Наставничество как эффективная форма профессионального роста педагогов
консультация

Лепешкина Светлана Анатольевна

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким  эмоциональным  напряжением,  требующим мобилизации всех внутреннихресурсов.  Решить  эту  стратегическую  задачу   поможет   создание   гибкой  имобильной       системы наставничества,  способной  оптимизировать  процесс  профессионального      становления  молодого специалиста,  сформировать у него мотивации к саморазвитию, самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 32«СКАЗКА»

«Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога»

Зам.заведующего по ВР

Лепешкина С.А.

Кировск,

2024 г.

Наш современный мир нуждается в профессиональных, компетентных педагогах, которые способны мыслить самостоятельно, реализовывать гуманистические ценности на практике, включаться в инновационные процессы. Но в реальной действительности даже при достаточном уровне к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутреннихресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой имобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивации к саморазвитию, самореализации.

Несмотря на сложности, работа молодого педагога полна возможностей для самореализации и профессионального роста. Именно в этот период закладывается фундамент для будущих успехов, формируются ценные навыки и компетенции. Поддержка опытных коллег, наставничество и доступ к современным методикам обучения играют ключевую роль в адаптации молодых педагогов и их становлении как квалифицированных специалистов.

Наставничество не является в чистом виде «обучением» или «воспитанием». Это – в действительности сложный симбиоз личного влияния зрелого носителя опыта и духовно-нравственных качеств на личностно и профессионально развивающегося человека, в том числе через различные формы их совместной деятельности.

Цель системы наставничества – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.

Задачи наставничества:

  • содействовать созданию в дошкольной образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
  • оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации;
  • содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
  • оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом жизни ДОУ, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
  • ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
  • содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
  • знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.

Наставник должен помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, и оказать помощь молодому специалисту в:

  • организации учебно-воспитательного процесса;
  • практическом освоении основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитанников на занятии, создание благоприятного психологического климата на занятиях и др.);
  • ведении документации.
  • выборе темы для самообразования;
  • подготовке к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.

Передавая свой опыт наставник использует разнообразные методы, которые являются способами включения подопечного в различные личностные и профессионально-развивающие виды деятельности и общения. Богатый арсенал методов наставничества целесообразно упорядочить по тем целям, которые достигаются в этом процессе.

Воспитательные методы:

  • метод рефлексивного диалога, который происходит между наставником подопечным и позволяет не только наставнику узнать о желаниях, личностном опыте молодого работника, его характерологических качествах и перспективных планах, но и самому подопечному обрести опыт рефлексии своей жизненной ситуации;
  • метод совместного проектирования профессионально-личностного развития молодого специалиста;
  • метод погружения в ситуации, требующие принятия ответственного и творческого решения;
  • метод поручения, исходящего от организации, выполнение которого формирует у начинающего работника уверенность в своих силах.

Профессионально-образовательные методы:

  • метод демонстрации образца решения профессиональной задачи;
  • метод совместного выполнения производственных действий;
  • метод моделирования сложных ситуаций (деловая игра);
  • метод демонстрации собственных достижений: по желанию самого молодого сотрудника им организуется показ своих профессиональных достижений
  • компетентным экспертам.

Адаптационно-психологические методы:

  • метод биографических примеров – приведение наставником эпизодов из личной практики и из жизни известных представителей трудового коллектива;
  • метод совместного проектирования карьерного роста;
  • метод публичных поощрений и поддержки.

Педагог-наставник, будучи примером для подражания, должен всячески содействовать раскрытию профессионального потенциала своего подопечного. Это достигается посредством целеустремлённой работы: поручая задания, соответствующие квалификации и способностям молодого специалиста, наставник даёт ему возможность проявить себя, приобрести новые навыки и уверенность в своих силах.

Эффективность наставнической деятельности зависит от соблюдения ряда условий:

  • взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога;
  • сочетание теоретических и практических форм работы;
  • своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией;
  • мотивация: наставничество эффективно, только когда молодой воспитатель хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом, а наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку;
  • сотрудничество: наставничество основано на взаимном уважении и доверии, наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.

Таким образом, наставничество представляет собой гармоничное взаимодействие опыта и жажды знаний. Наставник, будучи проводником в мир профессиональных тонкостей, делится своим опытом, а молодой специалист, проявляя активность и стремление к развитию, усваивает знания и навыки, необходимые для успешной карьеры. Только в таком тандеме наставничество может стать поистине эффективным инструментом профессионального роста.

Наставническая деятельность, несомненно, является ценным инструментом профессионального роста как для молодых педагогов, так и для опытных наставников. В этой модели взаимоотношений происходит обмен знаниями, опытом и взглядами, обогащающий обе стороны.

Молодой специалист, вступая в отношения наставничества, получает неоценимую поддержку и руководство со стороны опытного педагога. Наставник делится своими профессиональными секретами, помогает молодому специалисту освоить педагогические технологии, научить его эффективно взаимодействовать с детьми и родителями. Поддержка наставника даёт уверенность в своих силах, помогает преодолевать трудности и развивать собственный педагогический стиль.

В свою очередь, сам наставник также извлекает пользу из этой деятельности. Процесс передачи знаний и опыта позволяет ему взглянуть на свою профессию с новой стороны, переосмыслить свои подходы к обучению и воспитанию. Общение с молодым педагогом, полным энтузиазма и свежих идей, стимулирует наставника к саморазвитию, помогает ему оставаться в курсе современных тенденций в образовании.

Наставничество – это не просто формальное взаимодействие, а глубокий, многогранный процесс, который способствует формированию высококвалифицированных специалистов, готовых к активной профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»

Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм       профессиональной адаптации молодых педагогов»...

Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ.

Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ. Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать ...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогам...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА «Дидактические игры в обучении детей основам математике. Форма. Цвет. Размер».

Тема самообразования, цель, задачи.Тема:«Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Формировать количественное и пространственное представление и полноценно развивать ре...

Доклад «Современное наставничество как эффективная форма успешной адаптации молодого педагога ДОУ»

2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педа...