«Экологическое воспитания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
опыты и эксперименты (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №9
«Канашевский детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
Опыт работы
«Экологическое воспитания детей
дошкольного возраста
посредством игровой деятельности»
Воспитатель: Козлова А.А
с. Канашево-2023г.
Содержание:
1. | Актуальность…………………………………………. 3 | |
2. | Содержание опыта ………………………………….. 4 Работа с родителями………………………………… 11 | |
3. | Вывод ………………………………………………… 13 | |
4. | Список литературы ……………...….……………… 14 | |
«Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».
К. Д. Ушинский
Актуальность
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека.
Ребёнку необходимо с ранних лет прививать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш дом стал краше и богаче. Отсутствие экологической культуры является самой серьезной и актуальной проблемой нашего времени. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии; именно культура способна привести деятельность человека в соответствие с биосферными и социальными законами жизни.
Содержания опыта
В сложившейся ситуации меня заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т. к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому решила уделить внимание проблеме формирования у детей экологических знаний в процессе игровой деятельности.
Цель моей работы: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам через игровую деятельность.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
- Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
- Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
- Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.
По мнению доктора педагогических наук Рыжовой – «Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение детей, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы».
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является игра. Игра доставляет много радости и содействует всестороннему развитию. В процессе игр формируется знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к
объектам природы. Только через игровые действия ребенок сможет познать
многообразие окружающей природы и определить собственное место в ней.
Игра-это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм. Игра
увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность. Игры использую в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, наблюдениях и в свободное время. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания.
В процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста использую следующие виды игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- подвижные игры.
Игры с предметами. В таких играх использовала как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети научились сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Предметные игры использовала с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры научили детей исследовать, развивали сенсорику ребенка (например, «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что сначала - что потом?»). Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки и т. п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при
ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: складные кубики (4-6 шт., разрезные картинки, пазлы (из 2-4 частей, тематическое лото с изображениями животных, овощей, фруктов. Например: «Парные картинки», «Найди пару».
Данные игры дали возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры использовала в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной работы.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Солнышко и дождик». и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
«Воробушки и кот» подвижная игра. Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.
Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
«Мы осенние листочки» подвижная игра
В руках у детей веточки с осенними листочками.
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок,
Все уселися в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. При подборе растений уголка природы учитываю, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования: бегония, бальзамин, хлорофитум. Все пособия находящиеся в уголке природы обеспечивают максимальный для данного возраста эффект и находятся в свободном доступе для детей. В нашем уголке природы материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, пластмассовые ведерки, наглядно-дидактические пособия и дидактические игры.
С детьми проводила несложные опыты с различными объектами неживой природы. Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого - нет.
В совместной деятельности дети являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.
Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры
является наблюдение. Наблюдения являются важным средством ознакомления детей с окружающим миром. Наблюдения я проводила ежедневно. Организовывала совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Во время прогулки знакомлю детей с сезонными изменениями в природе, названиями растений, наблюдаем за птицами, животными, насекомыми, рассказываю, где они живут, чем питаются.
В своей работе ребятам даю понятие о том, что и растения, и животные живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым - игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей : расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.
Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию:
Семья играет ключевую роль в экологическом воспитании личности. Именно в ней закладываются основы духовного и культурного развития. Маленькие дети в значительной степени зависят от своей семьи.
Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию детей 3-4 лет имеет огромное значение, поскольку в этом возрасте дети начинают осознавать окружающий мир и формировать свои первые представления о природе.
1. Природные материалы в играх:
- Родители собирали с детьми природные материалы (камни, листья, шишки) и использовали их для создания поделок.
2. Игры на свежем воздухе:
- Организация совместных прогулок в парке или в лесу, где дети смогут изучать окружающую среду, собирали природные "сокровища" и обсуждать увиденное. Играли в игры на тему "Кто живет в лесу?" или "Найди предмет".
3. Экологические сказки и истории:
- Чтение книг и рассказов о животных, растениях и экологии. Родители рассказывали детям сказки, акцентируя внимание на защите природы и важности бережного отношения к окружающему миру.
4. Обсуждение раздельного сбора мусора:
- В игровой форме объясняли детям, что такое раздельный сбор мусора. Организовывали игру в сортировку «мусора», разложив разные материалы по корзинам.
В своей работе с родителями я использовала:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Экологическое воспитание – важный аспект формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе. В взаимодействии с родителями мы стремимся создать партнерское сотрудничество, которое поможет углубить экологическую осведомленность и вовлеченность как детей, так и их семей.
Вывод:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании у них сознательного и бережного отношения к природе. Использование игровой деятельности как основного метода обучения делает этот процесс естественным и увлекательным для детей. Игры, направленные на исследование окружающей среды, практические занятия на свежем воздухе и творческие проекты способствуют развитию экологической грамотности и ответственности.
В результате, дети не только осваивают основные экологические понятия, но и формируют позитивные эмоции по отношению к природе, развивают навыки сотрудничества и общения, учатся заботиться о растениях и животных.
В результате проделанной работы у детей:
- сформированы элементарные представления о растениях и животных;
- сформировано начало экологической культуры;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- дети хорошо усвоили правила поведения в природе.
Таким образом, внедрение игрового подхода в экологическое воспитание является эффективным средством для достижения поставленных целей, формируя у детей стойкое желание заботиться о природе и активно участвовать в её охране.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для
воспитателей детского сада. - М., 2011.
2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 2013.
3. ЗенинаТ. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество Росси, 2006.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
М., 2002
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе
детского сада (2-4 года). - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
6. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в
детском саду / С. Н. Николаева - М. : Изд-во «Мозаика - Синтез», 2006
7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова - М. : Карапуз, 2001.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая
младшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
9. Теплюк С. Н. Игры -занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. -М. : Мозика
Синтез, 2013.
10. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредсвтам игровой деятельности"
Материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе" " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
laquo;Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе""Экологическое в...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

