Аналитическая справка по самообразованию 2024-2025 учебный год
материал (подготовительная группа)

Смагина Наталья Валерьевна

Тема самообразования на 2024-2025 год: «Совместная театрализованная деятельность детей и взрослых в ДОУ, как условие выявления и развития творческой одаренности и формирования социально-коммуникативных компетентностей в раннем возрасте»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский детский сад комбинированного вида № 3»

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя подготовительной группы №11

Смагиной Натальи Валерьевны

по теме:

 «Совместная театрализованная деятельность детей и взрослых в ДОУ, как условие выявления и развития творческой одаренности и формирования социально-коммуникативных компетентностей в раннем возрасте»

Срок реализации 2004-2005 учебный год

Актуальность.

Трудно или легко для дошкольника выразительно прочитать стихотворение, сыграть роль отрицательного персонажа в спектакле, освоить театральные профессии кукловода и гримёра?

Творческая деятельность, а театральная деятельность – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности. Опираясь на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, я понимаю, что развитие актерского и речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, это одна из составляющих структурной единицы, представляющей речевое развитие.

Таким образом, формировать навыки интонационно – логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнений, театрализации, знакомству с театральными профессиями, то есть обучать театральному мастерству не только можно, но и нужно всех детей.

Эта тема для меня актуальна, интересна, что  и побудило выбрать ее темой самообразования на учебный год и значительно больше уделять внимания обучению дошкольников выразительному чтению стихотворений, сценической речи и движению, ранней профориентации через знакомство с театральными профессиями.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.  Я думаю, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа.  Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: повысить свой профессиональный уровень по методике обучения воспитанников театральному искусству и, в частности, выразительному чтению   стихотворений. Осуществляя театрализованную деятельность, способствовать раскрытию индивидуально-личностного потенциала детей группы.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками обучения детей дошкольного возраста в выбранной для саморазвития области;

- освоить современные методы обучения воспитанников выразительному чтению   стихотворений и актерскому мастерству;

- внести в работу элементы ранней профориентации

- учить детей адекватному выражению своих эмоций.

- воспитывать пытливость, артистизм, умение договариваться.

- вовлекать родителей воспитанников в совместную театральную деятельность.

-учить детей красиво и чётко излагать свои мысли и спокойно отстаивать своё мнение

- по итогам предоставить администрации аналитическую справку работы по теме самообразования за год.

Ожидаемый результат

  • Организовать положительное сотрудничество с семьями воспитанников, их активное участие в образовательной деятельности.
  • Развивать у детей самостоятельность и активность в творчестве.
  • Научить воспитанников придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ.
  • Научить коммуникативной деятельности, высказыванию собственного мнения: «Я считаю», «Я полагаю».
  • Научить ребенка плодотворному сотрудничеству со взрослыми.
  • Разработать и апробировать методики деятельности, проходящей с использованием современной предметно-развивающей среды. 
  • Создать в ДОУ локальные образцы образовательного пространства. 

План работы

Направление

Наименование

Сроки

Взаимодействие по теме

Нормативно-

правовые

документы

Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ,

5.3 Познавательно - речевое развитие. Образовательная область «Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской театральной деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

постоянно

консультация с зам. заведующего по ВР

Научное

обоснование

темы (кто из

теоретиков

педагогов и

психологов

рассматривал

данные

вопрос)

 Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Психологические труды. М., 1986. – Т. 1. – С.66.

Стародубова Н.А «Теория и методика развития речи дошкольника», М., 2008г.

 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду //  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие.  М., 1998.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981.

В течение года

консультация с психологом, логопедами

Методические

разработки

(методические

рекомендации

авторов,

теоретиков)

Ушакова О.Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.

Яковлева Н. В. «Методика работы с художественной литературой в учреждении дошкольного образования» 

https://sad59bobruisk.schools.by/pages/metodika-raboty-s-hudozhestvennoj-literaturoj-v-uchrezhdenii-doshkolnogo-obrazovanija

Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.

Пособие Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год. и брошюры И.П. Кошманской «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс»

Донателла Б. «Костюм как часть сценического действа»

Издательство Новое литературное обозрение

Серия: Библиотека журнала "Теория моды, 2022г

 Р. Славский «Искусство пантомимы»

Ли Бейган. «Грим для театра, кино и телевидения»

Ирина Сыромятникова. «Искусство грима и макияжа»Это учебное пособие написано преподавателем Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. Помимо общей информации об истории косметики и гримерного искусства, автор описывает различные техники создания грима в зависимости от жанра (драматический театр, эстрада, цирк), отдельные главы посвящены кинематографу.

Результат работы с детьми

В результате получилось правильно построить занятия с детьми, задействовать большинство детей группы в подготовке к спектаклю, выполняя обязанности представителей различных театральных профессий.

Были проведены индивидуальные занятия с воспитанниками по постановке дыхания и сценической речи. Результат: дикция стала более четкой, речь выразительной.

Дети средней и младшей групп тепло встретили кукольный спектакль «Колосок», поставленный ребятами подготовительной группы

Сентябрь -Октябрь 2024 2024

Были проведены индивидуальные занятия с воспитанниками по совершенствованию сценической речи и пластики. Результат: дикция стала более четкой, речь выразительной, ребятам удалось передать в пантомиме задуманный сюжет.

Ребятам и родителям понравился вечер Высокой моды.

На ноябрь еще запланированы занятия Театра моды «Лисята в тренде» и диспут «Моделью быть (не)просто»

Были проведены дополнительные индивидуальные занятия с воспитанниками по совершенствованию сценической речи и пластики.

Результат: дикция стала более четкой, речь выразительной, ребятам удалось передать в пантомиме задуманный сюжет.

Ребята были в восторге от процесса изготовления кукол и разыгрывания сценок со «своими» куклами

Ноябрь-декабрь 2024

Были проведены дополнительные индивидуальные занятия с Полиной Чебан по сочинению, постановке моноспектакля и видеозаписи сказки «Ёлочка и Зимний ветер».

Ребята были в восторге от процесса изготовления кукол и разыгрывания сценок по своим авторским сказкам

Закреплены навыки бережного отношения к природе, экологические знания.

Проведена работа по развитию речи, ребята стали менее скованными, быстро и охотно подбирают реплики своим персонажам. Однако, некоторым воспитанникам еще требуется помощь в развитии речи и свободного выражения своих мыслей

Январь-февраль 2025

Проведена работа по сценическому движению, дети стали менее скованными, быстро и охотно подбирают те или иные позы, воплощая заданный образ

Ребятам понравилось наносить грим, преображать себя в героев пьесы.

Мамы оказались благодарными зрителями, дети испытывали большой подъем и воодушевление, когда показывали спектакль «Колосок» родителям.

В рамках мероприятия «Литературный марафон» удалось снять качественные видеоролики. Юные чтецы сумели войти в образ и передать и радость, заключенную в строках и трагизм, который авторы вложили в стихи, посвященные ВОв и Дню Победы

Считаю, что год занятий в театральной студии позволило ребятам подготовительной группы №11 провести выпускной на новом, более высоком уровне.

Март-апрель-май 2025

Опыт работы

педагогов

(всех уровней)

Надежда Валентиновна Щуклова «Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению». стихотворений»https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-obuchenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-vyrazitelnomu-chteniyu-stihotvorenii.html

Евдокимова Вера Владимировна Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи» проект по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)   https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2016/11/13/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-u-detey

«Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Москва, «Карапуз», 2012г.

Коромоненка Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. 1969г.

Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия

Шильгави В.П. Начнем с игры. Для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности

В.И. Новикова Методическое пособие по основам актерского мастерства для дошкольников. Николаевск-на-Амуре 2013г.

«Невидимый подсказчик в театре» https://astrakult.ru/vsyo-o-professii-suflyora/

«Кукольник – самая интересная профессия» https://sulimart.ru/blog/publikatsii/puppeteer/

Повышение

квалификации

всех уровней

(вебинары,

семинары и

пр.)

Вострикова Т. В. Семинар-практикум для педагогов «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста»https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-nestandartnye-podhody-k-zauchivaniyu-stihotvorenii-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 6-7 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.

И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.

Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущность и структура» г. Иваново, 2009 год.

С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.

Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».

Интернет сайты: https://открытыйурок.рф/статьи/663467/ и https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-teatr-v-detskom-sadu.html

Результаты самообразования:

  1. Памятка для родителей в Родительском клубе в ВК «Как учить с детьми стихи?»
  2. Постановка спектакля «Колосок», гастроли в средние группы №10 и №12, показ спектакля на родительском чаепитии
  3. Упорядочение материала по теме: «Театральные профессии»
  4. Организация временных локаций «Гримерная», «Костюмерная», «Изготовление персонажей для и пальчикового кукольного театра».

Перспективный план на лето 2025 года

  1. реализовать идею по созданию альбомов «Театральные профессии» и «Театр внутри нас»
  2.  Создать методичку «Методика обучения воспитанников выразительному чтению стихотворений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования 2024-2025 учебный год

laquo;Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игровые методики и творческие практики»...

План по самообразованию 2024-2025 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посре...

Справка диагностики начало 2024-2025 учебного года

Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...

Аналитическая справка по адаптации 2024-2025 г.г.

Поскольку адаптационные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию или длительное пребывание в стрессовых условиях может привести ...

Индивидуальный план самообразования 2024- 2025 учебный год

Индивидуальная тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования»...

отчёт по самообразованию 2024-2025 учебный год

отчёт по самообразованию патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства...