Роль взрослого в системе М.Монтессори.
материал
Обязательные требования к монтессори-педагогу. Правила работы монтессори-педагога с детьми дошкольного возраста. Этапы деятельности монтессори-педагога. Наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста. Техника не вмешательства в деятельность ребенка. Задачи работы педагога-Монтессори. Формы работы по программе Монтессори. Работа с монтессори-кругом. Методика М.Монтессори и семья. Основные задачи взаимодействия ДОО или Центра развития ребенка с родителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взрослого в системе М.Монтессори.
Педагогу-Монтессори предъявляются особые требования: создание душевной и духовной атмосферы, владение языком чувств, умение общаться на уровне «глаза в глаза», принимать ребенка как самоценную, самостоятельно развивающуюся личность, учитывать его индивидуальные и личностные особенности, духовное принятие ребенка.
Монтессори-педагог, владеющий философским диалогом, сомневающийся, уважающий позицию другого (особенно, если этот другой - воспитанник), не навязывающий собственного видения мира и оценок другому, умеющий принять другого таким, каков он есть…, может выступать «предъявителем культуры диалога» и таким образом воплотить его в метод воспитания. Но принятие не исключает требовательности, но она эффективна только при условии положительного отношения к воспитаннику. Это так называемая «развивающая» требовательность, она есть выражение любви и ее доказательство. Если не бояться проявлять эту любовь, то можно удержать своих воспитанников от многих ошибок и заблуждений.
Три истины, лежащие в основе идей Марии Монтессори:
1. Путь к развитию – свобода.
2. Средство развития – знание.
3. Свет, освещающий путь – любовь.
Таким образом, в основе воспитания по системе Монтессори, должна лежать любовь, всеобъемлющая любовь, независимо от того, какой это ребенок, понимать его и давать знания. Но понимание не является конечной целью воспитателя. Это средство того или иного освоения действительности (для педагога), средство достижения взаимодействия с воспитанником в интересах его свободного развития, самореализации.
Поэтому, если понимание является одним из средств, свободного развития ребенка, то, обращаясь к смысловому наполнению педагогических «истин» - постулатов Монтессори, нужно уточнить, что средство развития – знание, понимание. А это, в свою очередь, даст возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний духовный потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности. Таким образом, идея взаимопонимания, любви, терпения и доверия лежит в основе общения монтессори-педагога и ребенка.
Особую роль необходимо уделять в подготовке педагога-Монтессори и его поэтапной деятельности:
1-этап. Педагог становится опекуном и хранителем окружающей среды. Педагог создает среду, в которой расцветает нормальная и творческая жизнь. Педагог должен быть привлекательным, с приятной внешностью. Внешность педагога – первый шаг к завоеванию их доверия и уважения. Педагог должен изучать свои движения и делать их как можно более мягкими и грациозными. Таким образом, забота о собственной личности педагога должна составлять неотъемлемую часть окружающей среды, в которой живет ребенок; сам педагог – насущная часть его мира. Первый долг педагога – наблюдение за окружающей средой. Влияние окружающей среды косвенно, но, если его не будет, не будет эффективных постоянных улучшений: физических, интеллектуальных, духовных.
2-этап. Благоустроив окружающую среду, важно проанализировать, как должен вести себя педагог по отношению к детям. Педагог должен владеть педагогическим мастерством. В начальный период, перед концентрацией детей, педагог должен проявить себя, он должен быть подобен пламени, согревающему все своим теплом, манящим к себе и вливающим новые силы. Педагог не должен бояться, что он прервет какой-то важный физический процесс, который еще не успел проявиться. Перед концентрацией руководитель может делать в большей или меньшей степени то, что считает нужным; он может вмешиваться в деятельность детей настолько, насколько считает необходимым. В работу поглощенного ребенка педагог не имеет права вмешиваться. Нельзя прерывать цикл свободного развития ребенка.
3-этап. Ребенок начинает проявлять интерес к чему-нибудь другому – обычно к упражнениям из практической жизни. Работа детей с сенсорным материалом бесполезна и вредна до тех пор, пока они не будут готовы извлечь из этого пользу. Перед тем как ознакомить детей с материалом, педагог должен сосредоточиться. Когда ребенок начинает проявлять интерес к одному из них, педагог не должен прерывать его, так как этот интерес соответствует законам природы и раскрывает весь цикл новой деятельности. Но первый шаг еще такой хрупкий и деликатный, что при прикосновении он может снова исчезнуть, как лопается мыльный пузырь, и с ним уйдет вся прелесть этого момента. Педагог должен быть осторожным и не вмешиваться в деятельность детей, ни при каких, обстоятельствах.
Педагог-Монтессори проходит специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно дидактический материал Монтессори – является внутренним стрежнем помогающий самостроительству ребенка и его духовному и творческому развитию.
Для правильного использования и показа дидактического материала педагогу-Монтессори необходимо знать следующие принципы:
Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели – «самостроительству» ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития.
Вторым принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. В данном контексте представляется целесообразным обсудить важный вопрос, который часто дискутируется в зарубежных источниках. Развитие всех способностей, заложенных в ребенке, есть для него лишь средство для достижения этой цели. Монтессори же исходит из детских способностей и, рассматривая их развитие как самоцель, старается через дидактический материал содействовать этому. Подход М.Монтессори к разработке и использованию дидактического материала как «материализованной абстракции» предполагает овладение детьми «чистыми категориями восприятия», что часто вызывает возражения критиков, утверждающих ограничение детского опыта в системе Монтессори только предметами «искусственного» материала.
Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок:
- механический,
- психологический (при помощи органов чувств),
- при помощи контрольных точек,
- посредством контрольного набора,
- при помощи монтессори-педагога.
Контроль механический скоро переходит в психологический (как при упражнениях с плоскими вкладками или цветными табличками, где ребенку нужно присматриваться, проверять пальцами, переставлять, сравнивать, обсуждать, решать). Упражняясь, ребенок скоро начинает замечать свои ошибки и, желая их исправить, добивается правильного разрешения намеченной задачи. В дальнейшем ребенок стремится не только исправлять, но и предупреждать свои ошибки. Этому способствуют простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и честности в работе, будь то самое простое упражнение или более сложная умственная работа, в виде составления слов, решения арифметической задачи, выполнения рисунка и т.п. Естественно предположить, что эта возможность довести каждую задачу до конца самостоятельно и выполнить ее с возможным для ребенка совершенством является причиной той удовлетворенности духа, которой отличаются дети в системе М.Монтессори. Если ребенок не замечает ошибок, это свидетельствует о недостаточном развитии органов чувств или внимания. Заметив ошибку, ребенок исправляет ее сам (или сразу же, или переделав упражнение заново).
Третий принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т.е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой.
Четвертый принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения.
Пятый принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. Вначале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи.
Таблица 1.
Основные идеи и принципы реализуемые педагогом-Монтессори
Педагогические идеи, реализуемые педагогом-Монтессори | Принципы |
Гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. | Помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. |
Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель - исполнение жизненных потребностей и законов. И только сам ребенок может выявить эти законы и потребности - своими спонтанными реакциями, успехами. | Увидеть эти законы и эти потребности, учиться у него (у ребенка) и помогать ему всем, чем возможно. |
Обучение - это не то, что дает ребенку педагог, а естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке. Обучение достигается не тогда, когда ребенок слушает объяснения, а когда он приобретает собственный опыт в определенной среде. | Не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной среде. |
Таким образом, основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.
В задачи работы педагога-Монтессори входят:
- развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности;
- формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.
Формы работы по программе Монтессори:
- Свободная работа детей. Как уже говорилось, каждый ребёнок в праве выбрать место, монтессори-материалы и способы действия для саморазвития.
- Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности детей монтессори-педагог проводит занятия с отдельными воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным материалом.
- Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми, которая предваряет и завершает свободную работу в монтессори-группе. Ниже эта форма работы будет рассмотрена подробно.
- Творческие занятия в подгруппах. Это музицирование, художественное творчество, инсценировки, кулинарные занятия.
- Групповые события: экскурсии, праздники, коллективное экспериментирование и работа в рамках проектной деятельности.
Педагогический процесс в монтессори-группе начинается с проведения «дидактического круга». Монтессори-круг - это коллективное занятие, направленное на поддержание общего ритма группы. Круг проводится ежедневно в одно и то же время, что важно для восприимчивости младших дошкольников к упорядоченности временных отношений. Длительность такого занятия составляет 15–20 минут и имеет чёткую структуру:
- Движение по линии. Дети завершают свои занятия, становятся в круг, начинают движение по линии - она может быть отмечена наклейками или цветным скотчем на ковре. Фоном возможно включение аудиозаписи: спокойной инструментальной мелодии, отрывка из классического произведения. Движение по линии сопровождается плавными движениями, выполнением дыхательной гимнастики.
- «Урок тишины». Этот термин введён самой Марией Монтессори и предполагает развитие у детей способности контролировать своё состояние и прислушиваться к движениям окружающего мира. Для урока тишины существует множество упражнений. Простые: сесть так, как сидит педагог, приложить руку к сердцу, закрыть глаза и обратить внутренний взор на своё состояние. Упражнения для урока тишины могут быть направлены на способность устанавливать зрительный контакт. Пример, упражнение «Договоримся глазами»: дети смотрят на педагога, который держит мячик, педагог выбирает одного из воспитанников и, когда зрительный контакт с ним устанавливается, катит мяч в его сторону.
- Фронтальное упражнение. Часто это ритмические упражнения под музыку (с колокольчиками, погремушками, бубнами) или с мячиком. Если круг имеет двигательную направленность, коллективное упражнение заключается в исполнении хоровода или другого танца, выполнении пальчиковой гимнастики. Познавательный круг предполагает показ презентации, обсуждение образовательной темы недели.
- Коммуникативная игра («Я начну, а ты продолжи», «Назови противоположное» и др.), разучивание стихотворения или песенки, ритмопластика. На этом этапе развиваются речевые способности детей.
После проведения круга педагог сообщает или напоминает образовательную тему (она находит отражение во всех формах деятельности в течение 1–3 недель), дети по очереди покидают круг и выбирают материалы для свободных занятий. Самостоятельная деятельность заканчивается «рефлексивным кругом». В нём сохраняется движение по линии, может присутствовать «урок тишины», а обязательный элемент - высказывание впечатлений от занятий с монтессори-материалом. Дети по очереди делятся эмоциями и той информацией, которую им удалось узнать сегодня. В конце завершающего круга воспитатель благодарит детей за проделанную работу.
Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.
Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.
По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.
Очень полезно родителям перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:
- Детей учит то, что их окружает.
- Если детей часто критикуют - они учатся осуждению.
- Если детей часто хвалят - они учатся оценивать.
- Если детям демонстрируют враждебность - они учатся драться.
- Если с детьми честны - они учатся справедливости.
- Если детей часто высмеивают - они учатся быть робкими.
- Если дети живут с чувством безопасности - они учатся верить.
- Если детей часто позорят - они учатся чувствовать себя виноватыми.
- Если детей часто одобряют - они учатся хорошо к себе относиться.
- Если к детям часто бывают снисходительны - они учатся терпению.
- Если детей часто подбадривают - они приобретают уверенность в себе.
- Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми - они учатся находить в этом мире любовь.
- Не говорите плохо о детях - ни при них, ни без них.
- Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
- Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
- Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
- Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
- Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
- В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.
Основные задачи взаимодействия ДОО с родителями:
- установление партнерских отношений с семьями каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка и уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОО модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге».
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагогов успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".
В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...
Презетация.Развивающие игры "Слышу,вижу,чувствую", по системе М. Монтессори.
Развитие чувственного мира детей через тренировку мелкой моторики, слуха,зрения, осязания....
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...

"Вода и ее свойства" занятие в "кругу" по системе М.Монтессори
Тематическое занятие в "кругу" по системе Марии Монтессори в средней группе ДОУ по теме "Вода и ее свойства"...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....

Открытое образовательное мероприятие по Монтессори в старшей группе, по направлению «Познавательное развитие» по системе М. Монтессори .
Важно предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка в свободной деятельности. Подгот...
