Мастер классы для педагогов
материал
Мастер класс 22-23
Мастер-класс 23-24
Мастер-класс 24-25
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.34 КБ | |
| 26.8 КБ | |
| 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов на тему:
«Развитие фразовой речи у детей пятого года жизни посредством метода «фантастическое сложение».
Книги талантливого итальянского писателя Джанни Родари по праву вошли в золотой фонд мировой детской литературы, которую сегодня невозможно представить без его веселых, озорных стихотворений и сдобренных острой социальной направленностью сказочных повестей. Родари - автор следующих сказочных повестей: «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Торт в небе». В 1970 году Родари удостоен Золотой медали Х.К. Андерсена.
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ
Суть: Добавить к объекту новый элемент, связь, функцию, свойство, которые мы можем «взять» от другого объекта выбранного случайным образом Примечание: Примечание: В качестве случайного объекта может выступать и изменяемый объект +
Алгоритм: 1. Выбрать объект, который необходимо изменить придать ему новые фантастические свойства; 2. Выбрать объект от которого мы будем брать (донор); 3. Перенести на изменяемый объект от донора элемент, связь, функцию или свойство, которого у него нет; 4. Изменить функционирование самого объекта и/или окружающую среду так, чтобы полученный объект был жизнеспособен или востребован + Изменяемыйобъект ОЪЕКТ-ДОНОР Элементы Функции Связи Свойства
Пример: Задание: Изменить объект «ЗМЕЯ» Таким образом, чтобы получился новый фантастический объект. Объект донор: Змея и Птица. Перенесем на объект элементы и функцию.
Изменяемый объект Объекты - доноры
Объект – донор ЗМЕЯ Голова Туловище Хвост Переносим голову удваивая ее
Объект – донор ПТИЦА - Туловище Крылья Хвост Ноги Функция - ЛЕТАТЬ Переносим: крылья, ноги и функцию летать.
Продукт – ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие связной речи у детей шестого года жизни посредством метода «фантастическое сложение».
Суть метода – в объединении предметов, идей, свойств, процессов в любом их сочетании.
Более сложный вариант, не предусматривающий четкого алгоритма, представляет из себя свободное фантазирование и объединение исходного объекта с любым другим с целью нужного результата.
- Предмет +предмет
Примером этого сложения являются приёмы:
- Объединение;
- Бином Фантазии;
- Морфологический анализ.
СЛАЙД 4.
- Процесс + процесс
На этом сложении основана одна из мнемотехник: Рисование = Запоминание
Из фантастических идей — при появлении призраков происходит похолодание окружающего воздуха (фильм «Шестое чувство»)
Сказочная идея — при съедении яблока вырастают ослиные уши и огромный нос («Маленький Мук»).
- Свойство + свойство.
(Складываются различные Признаки объектов)
Например: Размер + Влажность. Гидрогелевые шарики — чем больше влаги, тем они больше в размере и объеме.
Фантастическая идея: Запах + Вес — представим, что люди научились по запаху определять вес (массу объекта). Как это было бы удобно использовать в магазине! Сразу можно было бы вычислить обман в весе упаковки какой-либо продукции или продавца, который обвешивает покупателя. Да и выражение «тяжёлый запах» стало бы использоваться в прямом смысле.
Так же возможны любые сочетания:
- Предмет+Процесс: шапка-невидимка – надевая шапку, человек становится невидимым.
- Предмет+Свойство: термоодеяло — одеяло, оснащенное датчиками и способное устанавливать комфортную температуру для сна человека (учитывает температуру окружающего воздуха и состояние человека – мерзнет он или ему жарко, это индивидуально: при одной и той же температуре кому-то зябко, а кому-то хорошо).
- Процесс+Свойство: тайное письмо – написанный молоком текст при нагревании изменяет свой цвет и становится видимым.
Объединение – один из самых интересных, простых и понятных детям приемов. В зависимости от цели, принцип объединения можно использовать для преодоления психической инерции и фантазирования, создания необычных предметов, решения противоречий в открытых задачах, придумывания сказочных историй.
Это действие «фантастической математики» — фантастическое сложение. Это один из приемов решения технических противоречий, которым пользуются инженеры-изобретатели, адаптированный для работы с детьми.
Объединяя объекты различными способами, можно получить множество интересных идей. В частности – придумать необычные и полезные предметы на основе уже имеющихся, привычных и обыденных. Но посмотреть на хорошо знакомый предмет с нового ракурса, увидеть ресурсы и возможности его усовершенствования или нового применения.
Способы объединения:
- Объединить одинаковые предметы
- Объединить разные предметы, которые используются в одной деятельности
- Объединить одинаковые или разные предметы, которые используются в одно время
- Объединить в одном предмете полезные функции других предметов
СЛАЙД 5.
Рассмотрим возможности приема объединения на примере расчески.
Функция расчески (языком ТРИЗ) – «расческа разделяет волосы на пряди».
1. Объединить много расчесок. При сохранении функции мы получаем массажную расческу. А можно объединить расчески как-то по-другому, сохраняя или изменяя ее функцию? Например, сделать вывеску салона, выложив из расчесок слово «парикмахерская».
2. Когда и для чего люди пользуются расческами? Во время утренних гигиенических процедур; мастер для создания прически; девочка, причесывающая куклу и т.д. Какие еще предметы понадобятся для этих деятельностей? Может быть, их можно объединить? Конечно, не стоит забывать о рациональности, пользе и здравом смысле. Например, объединять расческу с зубной щеткой в том виде, который они имеют, не стоит. (Почему?) Но в походе или поездке было бы удобно иметь одну вещь вместо двух или трех. Как может выглядеть такая расческа-щетка, чтобы ей было удобно и гигиенично пользоваться?
3. Что люди делают одновременно с расчесыванием? Смотрятся в зеркало, может быть, слушают музыку или передачу, и т.д. Что было бы удобно объединить? Можно пофантазировать, заглянув в будущее (но опирайтесь на уже имеющиеся технологии, не прибегая к волшебству). Например, расческа с голографическим изображением, заменяющим зеркало. Как может выглядеть такая расческа? Конечно, современные устройства для создания голограмм достаточно большие, но не стоит забывать, что первые компьютеры занимали целую комнату. Тем не менее, такое устройство нужно будет как-то встроить в расческу, это не может быть простая «кнопочка», при нажатии на которую каким-то непонятным образом появляется изображение. Или, возможно, расческа сама станет частью какого-то приспособления, создающего голографическую сферу, в которой можно будет видеть себя во весь рост и со всех сторон.
4. Какие дополнительные возможности расчески были бы полезны? Например, фиксация прически лаком. Или хранение резинки или заколок. Или таймер, сигнализирующий об окончании времени окрашивания волос. Каким образом можно увеличить функциональность расчески?
Предварительный просмотр:
Тема инновационного педагогического маршрута:
«Развитие связной речи у детей седьмого года жизни посредством метода «фантастическое сложение».
Цель: повышение профессионального мастерство педагогов – участников мастер – класса по проблеме развития связной речи детей седьмого года жизни посредством метода «фантастическое сложение».
Ход:
Одним из приёмов «фантастического сложения» является приём «Бином фантазии».
«Бином фантазии», создан известным итальянским писателем Джанни Родари. Это интересная история, в которой увязываются два случайно выбранных и разных по смыслу понятия. Необходимость придумать и рассказать необычную занимательную историю значительно повышает развитие связной речи детей.
Алгоритм работы:
1 Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.
2 Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с предлогов и изменения падежных окончаний.
3 Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания
конкретной ситуации.
4 Сочинение рассказа или истории.
5 Запись рассказа или его схематическое изображение, иллюстраций.
Пример:
1 С помощью пособия разработанного на подобии Круга Луллия или просто
ребенок ткнул пальцем на разные страницы книги и выбрал два совершенно
разных слова (Медведь и журнал).
2 Рассматриваем с ребенком разнообразные вариации данных слов:
- Журнальный медведь
- Медвежий журнал
- Журнал в медведе
- Медведь в журнале
- Журнал у медведя
- Журнал из медведя
- Медведь из журнала
- Журнал на медведе
- Медведь на журнале и т.д.
3 Выбираем комбинацию. Вполне естественные сочетания можно использовать
на начальном этапе применения данного метода:
- Медведь в журнале
- Медведь из журнала.
4 Составляем небольшой рассказ с этой комбинацией:
Котенок Васька играл на столе у дедушки в кабинете. Окно было открыто.
Вдруг подул сильный ветер и раскидал все журналы на столе. Васька увидел
медведя в журнале, медведь ему очень понравился. Васька подумал, что было
бы здорово стать таким же, как этот медведь из журнала, сильным и
красивым.
Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование. Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе.
В процессе использования данного метода улучшается не только
внимание, активная речь, мышление, воображение и творчество ребенка, но и
корректируется его поведение. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
Библиографический список:
1 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Педагогика, 1991 276 с
2 Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошк.
Учреждений. Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002 - 112 с.
3 Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М.: "Прогресс", 1978 -212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_
Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...