Круглый стол с родителями (законными представителями) воспитанников «Ключи семейного счастья»
материал
Круглый стол «Ключи семейного счастья»
Цель: помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка. Способствовать обмену опытом семейного воспитания; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Задачи:
- Создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями.
- Приобщить родителей к участию в жизни дошкольного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Установить контакты с членами семьи воспитанников для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
- Способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Методы и приемы: игровое моделирование родительского поведения; продуктивная деятельность (рисование, аппликация), игровая терапия (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания); сказкотерапия и мульттерапия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Родничок»
Круглый стол
с родителями (законными представителями) воспитанников
«Ключи семейного счастья»
Подготовили:
Клецкова С.Н., педагог-психолог
Селянина Яна Вениаминовна, воспитатель
Рабовол Галина Андреевна, воспитатель
г. Радужный, 2024 г.
Круглый стол
«Ключи семейного счастья»
Цель: помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка. Способствовать обмену опытом семейного воспитания; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Задачи:
- Создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями.
- Приобщить родителей к участию в жизни дошкольного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Установить контакты с членами семьи воспитанников для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
- Способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Методы и приемы: игровое моделирование родительского поведения; продуктивная деятельность (рисование, аппликация), игровая терапия (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания); сказкотерапия и мульттерапия.
Ход мероприятия:
Звучит спокойная музыка. Гаснет свет.
Просмотр мультфильма «Папа, мама и золотая рыбка» («Киевнаучфильм». 1976 г.)
Ведущий. Добрый вечер!
Не случайно мы начали нашу встречу просмотром этого мультфильма.
Семья – источник вдохновенья,
Где рядом взрослые и дети
В семье от всех невзгод спасенье,
Здесь друг за друга все в ответе.
Что такое семья? Слово понятное всем как «хлеб» и «вода». Она с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Создать семью нелегко, а сохранить ещё сложнее. Но справиться со всеми жизненными трудностями нам помогают взаимная любовь, доверие, уважение и забота. Все эти чувства являются ключом семейного счастья.
Хотя каждая семья уникальна, существуют определенные ключи, которые помогают создать счастливые и успешные отношения внутри семьи.
1. Взаимопонимание – это один из важнейших ключей к успеху в семейных отношениях. Способность слушать, понимать и воспринимать эмоции и потребности друг друга создает тесную связь и поддержку внутри семьи. Регулярные диалоги и открытые разговоры способствуют установлению глубоких связей и помогают решить разногласия или конфликты.
Упражнение на взаимопонимание: «Мяч комплиментов»
Как часто вы говорите комплименты в семье? Кто-то забывает даже, что это такое. Пора вспоминать, ведь это улучшает взаимопонимание. Просто усаживаетесь на коврик все семьёй на достаточном для прокатывания мячика расстоянии, говорите комплимент одному из своих родных и пускаете в его сторону мяч. Тот же передаёт мяч со следующим комплиментом далее. Всё просто. Но как приятно, когда о тебе говорят хорошие вещи родные люди!
Все игры доступны для применения в домашних условиях даже совместно с детками от 2 лет.
2. Взаимное уважение – это еще один важный аспект здоровых семейных отношений. Уважение к индивидуальности каждого члена семьи, их идеям, мнениям и ценностям является фундаментом для развития взаимопонимания и поддержки. Умение принимать друг друга такими, какие мы есть, и не пытаться изменить или контролировать партнера, способствует созданию гармонии и равновесия внутри семьи.
Веселый и простой психологический тест: Три животных.
1) Запишите в порядке уменьшения "любимости" три животных. Не спеша, обдумайте свой выбор.
2) Добавьте пару качеств, которые вам нравятся в этом животном.
К примеру
1. Кот - независимый, гордый.
2. Собака - верная, послушная.
3. Медведь - большой, сильный и спит всю зиму.
3) Подводим итог.
Первое названное вами животное означает, кем бы вы хотели быть.
Второе названное животное означает, какой или каким вас воспринимают окружающие вас люди.
Третье названное вами животное отвечает на вопрос, кем вы являетесь на самом деле.
3. Взаимная поддержка – это еще один ключ к успеху в семейных отношениях. Возможность быть рядом во время сложностей, радоваться успехам, помогать друг другу и развиваться – это то, что делает семью еще более сильной и сплоченной. Умение проявлять эмоциональную и практическую помощь, поддерживать партнера в его стремлениях и целях создает прочную связь, которая помогает преодолевать трудности и достигать совместных успехов.
Упражнение "Статуя ребёнка"
Цель: осмысление последствий от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
Оборудование: 6 плотных платков или шарфов, напечатанные фразы для озвучивания вслух слушателями.
Порядок проведения:
Выбирается желающий сыграть роль "ребёнка". Ему предлагается выбрать среди присутствующих любого человека, в котором он видит поддержку. Этот человек встаёт за спиной «ребёнка», прикладывает ладони к его спине, важно их не убирать во время всего действия.
Выбираются 6 участников, играющие роль "мамы" им раздаются напечатанные фразы, которые они произносят по сигналу ведущего. Разыгрывается сценка.
- Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она очень энергичный, любознательный ребёнок, задающий кучу вопросов.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь она.
- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (На этой фразе родитель завязывает шарфом ребёнку глаза).
И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать свои дела. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:
- Мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
- (2 родитель) Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Не слушай! (На этой фразе мама завязывает ребёнку уши).
Вы выходите из автобуса, распрощавшись с подругой, и бежите по дороге. Опаздываете:
- Ой, какой сегодня день, Будет здорово! Мам, меня Машка ждёт, мы ней будем играть, я ей обещала...
- (3 родитель) Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой! Не говори! (На этой фразе мама завязывает ребёнку рот).
И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете её по рукам и начинаете ругать:
- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то!! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (На этой фразе мама крепко завязывает ребёнку руки).
Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Вы в ужасе кричите на неё:
- (5 родитель) Ты, где этому научилась? Это ещё что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (На этой фразе мама крепко завязывает ребёнку ноги).
Вы смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребёнка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась?! Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу, не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю! (Прошу всех присутствующих одновременно произнести громко фразы) Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой мирно!
И ребёнок начинает плакать.
- (6 родитель) Что ты ревёшь?! Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (На этой фразе мама крепко перевязывает ребёнку живот). Иди и живи! (На этой фразе мама слегка подталкивает ребёнка вперёд).
Спрашиваю у «ребёнка», каково ей (ему) живётся? Что хочется? Что хочется развязать, прежде всего? Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей (ему) всё запретили, да ещё и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Родители часто способны отобрать это право своими словами (вербальными посылами) и воспитательными действиями.
Вот в такое состояние часто вгоняют родители своего ребёнка, мальчика или девочку, и при этом преследуем благородные цели воспитания: чтобы ничего лишнего не увидел, не подслушивал, не болтал, не брал и был скромным и воспитанным. А ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. А бывает и так, что такие слова он слышит и от чужих людей: прохожих, друзей, педагогов. Как ему в таком состоянии «статуи» жить?
Затем участники, которые играли роль "мамы", поочередно подходят к ребенку и развязывают платки:
- (1 родитель) Посмотри, как ярко светит солнце! Какие радостные лица у людей! Сколько вокруг красивого и чудесного!
- (2 родитель) Послушай, как поют птицы! Как звонко смеются дети! Как рычит проезжающая машина!
- (3 родитель)Поговори со мной. Расскажи, что ты видишь вокруг?
- ( 4 родитель) Протяни мне свои руки, обними меня. Потрогай, какая мягкая игрушка на столе!
- (5 родитель) Давай пройдёмся, попрыгаем, как это здорово!
Далее дается возможность выговориться каждому участнику сценки. И после этого освобождаю участников от роли "ребёнка" и "родителей".
4. Коммуникация – это ключевой элемент успешных семейных отношений. Открытое и эффективное общение помогает избегать недоразумений, конфликтов и накопления негатива. Умение выражать свои чувства и мысли, а также быть готовым слушать других, позволяет поддерживать связь и решать проблемы еще до того, как они вырастут в серьезные конфликты.
Притча «Семейное счастье»
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует.
Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
"Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Как вы думаете, о чем эта притча? (Эта притча о том, как сохранить мир и лад в семье)
5. Гибкость и компромисс – это еще два важных фактора успешных семейных отношений. Готовность адаптироваться к изменениям и находить компромиссы в различных ситуациях способствует сохранению гармонии и баланса в отношениях. Семьи, где каждый готов прийти на соглашение, обмениваясь идеями, и искренне ища, возможности удовлетворить потребности и интересы друг друга, строят прочные и долговременные отношения.
Упражнение «Праздничный пирог», чтобы определить, какую стратегию поведения в семье вы обычно выбираете при возникновении разногласий и споров.
Торт, украшенный шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание)
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция)
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление)
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.
Конкуренция – ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
Избегание – ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, сохраняется.
Сотрудничество – ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.
Приспособление – этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.
Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.
Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на то «кто виноват?», а на «что делать?».
6. И последний, но не менее важный ключ к успеху в семейных отношениях – это любовь и забота. Выражение своей любви, заботы и признания важно для поддержки связи с членами семьи и его укрепления. Маленькие заботы, внимание и доброта помогают создать атмосферу тепла и уютности внутри семьи.
Упражнение «Живой дом»
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисован дом, у которого есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, участнику необходимо предоставить каждой части дома имя конкретного человека.
Интерпретация результатов:
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот, кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Каждая семья уникальна и имеет свои собственные ключи к успеху в отношениях. Однако, среди них обязательно можно найти взаимопонимание, взаимное уважение, взаимная поддержка, эффективная коммуникация, гибкость и компромисс, а также любовь и заботу. Придерживаясь этих ключей, вы можете создать счастливые и успешные семейные отношения, которые будут наполнять вашу жизнь радостью и любовью.
Завершение круглого стола
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
Эта притча говорит о том, что всё в наших руках. И счастье наших детей и семьи в целом тоже в наших руках.
Звучит песня «В семье» сл. и муз. Ирины Бейня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективная форма повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников 2-3 лет в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста в рамках организации семейного клуба «Счастливый малыш»
Методические рекомендации...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГОВ ДОУ, УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ «Я – ШКОЛЬНИК». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С НАЧАЛ
Круглый стол по повышению методической и психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей (законных представителей) воспитанников по обеспечению полноценно...

Анкета для родителей.Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей ) воспитанников группы « Солнышко »
Цель анкетирования:адаптировать работу детского учреждения к потребностям ребенка....

Семейный клуб как современная форма взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного...

Анкета для родителей. Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей ) воспитанников группы « Солнышко ».
Анкетирование родителей (законных представителей) для выявления степени удовлетворённости работой воспитателя и дошкольной образовательной организацией в целом....

Мастер - класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий при организации логопедических занятий дома» для родителей (законных представителей) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Практические приемы для речевого развития дошкольников с ОВЗ...

Аналитическая справка на воспитателя МБДОУ №132 по результату анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников: «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельностью воспитателя ДОУ»
Аекетирование родителей (законных представителей) воспитанников...
