Конспект ООД «Жители почвы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
познавательно-исследовательская деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Жители почвы»
познавательно-исследовательская деятельность
подготовительная группа
Цель: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.
Задачи:
Образовательная: Повышать уровень развития ребенка, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных. Познакомить детей с «жителями почвы». Продолжать включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Развивающие: Развивать познавательный интерес. Способствовать развитию речи, внимания, воображения, восприятия. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать интерес к исследованию, бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Материал и оборудование: лупы «сыщиков»; плотная бумага, оконная сетка, ножницы, скотч; прозрачная ёмкость, жидкое мыло; совочки, почва; настольная лампа.
Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», беседа по содержанию сказки, беседа о насекомых, наблюдение за дождевыми червями и жуками.
Ход занятия:
На прогулке воспитатель организует наблюдение за насекомыми. Предлагает отгадать загадку:
Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья. Плодородием обладает. Как ее все называют? (почва)
Почва – это земля. Мы привыкли так ее называть, потому, что наша планета так называется. А под ногами у нас почва – это ее правильное название.
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветра, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга , измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. Так в этот слой попадали другие семена растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема. Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет.
Воспитатель рассматривает насекомых вместе с детьми, уточняет: «Наблюдаемые насекомые живут на поверхности, а кто живет в почве?» Подкапывает небольшой участок почвы, предлагает «сыщикам» провести интересный опыт, чтобы узнать, какие живые существа населяют почву.
Воспитатель рассказывает детям о мелких живых существах, населяющих почву: «Почвенные насекомые очень вредят растениям в саду и на огороде, поедая молодые побеги и корни. Они не любят тепло и свет, поэтому днем они закрываются в землю, а ночью вылезают, чтобы испортить посадки растений».
Физминутка «Два жука»
Жили-были два жука,
Два жука.
Руки на поясе, правая нога — на носок, на пятку, три притопа.
Жизнь у них была легка:
Те же движения левой ногой.
Пляшут, взявшись за бока,
Полевого трепака,
Дразнят ос и паука.
Ладони развернуты, большой палец левой руки приставлен
к мизинцу правой, большой палец правой руки к
кончику носа, помахать остальными пальцами.
Ничегошеньки не боятся,
Все жужжат и веселятся
Два жука.
Два жука веселых,
Руки на поясе «пружинки»- влево вправо.
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках
Руки на поясе, «каблучок» то левой, то правой ногой.
На тоненьких ножках.
Воспитатель предлагает детям провести опыт, чтобы выманить вредных насекомых и рассмотреть их, для опыта просит детей собрать пробу почвы (из-под деревьев или кустов). В группе дети по указанию воспитателя подготавливают материал для исследования: из плотной бумаги вырезают конус, соединяют края конуса скотчем – формируют воронку; отрезают кусок сетки, закрывают дно воронки, закрепляют скотчем. В прозрачную ёмкость наливают воду, добавляют ложку жидкого мыла, опускают воронку (на сетку), устанавливают ёмкость с воронкой под настольную лампу, направляя её на свет так, чтобы он падал на поверхность почвы. Воспитатель сообщает: «Чтобы выманить насекомых, надо оставить ёмкость под лампой на всю ночь. Утром можно будет увидеть в банке с водой довольно много почвенных насекомых, которых выманили свет и тепло, идущие от настольной лампы. Почвенные насекомые не любят свет и тепло. Они стараются спрятаться, закапываются глубже в почву и проваливаются через сетку внутрь ёмкости»
Дети привлечены к участию в опытно-экспериментальной деятельности. Проведен опыт, в ходе которого было выявлено, что в почве живут почвенные насекомые; они не любят свет и жару, прячутся, закапываются глубже в землю, а при соответствующих условиях (ночь, прохлада) выходят на поверхность.
Воспитатель: - Почвенные насекомые, живущие в земле, очень вредят растениям в саду и на огороде, поедая молодые побеги и корни. Они не любят тепло и свет, поэтому днем они зарываются в землю, а ночью вылезают, чтобы испортить посадки растений.
Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Житель севера - снегирь".
Познавательное занятие для детей о жизни снегирей зимой....

Технологическая карта конспекта "Поможем жителям цветочного города"
Задачи: Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять умение составлять алгоритм по обозначенной цели, определяя оборудование и действия с ним. Учить прогнозирова...

Конспект НОД " Жители нашего леса"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы тема : « Жители нашего леса »Цель: активизировать знания детей жителях нашего леса....
Конспект занятия "Удивительная почва"
эксперименты...



