Семинар-практикум "Нейроигры и упражнения в работе с дошкольниками"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Тезикова Светлана Александровна

Семинар позволяет познакомить воспитателей с нейропсихологическими играми и упражнениями, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия, когнитивных функций и эмоционального интеллекта у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_neyroigry.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с дошкольниками.» 

   Цель: познакомить воспитателей с нейропсихологическими играми и упражнениями, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия, когнитивных функций и эмоционального интеллекта у дошкольников.

    Задачи:

1. Раскрыть роль нейропсихологического подхода в условиях роста когнитивных и эмоционально-волевых нарушений у детей.

2. Отработать практические навыки использования нейроигр для разных блоков мозга.

3. Создать банк упражнений для внедрения в ежедневную практику.

 1. Вводная часть (20 мин)

**Приветствие и актуализация темы.

- Упражнение «Мои ожидания»

Поделитесь: "Для меня нейропсихологические игры — это…"»*.

- Мини-дискуссия:

- Какие трудности в развитии детей вы наблюдаете чаще всего? (гиперактивность, дефицит внимания, дисграфия, эмоциональная нестабильность).

- **Теоретический блок:

        - Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Нейроигры - это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Использование на практике нейроигр служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

      С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

• ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг;

• развивается зрительно-моторная координация;

• формируется правильное взаимодействие рук и ног;

• развивается слуховое и зрительное внимание;

• ребенок учится последовательно выполнять действия;

     Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

2. Практическая часть  

Блок 1. Межполушарное взаимодействие 

Упражнения:

«Зеркальное рисование». Рисование сердечек, геометрических фигур двумя руками одновременно.

«Кулак-ладонь-ребро». Поочерёдная смена положений рук (усложнение: добавить ноги).

«Нос-ухо». Левая рука держит нос, правая — противоположное ухо, затем смена.

«Фонарик». Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

Глазодвигательное упражнение «Часы». При повороте глаз вправо, язык тоже поворачивается вправо, при повороте глаз влево, язык – влево и т. д. Когда глаза сходятся к переносице, язык сильно высовывается.

«Нейромяч» Педагоги работают в парах. У каждого участника по мячу в руке, желательно, чтобы они были разного цвета. Пара сидит напротив друг друга. Сначала под счёт 1-2 перекладывают мяч из одной руки в другую. Затем перекладывают мяч в руки друг другу. Потом предают мяч по диагонали, меняя руки (поочерёдно то правая, то левая сверху).

«Игра двумя руками». Ребёнку предлагаются две ёмкости, зелёные и красные пуговицы. В процессе игры используются сразу две руки. Ребёнок должен расформировать пуговицы по цветам. Например, правой рукой выбираются зелёные, а левой – красные пуговицы.

Блок 2. Развитие внимания и памяти 

Игры:

«Повтори ритм». Воспитатель отстукивает ритм, участники повторяют (можно усложнить хлопками + шагами).

«Найди пару». 

 В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, буквы и т. д.

Можно сначала показывать пальцами рук, далее можно предложить обводить маркером. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

«Запрещённое движение». Участники  повторяют движения ведущего, кроме одного (например, «не поднимать руки»).

Блок 3. Эмоциональный интеллект и саморегуляция

Техники:

«Эмоции в движении». Изобразить радость, злость, удивление через жесты и мимику.

«Дыхание шарика» Представьте себе жёлтый или оранжевый тёплый шарик, который расположен в животе, он сдувается и надувается в ритме вашего дыхания. Глубоко вдохните и медленно выдохните, на выдохе предлагаю вокализировать, пропевая звук «о», «у», «а». Детям мы можем после усвоения дыхательного упражнения предложить согласовать его с движением. Например, сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. Со вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только кистью). С выдохом левая кисть идёт вниз, правая –вверх.

«Стоп-игра». Под музыку дети двигаются, когда музыка останавливается — замирают в заданной позе.

Самомассаж «Пробуждение нейронов». Растирание мочек ушей, постукивание по ключицам, массаж пальцев.  

3. Рефлексия и обмен опытом (10–15 мин)

- Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своем работе.

А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:

• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.

• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.

• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.

Круглый стол: 

- Какие игры вызвали затруднения?

- Какие готовы внедрить в свою группу?

Чек-лист «5 нейроигр на неделю»:

 каждый участник выбирает игры для апробации.

Раздаточный материал:

 буклеты с описанием игр, шаблоны для упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР

В игре развивается интеллект, творческие способности, память, внимание, наблюдательность, воля, сообразительность. Главное, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно живо игры...

«Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР»

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность орга...

Консультация «Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками».

Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками....

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы...

Использование релаксакционных упражнений в работе с дошкольниками

Использование релаксакционных упражнений в работе с дошкольниками...

Выступление на педагогическом совете по теме "Кинезиологичесие упражнения для работы с дошкольниками"

 В настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями ка...

использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ УЛУЧШАЮТ РАБОТУ МОЗГА : ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ И ДРУГИЕ ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ...