Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Цель: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольников.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности.
2.Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности дошкольников.
4. Распространить опыт собственной деятельности на уровне ДОУ.
Оборудование: Ёмкости для воды, вода, мандарин, воздушные шарики, апельсин, сахар, гуашь, молоко, ватные палочки, моющее средство, влажные салфетки.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие Кати в мир чудес».
Жила была девочка, Катя. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Катя услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Катя отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже всходило, и Катя увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в начале: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.
Опыт № 1 «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Рассматривая распустившиеся кувшинки Катя увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2 «Танцующая мандаринка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее дольку мандарина. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что долька мандаринки всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и отяжелевшая мандаринка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают мандаринку.
Но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Катя от дождя спряталась под зонтик. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Катя решила идти дальше. Тут она увидела радугу.
Опыт № 3 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Опыт 4. «Молочное волшебство»
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.
Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!
Как же получился взрыв цвета?
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Катеньке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Вам удалось почувствовать себя детьми?
Выразите своё отношение к тому, что вы делали
1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)
2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)
3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)
Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми?
Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
На этом я заканчиваю свой мастер-класс. Мне было приятно с вами работать и общаться.
В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!Спасибо вам за участие в мастер-классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ «ЧУДО-ТРАФАРЕТЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаю вам сценарий мастер-класса для начинающих педагогов. [ Скачать мастер -класс с сервера (326.9Kb) ] Оставьте пожалуйста свой комментарий. Спасибо...

Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет на...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...
«Современные подходы к организации познавательно- исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самооб...

Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
laquo;Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»...

Готовимся к педагогическому совету «Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Делиться опытом и обмениваться знаниями важно, поскольку это способствует профессиональному росту педагогов, обогащению методической базы детского сада и повышению качества образовательного процесса. ...
