Наставничество как эффективная форма профессионального роста педагогов
консультация
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутреннихресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой имобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивации к саморазвитию, самореализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 32«СКАЗКА»
«Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога»
Зам.заведующего по ВР
Лепешкина С.А.
Кировск,
2024 г.
Наш современный мир нуждается в профессиональных, компетентных педагогах, которые способны мыслить самостоятельно, реализовывать гуманистические ценности на практике, включаться в инновационные процессы. Но в реальной действительности даже при достаточном уровне к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутреннихресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой имобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивации к саморазвитию, самореализации.
Несмотря на сложности, работа молодого педагога полна возможностей для самореализации и профессионального роста. Именно в этот период закладывается фундамент для будущих успехов, формируются ценные навыки и компетенции. Поддержка опытных коллег, наставничество и доступ к современным методикам обучения играют ключевую роль в адаптации молодых педагогов и их становлении как квалифицированных специалистов.
Наставничество не является в чистом виде «обучением» или «воспитанием». Это – в действительности сложный симбиоз личного влияния зрелого носителя опыта и духовно-нравственных качеств на личностно и профессионально развивающегося человека, в том числе через различные формы их совместной деятельности.
Цель системы наставничества – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи наставничества:
- содействовать созданию в дошкольной образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом жизни ДОУ, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
Наставник должен помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, и оказать помощь молодому специалисту в:
- организации учебно-воспитательного процесса;
- практическом освоении основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитанников на занятии, создание благоприятного психологического климата на занятиях и др.);
- ведении документации.
- выборе темы для самообразования;
- подготовке к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Передавая свой опыт наставник использует разнообразные методы, которые являются способами включения подопечного в различные личностные и профессионально-развивающие виды деятельности и общения. Богатый арсенал методов наставничества целесообразно упорядочить по тем целям, которые достигаются в этом процессе.
Воспитательные методы:
- метод рефлексивного диалога, который происходит между наставником подопечным и позволяет не только наставнику узнать о желаниях, личностном опыте молодого работника, его характерологических качествах и перспективных планах, но и самому подопечному обрести опыт рефлексии своей жизненной ситуации;
- метод совместного проектирования профессионально-личностного развития молодого специалиста;
- метод погружения в ситуации, требующие принятия ответственного и творческого решения;
- метод поручения, исходящего от организации, выполнение которого формирует у начинающего работника уверенность в своих силах.
Профессионально-образовательные методы:
- метод демонстрации образца решения профессиональной задачи;
- метод совместного выполнения производственных действий;
- метод моделирования сложных ситуаций (деловая игра);
- метод демонстрации собственных достижений: по желанию самого молодого сотрудника им организуется показ своих профессиональных достижений
- компетентным экспертам.
Адаптационно-психологические методы:
- метод биографических примеров – приведение наставником эпизодов из личной практики и из жизни известных представителей трудового коллектива;
- метод совместного проектирования карьерного роста;
- метод публичных поощрений и поддержки.
Педагог-наставник, будучи примером для подражания, должен всячески содействовать раскрытию профессионального потенциала своего подопечного. Это достигается посредством целеустремлённой работы: поручая задания, соответствующие квалификации и способностям молодого специалиста, наставник даёт ему возможность проявить себя, приобрести новые навыки и уверенность в своих силах.
Эффективность наставнической деятельности зависит от соблюдения ряда условий:
- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога;
- сочетание теоретических и практических форм работы;
- своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией;
- мотивация: наставничество эффективно, только когда молодой воспитатель хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом, а наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку;
- сотрудничество: наставничество основано на взаимном уважении и доверии, наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Таким образом, наставничество представляет собой гармоничное взаимодействие опыта и жажды знаний. Наставник, будучи проводником в мир профессиональных тонкостей, делится своим опытом, а молодой специалист, проявляя активность и стремление к развитию, усваивает знания и навыки, необходимые для успешной карьеры. Только в таком тандеме наставничество может стать поистине эффективным инструментом профессионального роста.
Наставническая деятельность, несомненно, является ценным инструментом профессионального роста как для молодых педагогов, так и для опытных наставников. В этой модели взаимоотношений происходит обмен знаниями, опытом и взглядами, обогащающий обе стороны.
Молодой специалист, вступая в отношения наставничества, получает неоценимую поддержку и руководство со стороны опытного педагога. Наставник делится своими профессиональными секретами, помогает молодому специалисту освоить педагогические технологии, научить его эффективно взаимодействовать с детьми и родителями. Поддержка наставника даёт уверенность в своих силах, помогает преодолевать трудности и развивать собственный педагогический стиль.
В свою очередь, сам наставник также извлекает пользу из этой деятельности. Процесс передачи знаний и опыта позволяет ему взглянуть на свою профессию с новой стороны, переосмыслить свои подходы к обучению и воспитанию. Общение с молодым педагогом, полным энтузиазма и свежих идей, стимулирует наставника к саморазвитию, помогает ему оставаться в курсе современных тенденций в образовании.
Наставничество – это не просто формальное взаимодействие, а глубокий, многогранный процесс, который способствует формированию высококвалифицированных специалистов, готовых к активной профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов на тему: «Личностный и профессиональный рост педагогов», в рамках реализации программы по организации наставничества.
Сценарий мероприятия....
Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»...

Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ.
Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ. Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать ...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогам...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА «Дидактические игры в обучении детей основам математике. Форма. Цвет. Размер».
Тема самообразования, цель, задачи.Тема:«Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Формировать количественное и пространственное представление и полноценно развивать ре...

Доклад «Современное наставничество как эффективная форма успешной адаптации молодого педагога ДОУ»
2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педа...
