Характерные признаки мая
методическая разработка (старшая группа)

Задачи: формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны, знакомство с народным земледельческим календарем и праздниками мая, активизация речевой деятельности детей, формирование положительной установки дошкольников на участие в совместной творческой продуктивной деятельности, воспитание внимательного и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением березовой рощи, цветущей черёмухи, сирени, скворца около скворечника, цветная бумага, ножницы, большой лист бумаги (ватман), затонированный голубым и зелёным цветом.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Целевые ориентиры дошкольного образования: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выражает свои эмоции при проведении игр, любит и интересуется природой, интересуется изобразительной деятельностью.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл may_mov.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:


НОД «Характерные признаки мая»

Старшая группа

Задачи: формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны, знакомство с народным земледельческим календарем и праздниками мая, активизация речевой деятельности детей, формирование положительной установки дошкольников на участие в совместной творческой продуктивной деятельности, воспитание внимательного и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением березовой рощи, цветущей черёмухи, сирени, скворца около скворечника, цветная бумага, ножницы, большой лист бумаги (ватман), затонированный голубым и зелёным цветом.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Целевые ориентиры дошкольного образования: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выражает свои эмоции при проведении игр, любит и интересуется природой, интересуется изобразительной деятельностью.

Содержание организованной деятельности.

Игровая обучающая ситуация:

С помощью мимики, жестов и позы дошкольники изображают своё «настроение». Педагог помогает им подарить друг другу хорошее настроение с помощью речёвки: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись ты мне, а я тебе!»

Вводная беседа с дошкольниками по вопросам:

Какие изменения произошли в природе в мае? Какая сегодня погода, что нового заметили вокруг? Можно ли сказать, что природа в мае проснулась, ожила и готова встретить красное лето? Какие признаки об этом говорят? Как изменились растения в мае?

Педагог читает стихотворение, а дети должны вспомнить и назвать приметы весны, о которых в нем говорится:

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

 Дружно гонят по дорогам

 Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

 Согревают все вокруг.

Из- под хвои и травинок

 Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

 Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

 Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

Загадки

Нашумела, нагремела,

 Все промыла и ушла.

 И сады и огороды

 Всей округи полила.

(Ответ: гроза.)

Меня ждут не дождутся.

Как увидят - разбегутся.

(Ответ: дождь.)

Крашеное коромысло

Над рекою повисло.

(Ответ: радуга.)

Летела стрела,

 Упала в лебеду.

Ищу - не найду.

(Ответ: молния.)

Педагог. Мы листаем календарь. Вот и наступил май. У него много народных прозвищ и поэтических образов: юность года, зенит весны и ее венец, торжество весны зеленой, месяц дождей, месяц лесных сказок и весна зеленого шума. Май - сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дует теплый ветер, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.

Педагог предлагает дошкольникам вспомнить народные игры.

Проводится игра-хоровод «Веснянка».

Педагог. Про весну народ говорит: "Весна цветами красна". В народе май нередко называют "цветень". Как выдумаете, почему? В мае в лесу и садах цветет много цветов.

В мае распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, береза, сосна, черемуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады - цветут яблони, вишни, сливы.

Цвети, черемуха, душистая, цвети!

 По ветру, разметав соцветий пряди.

 Словно царевна в свадебном наряде,

Зелеными шелками шелести.

 И пусть никто не занесет топор,

Тебя не срубит и не искалечит,

И не сомнет твой праздничный убор –

 Убор весны-царевны подвенечный.        

Педагог показывает иллюстрацию цветущей черёмухи.

Педагог. Дети, что означает выражение "убор весны-царевны подвенечный"? В садах деревья цветут - белыми цветами, поэтому весна, как невеста, вся в белом наряде. В мае весна для поэта, "словно царевна в свадебном наряде".

Май - важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Недаром в народе говорят: «Май холодный – не будешь голодный», «Майский день год кормит».

В мае готовят грядки, сеют морковь, свеклу, сажают лук, картофель, капусту, огурцы. А что мы с вами посадили на огороде? (Лук, горох)

Проводится физминутка – психоэтюд «Травинки»:

Считалкой выбирают «наблюдателя» , остальные дети – «травинки» . Задача «наблюдателя» определить лучшую "травинку", т. е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания педагога. "Наблюдатель" не только называет лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится "наблюдателем". Игру можно повторить 2-3 раза, пока к ней будет сохраняться интерес. 

Задания для игры:

  • поднять руки медленно вверх через стороны;
  • потянуться, как травинка тянется навстречу солнечному теплу;
  • глазами "нарисовать" солнышко, которое греет травинку;
  • покачаться, как "травинка" на ветру, сначала из стороны в сторону, вперед-назад; ветер усиливается - сильнее раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад; ветер стих - замереть;
  • ветер усиливается - вновь сильно раскачиваться; ветер затихает - потянуться, опустить руки.

Педагог. Еще в народе май называют "песенником". Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец - соловей. В народе говорят: "Малая птичка соловей, а май знает". Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи, ивы возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, звенят зяблики, свистит иволга.

Педагог включает для прослушивания запись на диске «Голоса леса».

Педагог. Вода в реках, озёрах и прудах прогревается, и болотные «Певцы» - лягушки громко квакают, поют «свадебные песни». У зверей продолжается линька, мех становится короче и его цвет больше подходит к весенне – летней окраске леса. Есть даже такая загадка: « Зимой белый, летом – серый». Отгадайте, про кого это? (Про зайца). У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши.

Проводится игра «Огородник и воробей».

Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: "Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за эту коноплю тебе ножку перебью". Огородник бежит ловить воробья. Дети воробья впускают в круг и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются «новые» огородник и воробей.

Педагог. В мае также расцветают разноцветные тюльпаны.

Педагог предлагает ребятам выполнить полянку с тюльпанами с помощью техники оригами. Проводится показ и объяснение воспитателя. Дети самостоятельно выполняют работу, а затем по очереди наклеивают свои тюльпаны на заранее подготовленный лист ватмана.

Рефлексия.

О каком месяце весны  мы с вами беседовали? Как называют май в народе? (песенником, май – сердце весны, «цветень») Полюбуйтесь нашей разноцветной полянкой тюльпанов. Какая она яркая, солнечная, красивая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Введение календаря наблюдений, помогающий наглядно усвоить характерные признаки.

Ознакомление  с природой, при специальной организации обучения, приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка., помогает усвоить характерные признаки из...

НОД "Характерные признаки мая"

Занятие направлено на формирование у детей представлений о характерных признаках месяца мая, знакомство с народным земледельческим календарем и праздниками мая. Включает в себя беседу, отгадывание заг...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Характерные признаки осени. Листопад"

Конспект подгруппового логопедического занятия "Характерные признаки осени.Листопад"...

«Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....

Презентация "Характерные признаки осени"

Презентация "Характерные признаки осени"...

Презентация "Характерные признаки зимы"

Презентация "Характерные признаки зимы"...

Картотека Игры, формирующие умения выделять основные характерные признаки предметов, явлений.

Картотека игр, формирующих умения выделять основные характерные признаки предметов, явлений....