«Использование детской проектной деятельности как средство формирования семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Тамара Николаевна Лебедева

Воспитание семейных ценностей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Использование проектной деятельности  позволяет объединять всех участников образовательного процесса и реализовывать   поставленные задачи через актуалные для данного возраста виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование детской проектной деятельности как средство формирования семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста»

Лебедева Тамара Николаевна, воспитатель

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2»

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Для ребенка семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейное воспитание — это не просто набор правил, а непрерывный процесс, разворачивающийся каждый день. Именно семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, расширяет его индивидуальный опыт.

Воспитание семейных ценностей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Поэтому сегодня особенно необходима социально-нравственная ориентация родителей и педагогов на семейные традиции как наиболее устойчивые компоненты культуры семьи, имеющие нормативное и аксиологическое значение.

В дошкольный период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности. Важно понять, что все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Семейные традиции- это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.

Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Недаром народная мудрость гласит:

- Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему!
Главные семейные ценности это:
- взаимоуважение друг к другу;
- взаимопонимание;
- трудолюбие;
- почитание старшего поколения;
- бережное отношение к традициям и культуре своего народа.

Основная цель моей работы: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка, поэтому в своей работе я использую проектную деятельность – это разнообразные виды самостоятельной деятельности ребенка (взаимодействие со взрослым, самостоятельные действия ребенка).

Методы реализации проекта, которые я использую (практические, словесные, наглядные, игровые). Данная деятельность позволяет мне скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».

Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений, которые мы используем в воспитании детей обеспечивая выработку правильного поведения ребят, ускоряя процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствуя росту авторитета взрослых, родителей и воспитателей в глазах ребенка.
Проект с участием родителей «Моя семья» – повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – образовательный.

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье, как о людях, которые живут вместе. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

Продолжительность проекта: 2-х недельный. Участники проекта: воспитатель группы, дети младшей группы, родители.
Ожидаемые результаты:
-дети больше узнают о своей семье, о членах семьи, традициях;
-проявление уважения ко всем членам семьи;
-умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
-понимание значимости семьи в жизни каждого человека;
-воспитание чувства гордости за свою семью и любви к ее членам.
- совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

I этап проекта – подготовительный: на этом этапе были определены цели и задачи, составлен плана мероприятий, подобран наглядно-иллюстративный материал, художественная литература, стихи, дидактические игры;

Вместе с родителями изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, заготовлен материала для продуктивной деятельности. Продуманы и запланированы совместные мероприятия. Особенная роль в нашем проекте отводилась взаимодействию с папами воспитанников. Консультации, беседы, мастер-классы, практикумы были направлены на педагогическую и психологическую поддержку отцов, развитие у молодых мужчин установок на сознательное родительство и отцовство, формирование серьезного отношения отцов к детским играм и обучение их приемам игрового взаимодействия с ребенком.

II этап проекта– основной: формы организации совместной взросло-детской деятельности.

С детьми мы проводили беседы «Моя семья», «Мои мама и папа» (расширение представления детей о родителях), «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член семьи дома и чем занимаются все вместе.

Организовали для детей дидактические игры: «Кто для кого, кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье), «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными). Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу). Ситуативный разговор «Как поиграть тихо, если кто-то в семье отдыхает», проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел», рисовали на тему «Моя семья». Тщательный отбор произведений художественной литературы для чтения дошкольникам позволяет тонко воздействовать на чувства и эмоции детей, сформировать осознанные представления о семье и семейных ценностях, воспитывать чувства любви и уважения к родителям, близким людям. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дошкольники начинают замечать настроения близких, стремятся проявить участие, доброту, протестуют против несправедливости.

Проявления ребенка как субъекта деятельности должны быть связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Дети выполняют индивидуальные и коллективные творческие работы, участвуют в проектной деятельности, создавая семейные коллажи, сувениры, подарки и открытки для близких.

У детей дошкольного возраста на первом месте – игра. В игре находят выражение основные потребности дошкольников, включающие стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых.
Изображая взрослых, дети передают обычно те отношения, которые наблюдают в домашней обстановке. Они бывают доброжелательными, заботливыми, понимающими или деструктивными, дисгармоничными, конфликтными.

Особенно важным в приобщении дошкольников к семейным ценностям является создание условий для формирования игрового взаимодействия мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых играх семейно-бытовой тематики, обучение их способам полоролевого поведения. Совместное участие дошкольников в таких играх позволяет сориентировать детей на семейно-бытовую культуру, способствует формированию начал семейного самосознания.

Воспитательная ценность данных форм работы заключалась в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связей между членами семьи, действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям.

III этап проекта – заключительный: подведение итогов, анализ. Мы получили положительный результат:

- у детей повысились представления о своей семье;

- пробудились чувства причастности к своей семье;

- появились новые игры для самостоятельной деятельности.

Проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня. И основным условием успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной атмосферы, т.е. должно присутствовать уважение и любовь в семье, авторитет родителей, правильный режим, своевременное приобщение ребенка к книге, чтению, труду и т.д.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала и конца. Семья создает для ребенка такую модель жизни, в которую он включается и в дальнейшем перенесет на свою семью.

Семья является источником ценностных ориентаций и нравственного здоровья личности. Семейные ценности служат мотивационными основаниями действий, поведения человека. Образ семьи, закрепившийся в сознании ребенка с детства, влияет на построение модели своей собственной семьи. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования представлений дошкольников о семье, семейных ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по формированию семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста «Коли семья вместе, то и душа на месте»

В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится  для ребенка не только членом его семьи, но и представителем эмоционального и благополучного, всесто...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Статья из опыта работы по социализации дошкольников посредством семьи...

Статья Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста

СтатьяФормирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Исаченко Виктория НиколаевнаГБДОУ детский сад №119 «Незнайка» Семья – одна из величайших ценнос...

Проектная деятельность как средство формирования экологического познания у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой...

Возможности проектной деятельности как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ручеёк» (МАДОУ «ДС «Ручеёк»)...

Проектная деятельность, как средство формирования экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность является эффективным средством формирования экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста...