«Эффективная форма повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников 2-3 лет в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста в рамках организации семейного клуба «Счастливый малыш»
статья

Борцова Анна Викторовна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективная форма повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников 2-3 лет

в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста в рамках организации семейного клуба «Счастливый малыш» посредством использования методического пособия «Мама -  рядом»

Я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы семейного клуба «Счастливый малыш». Деятельность клуба была направлена на развитие сенсорных способностей воспитанников 2-3 лет посредством тесного сотрудничества с родителями. Использовались различные формы взаимодействия с родителями, одной из которых стала применение игровых сеансов методического пособия «Мама-рядом».

В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании говорится: Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Первая школа воспитания растущего человека - семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".

Детский сад - это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Это  непонимание было и в моей группе. Необходимо было искать пути решения сложившейся проблеме. Для того, чтобы заинтересовать родителей в совместную работу; для создания единого пространства развития ребёнка в семье и ДОУ необходимо было сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями. И путь был найден, я создала в своей группе Семейный клуб, который является нетрадиционной формой взаимодействия с семьями и отвечает всем требованиям ФГОС.

Целью деятельности клуба стало: Создание условий для объединения усилий воспитателя и родителей в области сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста на основе сотрудничества в рамках семейного клуба посредством использования методического пособия «Мама -  рядом».

Задачи клуба:

  • Способствовать формированию у детей первоначальных представлений о цвете, форме, величине через окружающую действительность;
  • Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс;
  • Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей;
  • Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста;
  • Вызвать у родителей потребность в совместной деятельности со своими детьми.

Работа семейного клуба реализовалась в четыре этапа.

Задачами I этапа стали:  

  • Изучить запросы и потребности родителей посредством анкетирования;
  • Выявить знания родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством анкетирования;
  • Проинформировать родителей о задачах работы клуба.

Задачи II этапа:

  • Разработать «Положение об организации семейного клуба «Счастливый малыш», регламентирующее деятельность в рамках клуба;
  • Согласовать формы работы с родителями.

Задачи III этапа:

  • Реализовать содержательный аспект плана;
  • Вести пропаганду семейного благополучия.

Задачи IV этапа:

  • Сопоставить результаты с целями и задачами работы клуба;
  • Выявить результативность по реализации программы клуба.

             Перспективный план работы семейного клуба «Счастливый малыш»

Формы

Содержание работы

Срок

Участники

Групповое родительское собрание

Опрос

Анкетирование

- Формирование правильной позиции родителей в оценке развития и воспитания детей;

- Изучение запросов и потребностей;

- «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития»

Май, 2018

Воспитатель,

родители детей группы

Круглый стол

Мастер-класс

- Знакомство с тематическим планом мероприятий работы семейного клуба и определение пути развития;

- Подготовка и изготовление дидактических игр по сенсорному развитию для детей своими руками

Август –

сентябрь

Воспитатель,

родители детей группы

Игровой сеанс

Тема: «Кошка»

Задачи:

1. Создать радостное настроение встречи с кошечкой, формировать умение здороваться;

2. Стимулирование тактильных рецепторов при игре сенсорным материалом;

3.Активизировать интерес к движениям под музыку.

(стр.17-22)

Сентябрь

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Индивидуальные плановые консультации

Оказание индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей

Октябрь

Старший воспитатель,

музыкальный

руководитель,

воспитатель

Игровой сеанс

Тема:  «Уточка»

Задачи:

1. Создать радостное настроение встречи с уточкой;

2. Стимулирование тактильных рецепторов при игре сенсорным материалом;

3.Активизировать интерес к движениям под музыку;

4. Побуждать строить пирамидку.

(стр.49-56)

Октябрь

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Мастер класс

Показ ООД (занятия) по лепке

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Ноябрь

Старший воспитатель,

воспитатели,

родители детей группы

дети второй группы раннего возраста

Игровой сеанс

Тема:  «Матрешка»

Задачи:

1. Создать радостное настроение встречи с игрушкой;

2. Знакомить с предметами разной величины;

3. Побуждать повторять движения за воспитателем;

4. Развивать элементарные математические представления. Пирамидка.

(стр.88-92)

Ноябрь

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Конкурс

«Лучшее игровое пособие по развитию сенсорных эталонов, придуманное семьей»

Совместная деятельность детей и родителей

Декабрь

Старший воспитатель,

воспитатели,

родители детей группы

Игровой сеанс

Тема:  «Кошка»

Задачи:

1. Формировать представления  о домашних животных;

2.Знакомить со способами конструирования;

3.Продолжать формировать умения рисовать круги;

4. Закреплять представление о цветах;

5. Продолжать учить слушать и понимать стихи.

(стр.117-121)

Декабрь

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Круглый стол

«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей»

Обмен опытом

Январь

Старший воспитатель,

воспитатели,

родители детей группы

Игровой сеанс

Тема: «Курочка»

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику;

2. Формировать умение складывать из частей целое;

3. Создать условия к конструированию простейших построек;

4.Формировать представления о предметах круглой формы.

(стр.162-164)

Январь

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Тематический семинар

«Семейные конкурсы»

Включение в совместную конкурсную деятельность для  достижения высоких результатов и повышения эффективности работы семейного клуба

Февраль

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель,

воспитатели,

родители детей группы,

дети второй группы раннего возраста

Игровой сеанс

Тема: «Матрешка»

Задачи:

1. Формировать умение сравнивать по величине;

2. Учить создавать небольшие постройки.

3. Развитие мелкой моторики;

4. Формировать умение рисовать ватными палочками.

(стр.214-217)

Февраль

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Физкультурный досуг

«Мой папа лучший друг»

Мастер-класс

«А ну-ка, мамочки»

Проведение совместных мероприятий

Февраль Март

Старший воспитатель,

музыкальный руководитель,

воспитатели,

родители детей группы

Игровой сеанс

Тема: «Чебурашка»

Задачи:

Формировать представления детей о дифференцирование цветов;

Формировать умение обыгрывать постройки;

Развивать мелкую моторику

(стр. 234-237)

Март

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Игровой сеанс

Тема: «Мышка»

Задачи:

1. Закреплять представление о цветах;

2. Упражнять в беге;

3. Закрепление представлений о постройке башни.

(стр.261-264)

Апрель

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Мастер класс

Показ ООД (занятия) по рисованию

Игровой тренинг

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Обобщение и систематизация знаний родителей,

основные компоненты психологической готовности

Апрель

Старший воспитатель,

воспитатели,

родители детей группы

Игровой сеанс

Тема: «Мальчик Коля»

Задачи:

1. Закрепление представлений - большой, маленький;

2. Развивать мелкую моторику;

3. Способствовать к строительству самостоятельно.

(стр.310-312)

Май

Дети, воспитатель,

родители детей группы

Опрос,

Анкетирование

- Подведение итогов  эффективности работы клуба;

 - Обсуждение результатов мониторинга.

Май

Старший воспитатель,

воспитатели,

родители детей группы

Все формы, которые использовались в работе семейного клуба можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые и индивидуальные формы работы. Заседание клуба данных форм проходит на основании запросов родителей (законных представителей).

Игровые сеансы использовались ежемесячно, проходили совместно с родителями! И использовались только те игровые сеансы, одной из задач которых была по развитию сенсорных эталонов малышей. Цель игровых сеансов: знакомить родителей со спецификой занятий.

C:\Users\пк\Downloads\IMG-20191119-WA0014.jpg      F:\Новая папка\IMG_2360.JPG    C:\Users\пк\Downloads\IMG-20191119-WA0008.jpg

Итак, перед вами фотографии игрового сеанса «Кошка». Детско-родительский игровой сеанс проводился  с детьми 2-3 лет. А так же активными участниками были родители детей. Сеанс проводился в группе, в привычной для детей обстановке и включал в себя несколько этапов, как рекомендуется в методическом пособии «Мама – рядом».

Церемония приветствия, включала в себя:

 - мотивационный момент – в гости пришла игрушка кошка Мурка, которая поздоровалась с каждым малышом, Я побуждала таким образом, чтобы каждый ребенок поздоровался с ней;

- хоровод «Ну-ка, все встали в круг», дети любят песенки Железновой и с удовольствием танцуют под ее музыку;

- затем была проведена пальчиковая гимнастика «Тучки-солнышко», что конечно стимулирует развитие речи детей;

- была проведена музыкальная игра «Погремушки», задачами которой стали: познакомить детей с тембровым звучанием погремушки; способствовать радости детей от игры на шумовом инструменте.

Следующий этап  игрового сеанса – это основная часть. В которой дети играли с сенсорным материалом «Волшебные ящички»; участвовали в разминке «Погуляем»; играли в д/игру «Собери мячи». Вместе с родителями собирали башню из кубиков, на которые были помещены мышки, прятавшиеся от кошки. В этом этапе основное место было уделено развитию сенсорных эталонов у детей.

Завершающим этапом стала церемония прощания. Я включила песню Екатерины Железновой «Всем домой пора», во время которой каждый ребенок самостоятельно или с помощью мамы пропевал свое имя. Кошка Мурка то же попрощалась с ребятами.  

Данное мероприятие способствовало формированию личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком, установлению положительного психоэмоционального контакта с близким взрослым. В процессе мероприятия дети и родители были равноправными участниками в предметно-игровой деятельности.

Успешно прошел и конкурс «Лучшее игровое пособие по развитию сенсорных эталонов, придуманное семьей». Целью которого стало: создание условий для ознакомления детей с объектами окружающего мира через придумывание и выполнение игровых пособий дома, направленных на развитие  представлений о цвете, форме, величине.

В результате проделанной работы все задачи были выполнены, как в отношении родителей:

  • Сформирован  интерес к сотрудничеству ДОУ и семьи;
  • Установлены доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
  • Переход на качественно новый уровень психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста;
  • Становление родителей полноправными участниками образовательного процесса,  что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
  • Родители чувствуют себя «успешными» по сколько внесли вклад в развитие своих детей. Охотно применяют в домашних условиях методы и приемы в развитии детей;
  • Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через вариативные  формы взаимодействия: готовность родителей к постоянному повышению уровня педагогического образования;
  • Рост числа  социальных  партнеров-родителей, их необходимость и достаточность, качественные  показатели  совместного проекта.

так и в отношении детей:

  • Накопление сенсорного опыта;
  • Расширение представлений об окружающем мире;
  • Развитие перцептивных действий, мелкой и крупной моторики;
  • Повышение мотивации к самостоятельной деятельности;
  • Становление и развитие речи;
  • Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Во время адаптационного периода был реализован проект «Малыши-крепыши», здесь методическое пособие «Мама – рядом» становится большим помощников в облегчении адаптации малышей к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в рамках реализации методического пособия «Мама рядом» к программе «От рождения до школы»»

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к таким категориям как :форма, цвет, величина. Но выполняя простейшие продуктивные задани...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Опыт работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр

На этапе раннего и дошкольного возраста ведущим видом деятельности детей является - игра, то соответственно большое место в сенсорном развитии детей раннего возраста  занимает дидактическая игра....

Фотоотчет по опыту работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка – это полноценное и гармоничное развитие его непосредственного восприятия и становление представлений о внешних качествах предметов: их форме, цвете, величине, ориенти...

СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическо...