Картотека игр на развитие внимания
картотека (старшая группа)
Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счёту, письму. Достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и лёгкую социализацию ребёнка. В этой статье вы узнаете об особенностях внимания у дошкольников и о приёмах, которые помогут его развить.
Особенности внимания у дошкольника
К 5–6 годам внимание детей становится устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилам взрослых - например, отобрать несколько фигур определённых формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом.
Память дошкольника в 5-6 лет носит непроизвольный характер - ребёнок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания, но в то же время определяются, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями дошкольника.
Свойства внимания
Развивать внимание проще, если знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребёнка.
Объём внимания
Объём внимания - количество предметов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Объём внимания развивается с возрастом. Оценить объём внимания позволяет несложный тест. Раскладываем на столе несколько предметов (10–12), накрываем их чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем убираем ткань на 3 секунды, просим ребёнка запомнить, какие предметы находятся на столе, и снова накрываем их тканью. Затем просим ребёнка назвать предметы, которые он запомнил.
Концентрация внимания
Концентрация внимания - способность удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.
Переключаемость внимания
Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания.
Впечатлительный ребёнок иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания из-за воспоминания о каком-либо сильном образе. Переключаемость и объём внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки существуют специальные упражнения.
Как тренировать внимание
Вокруг множество отвлекающих факторов, и умение сосредоточиться на одной задаче становится всё более ценным навыком. К тому же тренировка внимания у дошкольника влияет на успех обучения в школе.
Игры и упражнения на развитие внимания
У дошкольников игровая деятельность - ведущая. Поэтому лучшим способом развить концентрацию будут игры. Например, игры на запоминание и на поиск отличий, конструкторы, пазлы и другие игры, которые требуют фокусировки внимания на определённой задаче, такие как «Найди отличия», «Что изменилось?», «Найди предмет».
Регулярные занятия
Режим дня помогает организму привыкнуть к определённому ритму жизни, что способствует повышению концентрации внимания.
Физические упражнения
Физическая активность также способствует развитию внимания. Регулярные занятия спортом улучшают кровообращение мозга, что положительно влияет на внимание.
Чтение книг
Во время чтения полезно обсуждать героев, их поступки, события, происходящие в книге. Это поможет малышу лучше понимать сюжет и следить за ним.
Занятия в шумной обстановке
Для развития концентрации внимания полезно заниматься с ребёнком какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку погромче.
Развитие мелкой моторики
Внимание у дошкольников улучшают занятия, направленные на развитие мелкой моторики: рисование, лепка из глины, сборка конструкторов.
Поддержка со стороны родителей
Родители могут помочь развивать внимание у своих детей, создавая специальные условия для игр и занятий, например, обеспечить ребёнку спокойную обстановку дома. Шум, суета, яркие цвета могут отвлекать малыша от занятий.
Поощрять самостоятельность ребёнка
Самостоятельные действия помогают развивать навыки самоконтроля и управления своим вниманием.
Самостоятельность ребёнка: как развить и укрепить внимание дошкольника?
Хвалите ребёнка за успехи в развитии внимания. Похвала стимулирует желание продолжать заниматься и улучшать свои результаты.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, поэтому методы развития внимания могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей. Создание интересной и стимулирующей среды, а также поощрение и поддержка со стороны взрослых помогут детям развивать свои навыки внимания и концентрации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие внимания для детей 5-6 лет
Найди отличия
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
❀ Игроки становятся в пары. Дайте каждому игроку возможность внимательно рассмотреть своего партнера.
❀ Затем оба игрока поворачиваются спиной друг к другу и вносят в свою внешность несколько незначительных изменений: ь прическе, в выражении лица, в одежде, в чем-нибудь таком, что можно увидеть.
❀ Когда все готово, они снова поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти отличия.
❀ Повторите игру несколько раз, меняя партнеров и увеличивая количество отличий.
Поём вместе
Количество играющих: 1-4 человека.
❀ Ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню, например: «Я на солнышке лежу...».
❀ При этом песня исполняется вслух, когда ведущий хлопает один раз. Если ведущий хлопает дважды, дети продолжают петь песню, но про себя, на один хлопок — опять вслух и т. д.
Одеяло
Количество играющих: 6-8 человек.
Инвентарь: два стула, покрывало.
❀ Игроки делятся на две команды. Команды садятся друг против друга; между ними вешается покрывало в виде занавеса.
❀ Игроки одной команды не должны видеть игроков другой команды.
❀ Каждая команда по секрету от другой выбирает игрока, который садится ближе всех к покрывалу, лицом к нему.
❀ На счет «три» покрывало падает. Игроки, сидящие у покрывала, должны громко назвать имена друг друга (наблюдающие за ними товарищи по команде не должны им помогать).
❀ Тот, кто назовет первым, — выигрывает и ведет соперника на свою сторону.
❀ Выигрывает та команда, которая набрала больше игроков к концу игры.
Съедобное и несъедобное
Количество играющих: 1—6 человек.
Инвентарь: мяч.
❀ Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей.
❀ Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его.
Слышать шум
Количество играющих: 3 — 6 человек.
❀ В этой игре дети учатся слушать сразу несколько говорящих. Сначала двое (две группы) играющих говорят одновременно два разных слова.
❀ Выбранный ребенок должен угадать эти слова. Затем количество произносимых слов увеличивается.
Волшебное слово
Количество играющих: 1—6 человек.
❀ Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте» и т. д.
❀ Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».
❀ Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).
Снежный ком
Количество играющих: 6-10 человек.
❀ Игроки встают в круг. Первый игрок называет свое имя.
❀ Игрок, стоящий справа от него, называет имя первого игрока и добавляет к нему свое.
❀ Игра продолжается от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит имена всей группы.
Будь внимателен
Количество играющих: 1—6 человек.
❀ Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.
❀ Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
❀ Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.
Чего не хватает?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: несколько игрушек.
❀ Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.
❀ Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.
❀ Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.
Найди игрушку
❀ Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: «Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой» (мяч).
РЕКЛАМА
Поющие животные
Количество играющих: 2-6 человек.
❀ Играющим предлагается представить себя животными, любящими петь.
❀ Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать и т. д.) какую-нибудь песню, например, «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать ее.
Повтори картинку
Инвентарь: бумага, ручки или карандаши.
❀ На листе бумаги нарисуйте какую-нибудь простую картинку. Например, геометрическую фигуру, одну или две.
❀ Покажите ребенку ваш рисунок в течение 2-3 секунд. Уберите рисунок.
❀ Попросите ребенка нарисовать увиденное.
Земля, вода, огонь, воздух
Количество играющих: 1-6 человек.
❀ Играющие садятся в круг. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
❀ Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
❀ Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
Пантомима
Количество играющих: 1—4 человека.
❀ Попросите детей изобразить мимикой и жестами некоторые ситуации. Например:
♦ показать, что на улице холодно;
♦ вдеть нитку в иголку;
♦ постучать в дверь;
♦ расчесаться.
❀ Можно изобразить походку разных людей. Например:
♦ манекенщицы;
♦ старика;
♦ спешащего человека;
♦ балерины;
♦ человека, который несет тяжелые сумки;
♦ и многое другое.
❀ Можно попросить ребенка самому выбрать какую-либо ситуацию и изобразить ее, а других — попробовать отгадать, что это за ситуация.
Стоп, хоп, раз
Количество играющих: 1-6 человек.
❀ Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» — подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении.
❀ При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.
❀ Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Чей ботинок?
Количество играющих: от 3 человек.
❀ Дети садятся на лавку (стулья) в ряд и снимают обувь, один из них, голящий, садится спиной.
❀ Ведущий берет по одному ботинку и спрашивает : «Чей ботинок?».
❀ Волящий называет имя игрока. Ведущий ставит ботинок у ног названного ребенка. И так пока не закончится обувь.
Сыщик
Количество играющих: 1-8 человек.
❀ Попросите трех или четырех детей выйти вперед. Сообщите остальным детям, что среди тех, кто стоит перед ними, есть загадочная личность, которую надо «вычислить». Давайте детям подсказки и наводящие вопросы, которые помогут им догадаться, кто же именно эта загадочная личность.
❀ Начните с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и т. д.
❀ Если ни одна из этих подсказок не поможет детям, они могут использовать следующий прием: попросить всех, кто не удовлетворяет определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы скажете, что загадочная личность носит коричневую обувь, то каждый стоящий ребенок, который не обут в коричневую обувь, должен сесть.
❀ По мере того, как у детей развивается наблюдательность, увеличивайте численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.
Птицы и ветер
Количество играющих: 1—6 человек.
❀ Дети бегут друг за другом и, размахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу взрослого: «Ветер, буря» они запрыгивают на диван или стулья.
❀ По сигналу: «Хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала «Ветер, буря» снова ищут себе места.
Ухо - нос
Количество играющих: 1 - 6 человек.
❀ Дети (ребенок) сидят или стоят.
❀ Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взяться правой рукой за свое левое ухо, а левой — за нос.
❀ Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться правой рукой за нос, левой — за правое ухо, и так повторить несколько раз.
❀ Кто меньше всех ошибется, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре. По ходу игры следует приговаривать: «ухо - нос, ухо - нос» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Картотека игр на развитие внимания и мышления.
Задачи: развивать зрительную память ребенка....
Картотека игр на развитие внимания.
Игры на развитие внимания....

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего возраста
Картотека на развитие внимания для детей старшего возраста...




