Долгосрочный интегрированный семейный проект "Моя счастливая семья"
проект
Реализация догосрочного интегрированного семейного проека в работе дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Семья – то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить и воспитывать любовь к своей семье, месту, где родился и вырос человек, любовь к Отчизне.
Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить чувства сострадания и отзывчивости.
Крепкая и дружная семья – маленький кирпичик надежного фундамента большого здорового социума, поэтому роль современной семьи в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом очень велика. Ценности – это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Судя по ним, можно определить, какое значение семья имеет в жизни человека.
Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.
В современном обществе важно формировать у детей позитивное представление о семье, воспитывать уважение к семейным ценностям и толерантность к разнообразию семейных моделей. В этом контексте проект «Моя счастливая семья» в дошкольном учреждении играет значительную роль, предоставляя детям и их родителям платформу для взаимодействия и познавательно-творческой деятельности.
Тип проекта:
По количеству участников: фронтальный;
По содержанию: интегрированный;
По продолжительности: долгосрочный (январь – ноябрь 2024);
По характеру содержания: познавательно – творческий, социальный;
Участники проекта: воспитанники ДО, родители, педагоги;
Проблема:
- распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций;
- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- недостаток знаний у дошкольников о своей семье и ее истории;
- отсутствие специальной платформы для активного взаимодействия детей и родителей в образовательном процессе по вопросу приобщения детей к многообразию семейных ценностей и традиций, а также развития у детей понимания значения семьи в жизни человека.
Актуальность
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Актуальность данного проекта заключается еще и в том, что существует проблема ограниченности информации о многообразии семейных традиций и образцов, а также в отсутствии специальной платформы для активного взаимодействия детей и родителей в образовательном процессе. Проект «Моя счастливая семья» направлен на решение этих проблем путем организации тематических мероприятий, совместных занятий, консультативной помощи, игр, конкурсов, акций, способствующих пониманию значения семьи и семейных ценностей в жизни человека.
Социальная значимость проекта
Проект является социально значимым, так как возрождение семейных традиций следует рассматривать, как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению и формирование крепкой основы социо-культурной среды современной семьи в обществе. Кроме этого, изучение семейных традиций, представляет возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примером поведения они закреплялись в конкретных поступках и действиях.
Цель проекта:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных ценностей и традиций.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
- Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Повысить престиж семьи в глазах детей.
- Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами в процессе совместной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- дать представления о понятиях: «родители», «родные», «семья», «традиции», «культура», «семейные ценности»;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение активно включаться в творческо – поисковую деятельность;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать интерес к семейным традициям, обрядам, реликвиям.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения;
- воспитывать у детей уважение и любовь ко всем членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека;
- воспитывать умение проявлять заботу о родных и близких людях;
- воспитывать уважение к труду и занятиям всех членов семьи;
- воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям в процессе общения друг с другом и родными;
- побуждать детей к выполнению общественно - значимых заданий.
Задачи по работе с родителями:
- повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития семейных традиций и нравственно – духовных ценностей;
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе тесного сотрудничества с педагогами ДО;
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей;
- обогащать детско–родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Новизна опыта:
- восстановление преемственности семейных поколений;
- формирование у детей представлений о страницах истории своей семьи;
- сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций и обычаев;
- использование новых форм взаимодействия педагогов с родителями;
- обогащение детско-родительских отношений опытом совместно - творческой деятельности.
- формирование у дошкольников знаний и умений через исследовательскую деятельность;
- развитие чувства эмпатии к членам своей семьи;
Ведущая идея:
Формирование у дошкольников представлений о семье и семейных традициях, передача детям значимых нравственно – духовных и культурных жизненных ценностей.
Гипотеза:
Если будут созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей дошкольного возраста. Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности.
Адресная направленность:
Опыт адресуется творческим педагогам, воспитанникам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к знанию истории своей семьи, традиций, культуры, семейных, нравственно – духовных и жизненных ценностей.
Предполагаемые результаты:
Реализация проекта позволит достигнуть положительных результатов для всех участников.
Педагоги:
Повышение своего профессионального уровня в вопросах:
- изучения особенностей каждой семьи;
- неформального отношения с семьями воспитанников;
- умение ставить конкретные задачи в работе с каждой семьёй (с учётом возраста родителей, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбирать адекватные формы и методы работы;
- совершенствование своих коммуникативных навыков;
- формирование умения устанавливать тесные деловые контакты педагога и семьи;
- освоение интерактивных форм повышения педагогической компетентности родителей.
Родители:
- повысится психолого - педагогическая компетентность;
- улучшатся детско-родительские отношения;
- активизируется участие в реализации детских тематических проектов;
- сформируется интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
Воспитанники:
- сформируются знания о истории своей семьи, семейных традиций, праздников, участия в них;
- усвоение норм и ценностей, принятых в семье, усвоение моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки;
- сформируется действенная любовь к членам семьи;
- сформируется готовность детей к совместной деятельности, умение договариваться и спокойно разрешать конфликтные ситуации в семье;
- повысится самооценка;
- укрепятся детско-родительские отношения;
- сформируется образ «Я», уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- сформируется гендерная, семейная, гражданская принадлежности;
- расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Этапы деятельности:
Мероприятия | Цели, задачи | Сроки | Ответственные | |
Подготовительный этап (разработка проекта) | ||||
Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями. |
| январь | педагоги ДО | |
Разработка календарно – тематического планирования. | январь | педагоги ДО | ||
Подбор и систематизация наглядного материала по теме проекта, организация РППС. | январь | педагоги ДО | ||
Подбор музыкального, танцевального, игрового, художественного материала по теме проекта. | январь | педагоги ДО | ||
Методические разработки ОД и мероприятий по теме проекта. | январь | педагоги ДО | ||
Анкетирование |
| Январь | Педагоги До, родители | |
Оказание консультативной помощи родителям по теме проекта, поиск информации для папок – передвижек. | Январь - ноябрь | Педагоги ДО | ||
2. Исследовательский этап (выполнение проекта) | ||||
День Защитника Отечества |
| февраль | педагоги ДО | |
Акция (приуроченная ко дню защитника Отечества) «Семейный герой» | февраль | педагоги ДО, родители, дети | ||
Фотовыставка (приуроченная ко дню защитника Отечества) «Мой папа тоже в армии служил» | февраль | педагоги ДО, родители, дети | ||
Тематическая ОД «Подарок для папы» | февраль | педагоги ДО | ||
Акция (приуроченная ко дню дарения книги) «Читаем всей семьей» |
| февраль | педагоги ДО, родители, дети | |
Тематическая ОД (приуроченная ко дню родного языка) «Родной язык моей семьи» |
| февраль | педагоги ДО, дети | |
Утренник «Мама – главное слово в каждой судьбе» |
| март | педагоги ДО | |
Утренник «Мамы, как пуговки – на них все держится» | март | педагоги ДО | ||
Утренник «Мамина улыбка» | март | педагоги ДО | ||
Утренник «Цветы для мамы» | март | педагоги ДО | ||
Утренник «Мамины помощники» | март | педагоги ДО | ||
Тематическая ОД «Подарок для мамы» | март | педагоги ДО | ||
Тематическая ОД «Весна для мамы» | март | педагоги ДО | ||
Оформление стенгазеты «Моя мама тоже маленькой была» | март | педагоги ДО, родители, дети | ||
Оформление стенгазеты «Мама дома, что солнышко в небе» | март | педагоги ДО, родители, дети | ||
Акция «На кухне всей семьей» |
| март | Педагоги ДО, родители дети | |
Фотоконкурс «Масленицу встречаем, блины печь начинаем» |
| март | педагоги ДО, родители, дети | |
Конкурс чтецов «Моя семья» |
| апрель | Педагоги ДО, дети | |
Фотоконкурс «Начинается семья с мамы, папы и меня!» |
| апрель | педагоги ДО, родители, дети | |
Конкурс семейного творчества «Семейный оберег» |
| апрель | педагоги ДО, родители, дети | |
Фотоконкурс «Это у нас семейное» (хобби) |
| апрель | педагоги ДО, родители, дети | |
Оформление стенгазеты «Семейный отдых» |
| апрель | педагоги ДО, родители, дети | |
Конкурс (приуроченный ко дню театра) «Семейный театр» |
| апрель | педагоги ДО, родители, дети | |
Фотоконкурс (приуроченный ко дню здоровья) «Мама, папа, я - спортивная семья!» |
| апрель | педагоги ДО, родители, дети | |
Акция (приуроченная ко дню Победы» «Мой дедушка герой» |
| май | педагоги ДО, родители, дети | |
Акция «Бессмертный полк» |
| май | педагоги ДО, родители, дети | |
Конкурс семейного творчества (приуроченный к международному дню семьи) «Семья – главная ценность жизни» |
| май | педагоги ДО, родители, дети | |
Фотоконкурс (приуроченный к международному дню семьи) «Ключ семейного счастья» | май | педагоги ДО, родители, дети | ||
Тематическая ОД (приуроченная к международному дню семьи) «Мама, папа, я – счастливая семья» |
| май | Педагоги ДО | |
Познавательно – игровое мероприятие (приуроченное к международному дню семьи) «Моя семья» | май | Педагоги ДО | ||
Памятка «10 заповедей для родителей» |
| май | Музыкальный руководитель Башлаева Т.Н. | |
Развлечение (приуроченное ко дню защиты детей) «Детство – это радость» |
| июнь | Педагоги ДО | |
Проект по ПДД «Безопасность наших детей» |
| июнь | Воспитатель Дуброва Е.Е. | |
Развлечение «День семьи, любви и верности» |
| июль | Педагоги ДО | |
Фотоконкурс (приуроченный ко дню семьи, любви и верности) «Дарите ромашки любимым» | июль | Педагоги ДО | ||
Тематическая ОД «Правила моей семьи» | июль | педагоги ДО, родители, дети | ||
Конкурс рисунков (приуроченный ко дню семьи, любви и верности) «Семья – источник вдохновения» | июль | педагоги ДО, родители, дети | ||
Конкурс «Семья года» (приуроченный к году Семьи в России)
|
| Сентябрь – ноябрь 2024 г | Педагоги ДО, Родители, дети | |
Тематическая ОД «День пожилого человека» |
| октябрь | педагоги ДО | |
Фотоконкурс (приуроченный ко дню пожилого человека) «Ваших лет золотые россыпи» | октябрь | Желудкова Н.В. | ||
Оформление стенгазеты (приуроченной ко дню пожилого человека) «Диалог поколений» | октябрь | педагоги ДО | ||
Оформление стенгазеты (приуроченной ко дню пожилого человека) «Букет добрых пожеланий» | октябрь | педагоги ДО | ||
Фотофлэшмоб «Цените мгновения жизни» | ||||
Тематическая ОД (приуроченная ко дню города) «Мой город, мой дом, моя семья» |
| октябрь | педагоги ДО | |
Тематическая ОД (посвященная Дню отца в России) «Мой папа лучше всех» |
| октябрь | педагоги ДО | |
Тематическая ОД (посвященная Дню отца в России) «Подарок для папы» | октябрь | педагоги ДО | ||
Оформление фотовыставки (приуроченной ко Дню отца в России) «Лучше папы в мире нет!» | октябрь | педагоги ДО | ||
Фестиваль национальных культур «Мы – единый народ» (приуроченный ко Дню народного единства) |
| ноябрь | педагоги ДО, родители, дети | |
Фотоконкурс (приуроченный ко Дню народного единства) «Она семья, но много традиций» | ноябрь | педагоги ДО, родители, дети | ||
Тематическая ОД «День матери» (приуроченная ко Дню Матери в Росси) |
| ноябрь | педагоги ДО | |
Тематическая ОД (приуроченная ко Дню Матери в Росси) «Подарок для мамы» | ноябрь | педагоги ДО | ||
Оформление стенгазеты (приуроченной ко Дню матери в России) «Мамочка! Любимая, родная!» | ноябрь | педагоги ДО | ||
Акция (приуроченная ко Дню матери в России) «Дерево добрых пожеланий маме» | ноябрь | Утова М.А. | ||
Праздничный концерт (посвященный Дню Матери в России) «Лучшей маме на свете» | ноябрь | Музыкальный руководитель Башлаева Т.Н. | ||
Проведение заключительного этапа конкурса «Семья года» (приуроченного к году Семьи в России) |
| ноябрь | педагоги ДО, родители, дети. | |
3. Заключительный этап (Презентация проекта) | ||||
Проведение итогового мероприятия: Акция «Семейный герой» |
| февраль | педагоги ДО, родители, дети | |
Акция «Бессмертный полк» |
| май | педагоги ДО, родители, дети | |
Проведение итогового мероприятия: Развлечение «День семьи, любви и верности» |
| июль | педагоги ДО | |
Проведение итогового мероприятия: Праздничный концерт «Лучшей маме на свете» |
| ноябрь | педагоги ДО, дети | |
Проведение итогового мероприятия: Фестиваль национальных культур «Мы единый народ» |
| ноябрь | педагоги ДО, родители, дети | |
Проведение итогового мероприятия: Заключительный этап конкурса «Семья Года 2024» |
| ноябрь | Педагоги ДО, родители, дети | |
Проведение итогового мероприятия: Выступление с обобщенным опытом по проекту «Моя счастливая семья» на Городском Методическом Объединении воспитателей. | Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах:
| апрель | Музыкальный руководитель Башлаева Т.Н. | |
Результат проекта:
- У детей сформированы устойчивые представления об истории, традициях и обычаях своей семьи, имеют представление о родственных отношениях;
- дошкольники с удовольствием приобщаются к истокам национальной культуры своей семьи;
- дети проявляют чувства толерантности, уважения ко всем членам свей семьи;
- на основе проектной деятельности сформирована специальная платформа для активного взаимодействия всех участников воспитательно – образовательного процесса;
- у детей развито понятие значимости семьи в жизни человека;
- укрепились детско – родительские отношения;
- у дошкольников произошло усвоение норм и ценностей, принятых в семье, моральных и нравственных качеств, сформировалось умения правильно оценивать свои поступки по отношению к окружающим людям;
- у дошкольников сформирована гендерная, семейная, гражданская принадлежности;
- родители стали активными участниками воспитательно – образовательного процесса;
- у педагогов развилось умение ставить конкретные задачи в работе с каждой семьёй (с учётом возраста родителей, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбирать адекватные формы и методы работы.
Продукт проекта:
- Акция «Семейный герой».
- Акция «Бессмертный полк».
- Акция «Дерево добрых пожеланий».
- Стенгазета «Это у нас семейное».
- Фотовыставка «На кухне всей семьей».
- Фотовыставка «Ваших дней золотые россыпи».
- Фотовыставка «Диалог поколений»
- Праздничный концерт, посвященный дню Матери:
«Лучшей маме на свете».
- Фестиваль национальных культур
«Мы единый народ».
- Конкурс «Семья Года 2024».
- Представление опыта работы по проекту: «Моя счастливая семья» на Городском Методическом Объединении воспитателей.
Вывод:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми истории своей семьи, традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Проект помог активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей. Повысил психолого-педагогическую культуру родителей. Средствами проекта была сформирована специальная платформа для активного взаимодействия и тесного сотрудничества всех участников воспитательно – образовательного процесса. Благодаря реализации этого проекта было достигнуто единство целей и методов и средств формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проведенные мероприятия в рамках проекта расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Мы, педагоги нашего дошкольного отделения, не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свою семью, своих родных и близких.
Источники:
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
Проектная деятельность старших дошкольников/авт.-сост.В. Н.Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 202с.: ил.
Интернет – ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-moja-semja-i-semeinye-cenosti.html?ysclid=m0oxs1rakl942577887
http://doshkolnik.ru/den-semi/23003-obrazovatelnyiy-proekt-semeiynye-cennosti.html
https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/1848?ysclid=m0p78r6hut494778041
https://xn--89-9kc1abm1apf8dte.xn--p1ai/images/21-22/innov-prak/proekt_semeynye_cennosti.pdf
https://infourok.ru/statya-na-temu-semeynie-proekti-v-dou-3780759.html?ysclid=m0p7fv42xb859184635
https://vk.com/wall-163432394_338003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Педагогика семейного сотрудничества как залог счастливой семьи!
Вниманию родителей представлены советы для творческих занятий с детьми в домашних условиях....
Сценарий семейного праздника "Счастливая семья".
Семейный праздник "Счастливая семья"....

Сценарий летнего семейного праздника «Здоровая семья - счастливая семья»
Сценарий летнего семейного праздника«Здоровая семья - счастливая семья»...
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Семья. Семейные ценности и традиции»
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Семья. Семейные ценности и традиции»...

Семейная гостиная «Счастливая семья – счастливый ребенок»
Цель: содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную деятельность, мотивировать родителей на социально значимые семейные ценности.Задачи:способствовать развитию коммуника...

Семейная гостиная «Счастливая семья - счастливый ребенок»
Цель: содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную деятельность, мотивировать родителей на социально значимые семейные ценности. Задачи: 1. Способствовать развитию комм...

Долгосрочный интегрированный семейный проект "Моя счастливая семья"
Реализация долгосрочного интегрированного семейного проекта "Моя счастливая семья" в работе дошкольного образовательного учреждения....
