Сообщение "Вся жизнь-игра".Значение игры в познавательном развитии дошкольников.
методическая разработка
Данный материал расскрывает основные аспекты значения игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.
У педагогов есть термин – познавательная активность ребенка. Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. В дошкольном детстве развитие познавательных процессов закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во много зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Поэтому, мы – взрослые, стимулируя развитие познавательной активности ребенка, вносим существенную лепту в познание ребенком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, и практически на протяжении всей жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира. Ребенок интересуется всем, что его окружает. Он проявляет познавательный интерес, сопровождая это эмоциями.
Познавательный интерес-важная составляющая познавательной активности. Я считаю, что интерес ребенка зависит от того, каким способом я передам ему эти знания. Это должно быть увлекательно, эмоционально, в доступной форме, соответственно возрасту. А так, как игра занимает в жизни ребенка одно из ведущих мест, то именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового» периода, не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. "Возникновение вопроса", - пишет известный психолог С.Л. Рубинштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания".
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот), игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка
Игра также является эффективным средством развития познавательных способностей , в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.
Игра как ведущей деятельности дошкольника, это прежде всего совместная сюжетно-ролевая игра . Сюжетно-ролевая игра - это модель общества, в котором живет ребенок. Путем этой игры ребенок познает социальные отношения людей, учится взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила, регулировать свое поведение, решать проблемы и улаживать конфликты. Проигрывая различные роли и сюжеты, ребенок может получать новые знания и осваивать новые модели поведения. Сюжетно-ролевая игра может быть средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры.
Рассмотрим влияние сюжетно-ролевой игры на развитие познавательных способностей. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают познавательные способности, эстетические чувства. Дети учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством развития познавательных интересов.
Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (35, 23-29).
Д.Б. Эльконин в работе "Психология игры" пишет, что самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - "ракету", очутиться на Луне, при помощи палочки - "скальпеля" - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения .
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: "...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка Русскова Л.В.
Большинство парциальных программ предлагает осуществлять работу по игровой деятельности по нескольким разделам.
1.Знакомство с художественным произведением, что способствует расширению представлений об окружающем, развитию познавательных интересов, любознательности ребенка. Сюжетно- ролевые игры учат детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, упражняют в четком произношении слов.
2.Культура техники и речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. Используются упражнения для развития речевого дыхания, четкой дикции, разнообразной интонации. Пополняется словарный запас.
3.Основы игровой культуры. Работа над сюжетно-ролевой постановкой.
Этот раздел знакомит детей с сюжетной терминологией, параллельно происходит знакомство со сказкой, разыгрывание отдельных сцен и дальнейший показ в целом.
4.Музыкальное искусство. Музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Дети слушают музыку, учатся создавать образы с помощью выразительных пластических движений, у дошкольников развивается умение произвольно реагировать на смену музыкального звучания, готовность действовать согласованно, одновременно или последовательно. Дети сами придумывают танцевальные движения, исполняют музыкально-пластические импровизации. В процессе работы над театральными постановками совершенствуется навык правильно передавать мелодию, развивается чувство ритма, дети исполняют песни индивидуально и коллективно.
В особом внимании со стороны педагогов, нуждаются дети с явно выраженными познавательными способностями. Такие дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями. Необходима правильная стратегия взаимодействия с ними на групповых занятиях, чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к познавательной активности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям.
Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель работы воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные и онлайн игры в познавательном развитии дошкольников.
Информация для педагогов и родителей дошкольников по использованию интерактивных и онлайн игр в познавательном развитии....

Сообщение для воспитателей на окружном МО "Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Материал интересен для воспитателей ДОУ...
выступление "значение игры в познавательном развитии детей раннего возраста"
: Различать и правильно называть животных и их детенышей, упражнять в произношении уменьшительно-ласкательных слов. Развив...

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».
Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком»....

Консультация для родителей: "Значение конструирования в познавательном развитии дошкольников"
Консультация для родителей "Значение конструирования в познавательном развитии дошкольков"...

Консультация для педагогов и родителей «Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника»
консультация"Значение конструирования в позновательном развитии дошкольников"...

мастер-класс "Значение игры в познавательном развитии дошкольников"
Ранний возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие моз...
