Презентация
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практичекое занятие 1. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
Список рекомендуемой литературы 1. Коган, Б. М. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем [Текст]: учеб. пособие для студентов высш . учеб. заведений, обучающихся по направлениям психология, биология и медицина / Б. М. Коган, К. В. Машилов . - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 385 с. Режим доступа: ЭБС " Руконт ". - Неогранич . доступ. 2. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос , 2001. - 221 с. 3. Словарь медицинской терминологии в дефектологии [Текст] /Авт. - сост.: Е.О. Старшинова, Д.Б. Астрахан , Л.Г. Красовская. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2018. -82 с. 4. Старшинова Е.О. Основы медицинской генетики: учебное пособие /Е.О. Старшинова. - Иркутск: Изд-во « Аспринт », 2016. - 126 с. 5. Материалы лекций «Анатомия, физиология, патология органов слуха и слухового анализатора» канд. мед. наук, доцента Е.О. Старшиновой.
Терминология Анатомия - наука о строении организма и его систем в норме. Физиология - наука о функционировании организма в норме. Физиология – наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем, органов, тканей и клеток. Анатомия и физиология человека относятся к биологическим наукам.
Ухо — сложный анатомический вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: 1. Проводит звуковые импульсы; 2. Отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Анатомия уха Орган слуха и равновесия представлен тремя отделами: наружным ухом; средним ухом; внутренним ухом. Каждый отдел выполняет свои функции. Слуховая система
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой, - кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям, поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована. Ушная раковина у живых организмов работает как приемник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но вот многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. Наружное ухо
Функция ушной раковины — улавливать звуки. Наружный слуховой проход, длина которого составляет 25-30 мм. Хрящевая часть слухового прохода переходит в костные структуры. Наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные и серные железы. Наружный слуховой проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделен барабанной перепонкой. Звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают ее колебания. Колебания барабанной перепонки передаются в полость среднее ухо. Слуховая система Наружное ухо
Слуховая система Среднее ухо. Слуховые косточки Слуховые косточки - как самые маленькие фрагменты скелета человека, представляют цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает окно преддверия, соединяясь таким образом с внутренним ухом. Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши, что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота. Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями или если в этот момент дуть в зажатый нос.
Положение и перемещения головы в пространстве улавливаются вестибулярным органом, который состоит из полукружных каналов и преддверия. Полукружные каналы лежат в трех взаимоперпендикулярных плоскостях: Слуховая система Чувство равновесия
Слуховые косточки проводят звук от барабанной перепонки к улитке. При этом звук усиливается, в основном, из-за того, что площадь барабанной перепонки много больше площади овального окна (по принципу шприца). Улитка состоит из трех каналов, скрученных как винтовые лестницы, и заполненных жидкостью. Верхняя и нижняя лестницы сообщаются наверху улитки и имеют по отверстию у ее основания — овальное и круглое окна. Слуховая система Основные структуры, проводящие и принимающие звук Слуховые косточки (слева) и улитка (справа)
Слух — способность воспринимать звуковые колебания, физиологическая функция слухового аппарата, одно из пяти биологических чувств человека. Общие сведения Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Это слуховой или звуковой диапазон. Звуковые волны в диапазоне 300 - 4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц называются ультразвуком. Колебания ниже 20 Гц воспринимаются благодаря тактильному и вибраторному чувству и называются инфразвуком. Способность различать звуковые частоты зависит от возраста, пола, подверженности слуховым болезням, тренированности человека. Отдельные представители способны воспринимать звук до 22 кГц, а иногда и выше. Летучие мыши во время полёта используют ультразвук для эхо-локации. Собаки способны слышать ультразвук, на этом и основана работа беззвучных свистков. Киты и слоны могут использовать инфразвук для общения. Человек может различать несколько звуков одновременно. ФИЗИОЛОГИЯ СЛУХА
На базе анатомических структур уха формируются две функциональные системы: слуховая и вестибулярная. Слуховая система подразделяется на вербальную и невербальную подсистемы. Невербальная слуховая подсистема отвечает за распознавание бытовых звуков (звуки улицы, работающей бытовой техники) и шумов природы (звуки дождя, ветра, града, текущей воды). Корковые центры невербального слуха являются симметричными, расположены в правой и левой височных областях. Вербальный и невербальный слух
Слуховой анализатор Особенности слухового анализатора: 1 . Способность к приёму звуковых колебаний; 2. Восприятие звуков в широком диапазоне; 3. Определение местонахождения и отдалённости источника звука. Характеристики слухового анализатора: На базе слухового анализатора формируются две системы: - слуха; - равновесия. Система слуха формирует две подсистемы: - невербальную; - вербальную.
Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих приём звуковых колебаний, преобразующих их в нервные импульсы, которые передаются в подкорковые и корковые центры головного мозга, где рождаются слуховые ощущения. В слуховом анализаторе выделяют: - рецепторы и рецепторные поля, расположенные в кортиевом органе внутреннего уха; - проводящие пути, представленные слуховыми нервами, слуховыми трактами, подкорковыми и корковыми центрами. Корковые центры невербального слуха расположены симметрично в височной коре ( извилины Гешля ) Слуховая система Слуховой анализатор
Исследование слуха Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр». Возможно определение ведущего уха, с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные по силе и частоте аудиосигналы вербальной и невербальной природы. Ведущее ухо даёт большее количество правильно распознанных сигналов и слов. Норма Восприятие звуков в частотном диапазоне 16 Гц-20 кГц с возрастом может меняться. Высокие частоты воспринимаются хуже. Порог слышимости Порог слышимости - минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. Величину порога слышимости выражают в децибелах. За нулевой уровень принято звуковое давление 2·10-5Па на частоте 1 кГц. Порог слышимости у конкретного человека зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния. Порог болевых ощущений Порог болевого слухового ощущения - величина звукового давления, при котором в слуховом органе возникают боли. Превышение данного порога приводит к акустической травме. Болевое ощущение определяет границу динамического диапазона слышимости человека, который в среднем составляет 140 дБ для тонального сигнала и 120 дБ для шумов со сплошным спектром. Слуховая система Диагностика
Слуховая система Клинические проявления тугоухости Симптомами тугоухости у детей могут служить: 1.Отсутствие реакции на бытовые звуки и шумы, звук игрушки, материнский голос, собственное имя, просьбы, шепотную речь; 2. Задержка предречевого развития: отсутствие гуления и лепета; 3.Нарушение речевого, эмоционального и психомоторного развития. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, исследования слуховых вызванных потенциалов. Детская тугоухость является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии , отоневрологии . В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с нарушениями развития речевой функции и интеллекта ребенка, раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической медицины и дефектологии.
Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии: I степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума и удаленную речь; II степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м; III степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой; IV степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь. Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота. По времени снижения слуха у детей различают: 1. Прелингвальную тугоухость, наступившую до развития речи; 2. Постлингвальную тугоухость, наступившую после появления речи. Слуховая система
Нарушение слуха может быть односторонним (на одно ухо) и двухсторонним (на оба уха). Монауральные и бинауральные нарушения слуха. Глухота и тугоухость могут быть кондуктивными , сенсоневральными и смешанными. Кондуктивная тугоухость или глухота обусловлены патологией наружного и среднего уха. Причинами могут быть инфекционные заболевания, травматические повреждения, серная пробка, пороки развития. Сенсоневральная ( нейросенсорная ) тугоухость и глухота связаны с патологией структур слухового анализатора наследственного и ненаследственного характера. Сенсоневральная потеря слуха встречается в 90% всех случаев тугоухости и глухоты, кондуктивная - в 7%, смешанные формы нарушений слуха составляют 3%. Слуховая система Патология
Слуховая система Приобретенные заболевания Воспалительные заболевания уха характерны для детей, которые страдают хроническими насморками, острыми, рецидивирующими ринитами, аденоидами, ангинами, тонзиллитами, кариозными зубами, очагами хронической инфекции в других органах и системах. Отит – воспаление уха. Классификация отитов: - Различают отиты по локализации: наружный, средний и внутренний; - по течению: острые и хронические отиты; - катаральные – покраснение, отёк, серозные выделения; - гнойные – высокая температура, болевой синдром, гнойные выделения; - первичные – инфекция первоначально связана со структурами уха; - вторичные – осложнение первичной инфекции, очаг, которой может быть в верхних дыхательных путях, осложнение детских инфекций (корь, скарлатина, паротит). Отиты могут быть частой причиной приобретённой тугоухости и глухоты в детском возрасте. Тяжёлые и неправильно леченные отиты могут вызвать осложнения: Отогенный менингит – воспаление мозговых оболочек головного мозга; Отогенный энцефалит – поражение вещества головного мозга; Отогенный абсцесс – полость в веществе головного мозга, заполненная гнойным содержимым.
К наследственным болезням относятся: Наследственная глухота Наследственная тугоухость Отосклероз (чаще страдают мужчины) – патология слухового нерва – нейрогенная глухота. К 20-30 годам появляется шум в ухе и снижение слуха. Нейро-сенсорная глухота ( сенсо-невральная ) – синоним отосклероза. Страдают кортиев орган слуховой нерв, подкорковые слуховые проводящие пути, слуховые корковые центры. Атрофия слухового нерва. Частота наследственных нарушений слуха колеблется в диапазоне 38% -85% всех случаев, частота семейных случаев нарушений слуха составляет 25%-30%. Врождённые дефекты слуха встречаются с частотой 1:200 случаев среди новорожденных (Н.П. Бочков,1997; Е. М. Мастюкова , 2007). Пороки развития: кондуктивная глухота и тугоухость – аномалии развития наружного и среднего уха, которые отвечают за проведение звуковых сигналов: заращение или отсутствие наружного слухового прохода, серные пробки, отсутствие барабанной перепонки, слуховых косточек, барабанной полости. Слуховая система
Реабилитация детей с нарушением слуха В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением. Проводятся речевые занятия с использованием усилителей и слуховых аппаратов. Существуют специальные детские сады (специализированные группы) и специализированные школы для слабослышащих и глухих детей. Очень важным является адекватное общение родителей с ребёнком в естественных условиях речевого общения. Реабилитация детей с нарушением слуха проводится под наблюдением сурдолога. Слагаемыми успешной реабилитации детей с нарушениями слуха являются: Раннее выявление нарушений слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий; Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов; Интенсивность и систематичность слуховых занятий, составляющих основу процесса реабилитации; Полноценное речевое окружение ребенка и общение с людьми, имеющими нормальный слух и нормативную речь. Наиболее важным периодом для реабилитации являются первые пять лет жизни ребенка. При тугоухости, возникшей у ребёнка, уже умеющего говорить, в дальнейшем формируются проявления монотонности, неритмичности, нарушения интонации и коммуникативных навыков. Слуховая система Патология
Глухота – это поражение слуха, при котором разборчивое восприятие речи становится невозможным даже с использованием специальных звукоусиливающих приспособлений. Тугоухость - понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (применение звукоусиливающей аппаратуры). Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии: I степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума и удаленную речь; II степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м; III степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой; IV степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь. Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота. По времени снижения слуха у детей различают: 1. Прелингвальную тугоухость и глухоту, наступившую до развития речи; 2. Постлингвальную глухоту и тугоухость, наступившую после появления речи.
Частота наследственных нарушений слуха колеблется от 38 до 85% случаев, что подтверждается высокой частотой семейных случаев глухоты и тугоухости (25-30%). При врожденной глухоте повторные случаи в родословной у представителей следующих поколений выявляются в 22,9% - 27% случаев. Частота кровнородственных браков среди родителей глухих детей в 4-6 раз выше, чем в общей популяции. По времени выявления и особенностям течения все наследственные дефекты слуха у детей делятся на врожденные и дефекты слуха, которые возникли уже на фоне сформированной речи. В зависимости от причин и механизмов всю патологию слуха, можно разделить на три группы: 1. Наследственная; 2. Наследственно обусловленная; 3. Приобретенная. Напомним, что наследственные заболевания возникают в результате генных, геномных и хромосомных мутаций.
Пороки развития слухового аппарата возникают внутриутробно, в первые 12 недель гестации (беременности) при воздействии на плод патологических факторов. Это могут быть инфекционные заболевания матери (ОРВИ, грипп), протекающие с высокой температурой, инфицирование вирусами коревой краснухи, герпеса, гепатита самого плода. Интоксикация плода в результате употребления будущей мамой алкоголя, наркотиков, никотина, лекарственных препаратов без медицинских показаний. Имеет значение неблагоприятные факторы окружающей среды: соли тяжёлых металлов, радиация, рентгеновские лучи, вредное производство. Приобретенные заболевания слухового аппарата возникают после рождения, в любые периоды детства . Они могут быть вызваны бактериями, вирусами, простейшими и грибками. Это катаральные и гнойные заболевания – острые или хронические отиты, механические травмы уха – падение, удар, бара-травма, перфорация острыми предметами, инородные тела уха, черепно-мозговые травмы с повреждением височных костей и пирамид. Доказано , что нарушения слуха могут быть связаны с долговременным воздействие шума. Люди, проживающие рядом с аэропортом, в районе оживлённых трасс и шоссе, железнодорожных магистралей, подвергающиеся постоянному звуковому воздействию с интенсивностью 65-75 дБ, находятся в зоне риска. Такая шумовая нагрузка может быть причиной постепенного ослабления слуха.
Развитие и функционирование слухового анализатора определяются сотнями генов, взаимодействующих между собой. Мутационные изменения любого из них могут вызвать патологию слуха. Генетические дефекты слуха могут наследоваться по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и сцепленному с полом типам наследования. Однако чаще (80%) встречается глухота и тугоухость с аутосомно-рецессивным типом наследования.
Воспалительные заболевания Классификация отитов по локализации : наружные, средние и внутренние; с По течению воспалительного процесса: острые и хронические отиты; По этиологии : бактериальные, вирусные, грибковые, травматические; По патогенезу : катаральные и гнойные отиты, первичные и вторичные. При первичных отитах инфекция первоначально связана со структурами уха, вторичные отиты являются осложнением первичной инфекции, очаг, которой может быть в верхних дыхательных путях. Часто вторичные отиты могут быть осложнением детских инфекций (корь, скарлатина, паротит). Для катаральных отитов характерны ушная боль, стреляющего характера, шум в ухе, его заложенность и снижение слуха, болезненность при надавливании на козелок, покраснение, отёк, серозные выделения из наружного слухового прохода, повышенная температура. Необходимо обратиться к врачу и проводить лечение по наблюдением отоларинголога. Гнойные отиты протекают с высокой температурой, выраженным болевой синдром, головной болью, общей интоксикацией организма, резким снижением слуха, через несколько часов (дней) появляются гнойные выделения из уха. Гнойные отиты требуют госпитализации ребёнка в специализированный стационар (отделение ЛОР). Поздняя диагностика и неправильное леченные гнойных отитов могут быть причинами тяжелейших осложнений : отогенный менингит – воспаление мозговых оболочек головного мозга; отогенный энцефалит – поражение вещества головного мозга; отогенный абсцесс - образование полости в веществе головного мозга, заполненной гнойным содержимым. Отиты являются частой причиной приобретённой тугоухости и даже глухоты в детском возрасте.
Задания по теме: Патология слуха у детей Составить таблицы: Причины нарушений слуха у детей; Степени тяжести тугоухости; Отличия кондуктивной , нейросенсорной , смешанной глухоты и тугоухости; Классификация нарушений слуха по времени, этиологии, диагнозу, методам лечения; Ранние проявления нарушений слуха у детей.
Основные принципы клинического сопровождения детей с ОВЗ 1. Принцип системности , обеспечивает лечение, профилактику или коррекцию. 2. Принцип мультидисциплинарности - комплексный подход сопровождения. 3. Принцип непрерывного сопровождения ребёнка . 4. Принцип профессиональной ответственности. 5. Принцип семейного вовлечения . 6. Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и его семье, не подлежит разглашению, или передаче без согласия семьи. 7. Принцип информированного согласия. законные представители получают информацию о состоянии ребёнка. 8. Принцип партнёрства . Деятельность врача направлена на установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка 9. Принцип приоритета интересов ребёнка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...

Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...
