научить своих детей мастерить кукол, тем самым приобщать их к народному искусству.  

План мастер - класса:

  1. Вступление - Знакомство с историей тряпичной куклы.
  2. Технологическая часть.
  3. Практическая часть. Выполнение творческого процесса в материале.
  4. Просмотр и подведение итогов.

Цель: расширение знаний педагогов об истории тряпичной куклы.

Задачи: 

  • познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы на примере куклы «Колокольчик»;
  •  повысить профессиональный уровень педагогов;
  • активизировать применение народного творчества в работе с детьми;
  • раскрыть творческий потенциал педагогов;
  • побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью. 

Предварительная работа: подготовка схемы и материала для изготовления

куклы, подготовка презентации «Народная тряпичная кукла -  средство приобщения детей к истокам русской народной культуры», подбор литературы по теме; оформление мини-выставки различных готовых тряпичных кукол изготовленных детьми, педагогами и родителями.

Материалы и оборудование:

  • Три квадратных лоскута разноцветной ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами 25, 20, и 15 см.
  •  Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.
  •  Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки).
  • Цветной лоскутик треугольной формы для платочка.

 

Уважаемые участники, я рада приветствовать Вас на своём                 мастер-классе.  Хочу научить вас тому, чему сама недавно научилась, а  быть  может у вас и лучше выйдет.

 Как утверждают психологи: игрушки, с которыми ребенок играет в детстве, влияют на его характер,  но в наше  — детские магазины завалены игрушками сомнительного вида : инопланетянами, и страшными роботами. Производителям не откажешь, но лишь об одном, похоже, никто не думает: чем больше агрессивных изображений видит малыш, тем больше гнева и ярости накапливается в нем самом.

Результатом игр с такими игрушками могут возникнуть  эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, появление детских страхов,  

Размышляя над тем, как оградить детей от таких игрушек, я вспомнила про русскую народную игрушку -куколку.

 

Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка.                                  В ней много любви и теплоты, которые  выражаются в заботливом  ее исполнении.

 

По своему назначению игрушки-куколки  делятся на три большие группы: куклы – обереги, обрядовые и игровые.

 

 

 Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

 На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет». Сегодня я предлагаю Вам сделать куклу – «Колокольчик

 

- Я предлагаю Вам сделать куклу – тряпичную,

  А значит необычную!

  До сих пор она без лица – решил так человек!

  Чтоб злые духи не могли вселиться в куклу – оберег!

  Хранит покой и счастье, здоровье бережет,

  Учит быть мастерицами и к доброте зовет!

Ход работы:

1. Берём вату и скатываем в шарик.

2. Этот шарик из ваты кладём в центр большого круга и обвязываем его.

3. Получилась первая (самая нижняя) юбочка (желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка).

4. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.

5. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

7. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

8. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты - цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

9.Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

10. На ручку(и) привязываем колокольчик. Наша куколка «Колокольчик» готова.

Итог: Изготовив куколку «Колокольчик» своими руками, и подарив ее, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Я уверена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любовь к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Напомню, что эта куколка-«Колокольчик»  веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Я желаю Вам всего хорошего!

     Для того чтобы вы  могли сделать совместно с детьми куклу-«Колокольчик» предлагаю вам памятки с инструкцией.

C:\Users\Люда\Desktop\СХЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ\Кукла-колокольчик СХЕМА.jpg

D:\ВОСПИТАТЕЛЬ\ФОТО с ГОДАНовая папка\DSC00098 (1).JPG

D:\ВОСПИТАТЕЛЬ\ФОТО с ГОДАНовая папка\DSC00099 (1).JPG

D:\ВОСПИТАТЕЛЬ\ФОТО с ГОДАНовая папка\DSC00100 (1).JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению русской тряпичной куклы "Колокольчик".

В мастер - классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик".Данный мастер - класс будет полезен как педагогам так и родителям, по ознакомлению дошкольников с истоками русс...

Изготовление русской тряпичной куклы "Колокольчик"

Конспект совместной с родителями образовательной деятельности Изготовление русской тряпичной куклы "Колокольчик"...

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик».

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка поя...

Конспект совместной деятельности с детьми «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»»

Цель образовательной деятельности: Познакомить с историей народной тряпичной    куклы, технологией изготовления куклы «Колокольчик»....

Мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колокольчик».

В продолжении реализации образовательного проекта «Народная кукла» в нашем детском саду прошел мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колок...

консультация для воспитателей "Решение задач художественно-эстетического развития через совершенствование изобразительных навыков и ценностно-смыслового восприятия дошкольников в процессе изготовления русской народной тряпичной куклы "Колокольчик"""

консультация для воспитателей "Решение задач художественно-эстетического развития через совершенствование изобразительных навыков и ценностно-смыслового восприятия дошкольников в процессе изготов...