Консультация для педагогов "Что такое адаптация"
консультация
Адаптация – это привыкание человека к новым условиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Что такое адаптация»
Адаптация – это привыкание человека к новым условиям: Физическим:
- Новые игрушки, среда, обстановка, помещение.
- Новые условия: сна, гигиены, приема пищи.
- Большое количество детей в группе
- Новый режим: сна, питания, жизни.
- Правила (в том числе необходимость ждать) Психологическим:
- Новые взрослые (много и сразу)
- Новые знакомства со сверстниками
- Ребенок находится без родителей (и сам должен выстраивать коммуникации)
- Со всеми на равных (даже с бабушкой или няней был «Героям дня»
Особенность детей до 3 лет – психика не находится на нужном уровне развития, механизмы не сформированы. Ребенок до этого находился дома и все было не так: ребенок ел другую пищу, не по времени. Тоже самое со сном. Дома редко наблюдается налаженный режим дня.
В детском саду ребенку постоянно приходится ждать своей очереди. Ждать, когда поставят компот, когда помогут одеться. Не умеющие ждать малыши, испытывают стресс и закатывают истерики. Ждать – это очень важное умение. Умеющий ждать ребенок бережет нервы свои и родителей. Ждать – это потерпеть, переключиться, занять себя чем- то. Ждать – это когда все прихоти не выполняются сию минуту. Ждать – это понимание, что есть другие, со своими желаниями и потребностями.
Для легкой адаптации к садику научите ребенка ждать.
Когда дети переживают адаптацию:
-новый набор в ясельную группу
-впервые идет в детский сад: в середине года, но отдельно от всех.
-перевод группы из ясельной в младшую
-переход в другой детский сад
Выделяют три фазы адаптации:
- фаза – острая (примерно 2 недели). -слезы, истерики, нарушение сна, температура, регресс (хуже становится речь, начал писаться, перестает одеваться и т.д.). В острую фазу данные проявления – это норма.
- фаза (около месяца) – подострая. Адаптация не заканчивается, но все сдвиги нормализуются, дети меньше болеют.
- фаза- компенсации. Адаптация завершена, происходит рост в развитии.
Острая фаза
- Легкой степени (2 недели) – идет на контакт, нормализуется аппетит, ведет себя спокойно, нет нарушения сна.
- Средней тяжести (примерно месяц) – признаки стресса.
- Тяжелая (6 месяцев и более) – не идет на контакт, теряет все навыки. Бывает редко, но возможно.
Когда не время отдавать ребенка в садик (когда нужно перенести)
- только отучились от груди - отучаем или раньше, или уже позднее, не одновременно)
-семейные проблемы (развод и тд)
-рождение последующих детей (лучше до рождения. Если после у ребенка подсознательно может быть ощущение, что его отдали в детский сад, потому что родился другой ребенок)
-тяжелая болезнь
-переезд (стресс от смены обстановки. Стресс – не всегда плохо, переезд — это тоже стресс, даже если ребенок доволен).
Адаптация ребенка зависит от самих детей, родителей и воспитателей.
Дети:
-возраст
-индивидуальные особенности психики и характера
-опыт нахождения без мамы с другими взрослыми (если с другими взрослыми не находился, то будет сложно. Можно попробовать оставить ребенка с кем-то из вашего ближайшего окружения, но с теми, кто не живет с вами – подруга, сестра. Сначала на вашей территории, потом на чужой на 10-15 мин.). Адаптация у того ребенка протекает существенно легче, который расставался с мамой, а не у того, у которого весь круг общения ограничивался родителями. Для адаптации очень важен досадичный опыт разных позитивных контактов.
-опыт коммуникации с детьми (тренажер –детские площадки)
-навыки самообслуживания (ходить на горшок, кушать ложкой, самостоятельно засыпать, без пустышки и груди).
-навыки общения (может попросить о помощи, насколько хорошо может контактировать со сверстниками).
Родители:
-время и возможности семьи на адаптацию (от 2 недель). Я знаю, что есть отважные родители, которые считают, что лучший способ научить плавать – это выбросить из лодки по середине реки. Соответственно лучший способ адаптации – оставить сразу и на целый день. «Поревет и перестанет» - говорят они. Конечно, перестанет. С этим можно согласиться. Рано или поздно ребенок перестанет плакать хотя бы потому, что он устал, нет сил даже на слезы. Но нет гарантии, что это пройдет без последствий для детской психики.
К психологической травме приводят события, превосходящие возможности осмысления и выдержки. Если мы объясним ребенку, куда и зачем уйдет мама, и оставим его на время, которое он сможет выдержать (полчаса, час, постепенно увеличивая интервал), то травмы не будет. Если ничего не объясним и оставим на целый день, несмотря на то, что ребенок раньше не имел опыта разлуки с мамой, то вероятность травмы высока. Если оставим на целый день, но при этом у ребенка уже есть неоднократный опыт, когда он проводил без мамы более длительное время, то это тоже не будет травматично для психики.
У разных детей разные адаптационные способности, разный жизненный опыт – эти факторы нужно учитывать. Если бы меня, обучая плавать, выбросили из лодки на середине реки, я бы, пожалуй, утонула.
- доверие к воспитателю и детскому саду
-собственный опыт посещения детского сада
-осведомленность об особенностях адаптации
-согласованность в действиях с педагогом.
Сложности, с которыми мы столкнемся при адаптации детей 1,5- лет:
-нет потребности в совместной игре с другими детьми (до 3 лет дети играют рядом, но не вместе)
-основной ориентир – мама. Высокая потребность в своем взрослом.
- плохо развита речь.
-недостаточно сформированы навыки самообслуживания.
-тяжелее болеют, режутся зубы.
Реакции детей в период адаптации:
--негативные эмоции, капризность
-частые болезни
-отказ идти в детский сад, активное сопротивление.
- затянутость ритуалов (медленно ест, идет, одевается)
-нежелание общаться с детьми в детском саду, дома, на площадке.
-регресс навыков (психических и физиологических)
-ухудшение сна, аппетита.
Все эти проявления – это норма. Слезы – это выход эмоций. Было бы странно, если бы разлука с мамой никаких эмоций не вызывала. Это ответная реакция психики на стресс.
Не нужно добиваться того, чтобы этого не было. Так психика реагирует на весь комплекс новых условий.
Нормальная реакция, как это ни странно звучит – упасть на пол, кричать и бить ногами. 30 процентов детей так реагируют. И это даже хорошо, выход эмоций. Гораздо хуже, когда ребенок не кричит, но сильно переживает расстояние. Сдавленные невыраженные эмоции могут перейти в психосоматические заболевания.
Даже если ребенок в данный момент кричит и валяется на полу – это временно, ситуация под контролем, так как у нас в голове есть разные варианты дальнейшего развития событий. Полагаясь на опыт, примерно представляю, сколько этот плач может продлиться, что еще можно предпринять для успокоения ребенка.
Слезы при адаптации не обязательны. Да, по наблюдениям горюющих детей больше. Но есть дети, которые легко адаптируются. Они уже доросли до возраста, когда со сверстниками играть интереснее, чем с мамой. Есть дети, у которых базовое доверие к миру настолько велико, что они легко идут в новые контакты. Есть дети, у которых познавательный интерес сильнее инстинкта самосохранения, поэтому они с радостью ныряют в новый опыт, в незнакомую среду.
Но важно уметь отличать, когда отсутствие слез – это норма. А когда является тревожным симптомом.
Тревожный симптом – если ребенок уходит в «эмоциональную заморозку». Он настолько в стрессе, что даже плакать не может. Ни с кем на контакт не идет, в играх не участвует, к игрушкам не подходит. Не пьет, ни ест, не замечает дискомфорта. Намочит штаны – и никак не реагирует. Не отражает происходящее вокруг. Сидит на одном месте, вцепившись в игрушку, принесенную из дома. Абсолютно безучастен. Ушел в себя, не замечает происходящее вокруг. «Включается» только когда снова видит маму. В этот момент расслабляется, появляются слезы. Воспитатель говорит: «Без вас все отлично
было, хорошо себя вел, не плакал. Да не плакал, но как будто и не жил. Важно замечать детали».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Указаны поведенческие реакции ...
Консультация для родителей "Что такое адаптация к детскому саду?"
Психологические особенности протекания процесса адаптации у детей раннего возраста. Уровни адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая....

Консультация для родителей "Что такое адаптация?"
Консультация для родителей "Что такое адаптация?"...
Консультация для родителей "Что такое адаптация"
Адаптация раннего возраста к детскому саду....
Консультация для родителей "Что такое адаптация?"
Консультация...

Консультация "Что такое адаптация?"
laquo;Что это такое - адаптация?»Это привыкание или приспособление организма к совершенно новой обстановке. Для малыша детский сад является новым неизвестным еще пространством, с новыми отношен...

