Образование устойчивого развития (ОУР) в детском саду в реализация идей по экологическому воспитанию.
учебно-методический материал (старшая группа)
Публикация
«Образование устойчивого развития (ОУР) в детском саду в реализация идей по экологическому воспитанию»
Подготовила: Трудова Ирина Анатольевна
Воспитатель МДОУ детский сад «Ёлочка»г.Краснослободска
Среднеахтубинского района Волгоградской области
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация
«Образование устойчивого развития (ОУР) в детском саду в реализация идей по экологическому воспитанию»
Подготовила: Трудова Ирина Анатольевна
Воспитатель МДОУ детский сад «Ёлочка»г.Краснослободска
Среднеахтубинского района Волгоградской области
Аннотация: Статья посвящена проблеме реализации идей образования устойчивого развития в дошкольном образовании в экологическом аспекте.
Ключевые слова: образование, устойчивое развитие, экология, проект, экологическое воспитание.
В настоящее время ОУР продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуального образования, а также связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Актуальность темы обусловлена надвигающейся опасностью глобального экологического кризиса, которая создала необходимость поиска коллективных действий и общепланетарной стратегии развития.
Устойчивое развитие (УР) – инновационная стратегия управления, основанная на междисциплинарном и системном подходе, учитывающем взаимодействие экологического, социального и экономического аспектов в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды. (Токарев А. А., Федорова Г. А.)
УР включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:
1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):
2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.
Цель устойчивого развития – выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого человека в отдельности. Ключевой вопрос концепции устойчивого развития – как жить, чтобы сохранить мир для настоящих и будущих поколений?
Необходимо отметить, под термином устойчивое развитие (УР) понимается развитие, которое удовлетворяет потребности будущих поколений, то есть не ставит под угрозу потребности будущих поколений, то есть антропогенное воздействие на окружающую среду не выходит за рамки естественных возможностей природы. Образование представляет собой важнейший инструмент устойчивого развития. (Аргунова М.В.)
Результатом цивилизации концепции устойчивого развития должен стать мир, характеризующийся следующими признаками:
1. в социальной сфере - децентрализация власти; умение граждан и правительств разрешать конфликты без применения насилия; правосудие, справедливость - высшие социальные ценности; материальная достаточность и социальные гарантии для всех; уважение всех и самого себя; образ жизни, не требующий накопления материальных благ; средства массовой информации, отражающие разнообразие мира и одновременно связывающие воедино культуры;
2. в экологической сфере - стабильная численность населения; сохранение экосистем в их разнообразии и существование человеческих культур в гармонии с ними; экологически чистые продукты питания;
3. в экономической сфере - минимальное загрязнение окружающей среды, минимальное количество отходов; труд, не унижающий человека, а возвышающий, побуждающий людей служить обществу и получать за это достойное вознаграждение; социальные и технические нововведения; интеллектуальная активность, расширение человеческих знаний.
Образование представляет собой важнейший инструмент устойчивого развития и призвано способствовать: повышению осведомленности общества в вопросах состояния окружающей среды, осознанию того, что каждый член общества может сделать для ее благополучия; пониманию широкой общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития; практической подготовке специалистов в области устойчивого управления территориями, ресурсами, отраслями хозяйства.
Только с помощью образования человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Образование является незаменимым фактором для изменения поведения людей с тем, чтобы они имели возможность осмыслить и решить стоящие перед ними проблемы. В связи с этим вопросы устойчивого развития должны быть неотъемлемым элементом всех учебных дисциплин и включаться во все образовательные программы.
Образование для устойчивого развития стало учитываться в дошкольном образовании позже, чем в образовании более высоких ступеней системы непрерывного образования. Высказывались разные мнения о возможности реализации его идей в образовании детей младшего возраста, однако в последние годы его значение для дошкольного образования признано во всем мире, так как именно в этом возрасте формируется система ценностей человека, основы его мировоззрения. В данном контексте важно сказать, что за последние годы в разных странах, включая Россию, был успешно реализован ряд международных проектов, которые позволили вовлечь в активную деятельность не только детей, но и их семьи, представителей социума. Многие детские сады и школы уже вносят свой вклад в образование для устойчивого развития. Пути реализации этих задач различны и зависят не только от природных, культурных, политических, экономических, социальных особенностей страны, но и от особенностей и возможностей конкретного образовательного учреждения. (Ермакова Д.А.)
В качестве критериев были выбраны следующие показатели: соответствие задач возрастным особенностям детей младшего возраста и образовательным программам, потенциальные возможности дошкольных учреждений и школ (наличие примеров реализации подобных идей в России, Швеции, Хорватии, Китае и других странах). Выделены три уровня, которые отражают возможности участия образовательных учреждений в достижении целей устойчивого развития:
1) деятельность коллектива образовательного учреждения;
2) деятельность детей в детском саду (школе);
3) совместная деятельность с семьями.
Детский сад является уникальным в своем роде учреждением для реализации стратегии образования для устойчивого развития на практике. Ребенок находится в детском саду практически целый день, здесь нет жесткой поурочной системы, поэтому возможно осуществление интеграции и организация образования через все виды детской деятельности. Благодаря этому идеи ОУР становятся для ребенка интересными, привлекательными и значимыми:
- в дошкольном учреждении создается обстановка, очень похожая на домашнюю, а, значит, педагогам легче сформировать у детей навыки «устойчивого стиля жизни», которые они затем будут реализовывать в своей повседневной жизни;
- обучая идеям устойчивого развития детей, педагоги сами по-новому смотрят на собственное поведение, у них тоже формируется новая система ценностей;
Образование для устойчивого развития в детском саду – это не только образование детей, но и членов их семей, тесная связь социумом. Таким образом, можно утверждать, что при выработке стратегии образования для устойчивого развития детей младшего возраста важно учитывать международные документы, отражающие идеи устойчивого развития в целом, и рассматривать реализацию положений этих документов с учетом задач образования дошкольного образования и начальной школы. Уже имеющийся опыт показывает, что детские сады и школы могут внести значительный вклад в решение задач устойчивого развития общества.
Образование для устойчивого развития затрагивает три крупные области: экологию, экономику, социальные проблемы (включая культуру). Это область пересечения, «объединения» всех трех направлений. В образовании детей младшего возраста идеи образования для устойчивого развития стали реализовывать позже, чем в школьном и высшем образовании. Россия стала реализовывать это направление в дошкольном образовании еще в конце 90-х годов, когда некоторые идеи устойчивого развития были адаптированы для дошкольного образования.
Основная идея устойчивого развития – это гармоничное развитие общества и окружающей среды, когда при решении экономических, социальных проблем учитываются и законы природы.
Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.
Обязанность нашего поколения – подготовить экологически грамотным следующее поколение. Мы живем за счет природы, она создает нам систему жизнеобеспечения на Земле. Наука экология дает нам повод для оптимизма, потому что к настоящему времени, когда мы столкнулись с огромным количеством экологических катастроф, человечество уже обладает системой знаний, позволяющих понять, как нужно строить свои взаимоотношения с природой. Для того чтобы настроить природу на такое состояние, которое было бы для человечества нужным, выгодным и привело не только к сохранению человеческого общества, но и к новому витку процветания, нужна согласованная деятельность множества людей на планете. Для этого мы с самого раннего возраста обязаны давать детям представления о самых основных экологических законах.
Главная задача уже в дошкольном возрасте сформулировать у ребенка определенную систему ценностей, которая во многом определит его поступки и действия в будущем. И к этой работе дошкольные образовательные учреждения должны обязательно привлекать родителей. Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно проводить и с детьми, и со взрослыми. Это необходимость нашего времени.
Учитывая актуальность проблемы реализации идей ОУР в ДОУ, за основу в работе над экологическим воспитанием нами была выбрана проектная деятельность. В рамках данной деятельности педагогическим коллективом нашего ДОУ был разработан план, в который были включены ряд проектов, в том числе долгосрочный проект «Лаборатория под открытом». В него входили такие мероприятия, как: экологические акции «Посади дерево», «Синичкин календарь, «Будущее Земли зависит от тебя», конкурс «Осенние фантазия», «Среднеахтубинский помидор» и многие другие. В этом году наши педагоги и воспитанники участвовали во многих городских, областных, районных и всероссийских экологических мероприятиях конкурсах: «Туристический слет дошкольников», районный проект «Эколята» и др.
Так, в январе 2020 года в МДОУ ДС «Ёлочка» был организован краткосрочный авторский проект «Юные волшебники» на тему «Волшебница Зима» для педагогов и воспитанников всех групп, с целью обогащения знаний и представлений детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, о взаимосвязи человека и природы, а также для развития связной речи, творческих способностей и поисковой деятельности.
Данный проект позволил в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
Основными задачами экологического проекта являлось следующее:
1.Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
2.Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе); о безопасном поведении зимой.
3.Знакомить детей с зимним пейзажем. Дать детям представление о разных видах пейзажа (городской, сельский, горный и т. д.)
4.Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
5.Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
6.Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
7.Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.
8. Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
По итогам реализации краткосрочного проекта «Юные волшебники» было отмечено, что дети расширили и обогатили знания о об особенностях зимней природы; о безопасном поведении зимой. Проводилась работа по активизации и обогащению словарного запаса воспитанников, по формированию первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. У детей сформировалось бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам, уважение к чужому труду, появилось желание помогать им в зимних условиях. Дети научились отражать полученные знания в рассказах и в различных продуктивных видах деятельности. Они приобрели новый опыт продуктивного взаимодействия друг с другом.
Данные итоги показали, что метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.
Стоит заметить, что проблеме экологического воспитания были также посвящены открытые занятия наших воспитателей и проведение мастер–классов для педагогического коллектива.
В заключении стоит отметить, что своевременное получение достоверной информации и адекватное восприятие новых сведений становятся с каждым десятилетием все более важными задачами организации мирового сообщества. Теперь уже недостаточно передать подрастающему поколению важнейшие знания, накопленные человечеством. Необходимо выработать навыки высокоэффективного самообразования, позволяющего не от случая к случаю, а постоянно отслеживать происходящие в мире изменения.
Одна из главных задач образования, в том числе и дошкольного, - научить каждого не отставать от жизни и в то же время достаточно глубоко и разносторонне воспринимать передаваемый от поколения к поколению жизненный опыт. Именно тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому и бережное отношение ко всему окружающему.
Литература:
- Методический комплекс для работы с дошкольниками «Я познаю мир» Т.А. Сидорчук — Ульяновск, ООО «Вектор», 2014г.
- Шахмарданов З. А. Экологическое образование — фактор устойчивого развития общества // Астраханский вестник экологического образования. — Астрахань. - 2014.-№ 2.- С.112–114.
- Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А. Системность в отборе содержания общего экологического образования // Наука и школа.- М.- 2014.-С.31–39.
- Положение краткосрочного проекта «Юные Волшебники»– К.: МДОУ ДС «Ёлочка» г. Краснослободска, 2019 г.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Журнал «Дошкольное образование» №17, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
- Токарев А. А., Федорова Г. А. Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/12894/ (дата обращения: 17.09.2019).
- Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации образования [сайт]. [2017] URL: https://pandia.ru/text/78/048/97037.php (дата обращения: 18.09.2019).
- Ермакова Д.А. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ. [сайт]. [2017]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (дата обращения: 19.09.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Консультация для воспитателей "Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду и реализации принципа приемственности дошкольного образования"
В консультации описывается важное значение игры в повышении качества образовательного процесса....

Ценностные ориентиры современного образования. Взаимодействие кадетских классов и детского сада в развитии патриотического воспитания путем преемственности.
В наше время, патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные...

Значимость создания развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада по реализации экологического воспитания.
Создание экологического уголка в пространстве группы детского сада с учётом решения главных задач экологического воспитания....

Фестиваль дошкольного образования Тема "Взаимодействие семьи и детского сада в контексте современного образования и воспитания. Формы, практические методы".
Нетрадиционное театрализованное родительское собрание, как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей....
«Экологические акции в детском саду, как одна из форм экологического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Экологические акции в детском саду, как одна из форм экологического воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы).Экологическое воспитание детей играет важную роль в сохр...
