Мастер-класс"Использование технологии "синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
материал
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, распространение инновационной педагогической технологии.
Задачи:
- познакомить педагогов с технологией «Синквейн»;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию «Синквейн» для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Использование технологии « синквейн» в развитии речи старших дошкольников»».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, распространение инновационной педагогической технологии.
Задачи:
- познакомить педагогов с технологией «Синквейн»;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию «Синквейн» для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Надеюсь, мастер-класс будет для вас интересным и полезным.
На сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста, что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Дети испытывают трудности в разговорной ,устной, связной речи. Для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, ошибки в употреблении предложных конструкций. Традиционная методика обучению развития речи рекомендует использовать прием «образец рассказа педагога», что является недостатком для ребенка. Это проявляется в том, что он повторяет то, что услышал.
Таким образом, ему не приходится особо размышлять, использовать какие-то свои выразительные средства. В итоге детям становится скучно и неинтересно.
ФГОС дошкольного образования требует от воспитателя глубокого продумывания методов и приемов к образовательной деятельности, так как роль воспитателя является
направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать свое мнение, предположение. В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.В начале XX века ,форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси. Можно сказать, что синквейн-это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл(характеристика в краткой форме).
Использование технологии позволяет решить сразу несколько важнейших
задач:
- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и
обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
- закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- значительно активизирует словарный запас;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
-активизирует мыслительную деятельность;
- совершенствует умение высказывать собственное отношение к
чему-либо;
- стимулирует развитие творческого потенциала.
Дидактический синквейн- один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
-его простота, могут составить все;
- в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности;
- синквейн является игровым приемом;
-составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;
- составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.
1 этап-подготовительный(сентябрь-декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями:
- «слово-предмет»,
- «слово-признак»,
- «слово-действие»,
- «слово-ассоциация»,
- «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.
Через какие формы образовательной деятельности проводится обогащение и активизация словаря по словам предметам, признакам и действиям: Словесные игры и упражнения( «Кто это?», «Что это?», «Узнай по описанию», «Скажи какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?»; дидактические игры: «Найди пару», « Слова с противоположным значением» и др. ; игры малой подвижности «Что мы делаем-не знаем», «Живые слова» и т. д.
2этап-основной
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн( с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдению правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. В пятой строке одно слово не обязательно, может быть два или три.
Правила составления синквейна:
– заголовок, тема синквейна, состоит она из одного
слова – имени существительного.
– пишутся два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
– записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
– размещается целая фраза, предложение в которой
ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть
крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение
составителя синквейна.
– это слово - резюме, которое заключает в себе идею
темы. Эта строка может содержать только одно слово –
существительное, но допускается и большее количество слов.
Составление синквейна похоже на елочку.
Модель синквейна:
Слово-живой предмет( Кто?) треугольник с кружочком
Слово-неживой предмет( Что?) треугольник
Слово-определение( Какой? Какая? Какое? Какие?) треугольник с кружочком в горошек
Слово-действие( Что делает? Что делают?) треугольник с кружочкам с ручками и ножками
3этап-практический
Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком.
Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей .Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.
Пример синквейна
1.Ель
2. Пушистая, чудесная
3. Растет, веселит, радует
4.Я люблю зимнюю ель
5. Новый год,детство
Составление синквейна по предметной картинке
1.Что это?
Арбуз
2. Подбери два слова-признака.
Какой арбуз?
Круглый вкусный
3. Подбери три слова-действия.
Что делает арбуз?
Катится, растет, зреет
4. Составьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я люблю сочный арбуз
5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».
Ягода
Обратная форма синквейна
5.Дикое животное
4.В наших лесах живут зайцы
3.Скачет,прячется,боится
2.Белый,пушистый
1. Заяц
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
Например, дан синквейн без указания темы первой строки- на основе существующих строк необходимо ее определить.
1._______
2.Растет, стоит
3.Белоствольная,стройная,русская
4.Я любуюсь стройной________
5.Дерево
Как работать с синквейном?
Можно предложить следующие способы работы дошкольников с
синквейнами:
1 Составление нового синквейна.
2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с
использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
3 Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4 Анализ неполного синквейна без указания темы и определения
названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейном:
1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.
2.Самостоятельно на практическом занятии.
3. В составе подгруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн,сосотавленный по выбранной теме.
4.В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Достоинством данного метода можно считать его интегративность, использование в художественном творчестве ,в разных видах совместной деятельности( в процессе игры, наблюдений ,экспериментирование и другой совместной деятельности педагога и детей этот метод помогает закрепить, уточнить и конкретизировать знания детей).
Например, в процессе наблюдения за цветами можно составить коллективный синквейн о бархатцах, в сюжетно-ролевых играх про профессии взрослых, в экспериментировании про воду, бумагу, воздух. Все зависит от творчества педагога.
Составление синквейна по сказкам(«Кот,петух и лиса»)
1.Лиса
2.Хитрая, наглая
3.Обманула,обхитрила, выманила
4.Лиса поступила плохо
5.Обманщица
Результативность данного метода
- дети быстрее усваивают различные понятия и их содержание;
-расширяется и актуализируется словарный запас;
- закрепляются знания о частях речи, предложении;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов;
- дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
-вырабатывается способность к анализу.
Давайте с вами потренируемся в составлении синквейнов.
Составляем синсвейны со словами жираф, лев, груша, самолет.
Жираф
Высокий Стройный
Жует пьет бродит
Он живет в жарких странах
Длинношеий красавец
Лев
Сильный красивый
Рычит нападает охотится
Он главный среди зверей
Царь зверей( хищник)
Груша
Желтая сладкая
Спеет наливается зреет
Груша очень вкусный фрукт
Фрукт(вкуснятина)
Самолет
Быстрый реактивный
Перевозит взлетает садится( приземляется)
Я люблю летать на самолете
( Быстро доставит людей)
Воздушный транспорт( птица)
Потренируемся в составлении обратного синквейна: Воспитатель, Родина, листья.
Наставник
Вторая мама для ребенка
Развивает помогает учит
Заботливая мудрая
Воспитатель
Отчизна
Где родился- там и пригодился
Оберегает защищает зовет
Бескрайняя великая
Родина
Фотосинтез
Они растут на деревьях
Зеленеют желтеют выделяют
Простые сложные
Листья
И составим с вами неполный синквейн:
Пушкин
Великий талантливый
Любил создавал писал
Гордость русской литературы
Гений
Космос
Бескрайний черный
Манит удивляет зачаровывает
Это дом для небесных тел
Вселенная
Дом
Большой уютный
Греет защищает строится
Он нужен всем людям
Убежище
И в заключении :
1Тема: Мастер-класс
2 Признаки ….
3 Действия
4 Свое отношение…
5 Ассоциация
Мастер-класс
Познавательный, актуальный
Обучает, развивает, объединяет
Мастер-класс – это опыт!
Мастерство
Я благодарю вас за нашу совместную работу, надеюсь, что моя информация была интересна и полезна и возможно вы заинтересуетесь данным методом, чтобы добиться желаемых результатов в своей работе. Работа по составлению синквейнов– источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.
Удачи в творчестве!
Спасибо
за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Конспект мастер-класса "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"
Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер – класс«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как с...

Мастер — класс «Сказка как средство развития речи у дошкольников»
Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти короткие интересные истории о драконах, принцессах, добрых волшебниках и невероятные приключения храбрых рыцарей просто обожают все ...

