мастер-класс "Значение игры в познавательном развитии дошкольников"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Гужвий Людмила Михайловна

Ранний возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.

Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности. Игра- основная деятельность детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер –класс « Значение игры в познавательном развитии детей раннего возраста » Подготовила воспитатель МБДОУ №67 Гужвий Л.М.

Слайд 2

Ранний возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни. Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности . Игра- основная деятельность детей. Силой воображения, игро­вых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Игра-потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего. Игра- самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Игра сопровождает малыша в течение всего времени пребывания в детском саду. Игровые моменты во время умывания, приёма пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов.

Слайд 3

В елика роль взрослого на данном этапе становления игры. Взрослый помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной. При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной. Дидактические игры не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. Малыши осваивают такие действия, как соединение, разъединение, проталкивание, показывание предметов, развиваются мыслительные функции. Дидактические игры выполняют еще одну очень важную задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев, ведь речь ребенка находится именно на кончиках пальцев. Дидактическая игра так же развивает память, запоминание, узнавание и воспроизведение, смекалку. Воспитывает первые волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, т. е научиться не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения. Именно в дидактической игре дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать .

Слайд 4

Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Слайд 11

Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ,о малой родине и Отечестве… В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими: создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка; поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении; развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами; учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий; развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними; развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы; формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

Слайд 12

Заключение Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, предопределена развитием общества, его культуры. Это особенная форма жизни ребенка в обществе, в котором дети в игровых условиях исполняют роль взрослых, воссоздавая их жизнь, труд и отношения. В раннем детстве центральным моментом игры являются предмет и способы действия с ним. Игра развивает познавательную активность. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от другой деятельности детей. Она состоит из игрового замысла, игрового задания, игровых действий и правил. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры, иногда имеет форму игровой задачи, или же выступает в форме интеллектуального задания. Он вызывает живой интерес у детей, побуждает их активность. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Ребенку важно не количество, а разнообразие игрушек в соответствии со своим возрастом и ситуацией их использования. Основной задачей взрослых является научить ребенка действовать с игрушками.

Слайд 13

Список использованной литературы 1.Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М. : Просвещение, 1972. - 176 с. 2. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 144с., илл . 3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз : Сфера, 2009 4.Печора К. Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк , учреждения. – М.: Гуманитар . изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 172с. 5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 2011. - 583 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные и онлайн игры в познавательном развитии дошкольников.

Информация для педагогов и родителей дошкольников по использованию интерактивных и онлайн игр в познавательном развитии....

Статья Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольников.

Дидактическая игра как игровой метод представляет собой сложное педагогическое явление: она является и методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью....

Мастер-класс. Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников

Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе актив...

Сборник - картотека "Игры интеллектуально - познавательного развития дошкольников"

Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительнос...