Создание специальных развивающих материалов по системе М.Монтессори.
материал
Условия организации предметно-развивающей среды по системе М.Монтессори. Подбор монтессори-материалов. Требования к монтессори-материалам. Условия использования монтессори-материалов. Зона упражнений в повседневной жизни и творчества. Зоны сенсорного и речевого развития. Зоны математического и космического развития. Альтернативные зоны развития дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание специальных развивающих материалов по системе М.Монтессори.
Согласно методу М.Монтессори, дети имеют возможность свободно и самостоятельно работать в среде, свобода и самостоятельность позволяют им познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности.
Основная задача взрослого заключается в организации подготовленной среды Монтессори, которая будет максимально способствовать развитию дошкольника. Именно правильно организованная развивающая среда Монтессори - ключевое понятие в ее авторской методике.
В предметно-развивающей среде по методу Монтессори, на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области или на зоны. Каждая из этих зон имеет свое предназначение.
В организации предметных зон (дома или в детском саду) очень важно придерживаться следующих принципов: помещение Монтессори должно быть просторным (на 1 человека в группе не менее 5-6 квадратных метров); предпочтительно, если будет возможность переноса части занятий на свежий воздух; натуральное яркое освещение. В идеале панорамное окно для максимального доступа солнечного света; в помещениях бытового и санитарного назначения (туалет, ванная) выключатели света располагаются на уровне детского роста; в зоне УПЖ (практических навыков) устанавливаются розетки; ковры на полу нежелательны, лучше отдать предпочтение деревянным или керамическим покрытиям; свободный доступ к воде.
В условиях квартиры достаточно сделать доступной (для ребенка) ванную комнату, в учебных групповых классах точка доступа должна быть непосредственно в помещении; организация среды по Монтессори предполагает максимальную самостоятельность ребенка, поэтому туалет должен быть оборудован в соответствии с его ростом. Допустимо использование специальных подставок; в помещении должно быть много живых растений. Они помогут развить в детях навык ухода за ними, а также создают комфортную среду; мебель не ставится вплотную друг к другу, но и нельзя оставлять больших свободных пространств. Оптимально островное расположение с группировкой по зонам; все материалы, что находятся в среде Монтессори, ребенок может достать самостоятельно; материалы, включая книги, должны быть только в единственном экземпляре. Это способствует развитию социальных навыков.
Зона упражнений в практической жизни
Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками). В этой же зоне находится материал для мытья рук и чистки обуви, материалы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола. В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.
Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.
Зона сенсорного развития
Без сенсорной гимнастки – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, - невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо использовать все свои чувства. Зона сенсорного развития является одной из самых важных для детей до четырех лет. С самого рождения ребенок получает массу представлений о внешнем мире, которые пытается упорядочить, осваивая сенсорные эталоны. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, температуру. Он узнает, что такое длина, ширина, цвет, потом учится различать оттенки цветов, силу звука. В зоне сенсорного развития ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение, память и наблюдательность.
Развитию творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная бумага и картон.
Зона развития речи
После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию. Развивающая среда по Монтессори в ДОО должна содержать следующие материалы для формирования языковых навыков: набор карточек с рисунком и понятием (помогает расширить словарный запас); звуковые и музыкальные игры (развитие фонематического слуха); рамки и вкладыши для обведения фигур и заштриховки (тренировка кисти к будущему письму); набор букв, вырезанных из разноцветной бумаги с разной текстурой (изучение алфавита); подвижный алфавит, кубики (первые навыки написания слов); карточки со словами (обучение чтению). Занятия в Монтессори среде не предполагают скучных и утомительных уроков и заданий. Изучение родного языка должно проходить в форме игры и только в те моменты, когда ребенок действительно проявляет интерес.
Зона математического развития
Ребенок может постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с цифрами и счетом. В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно.
Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп: обучение прямому и обратному счёту до 10; знакомство с цифрами от 1 до 10; соотнесение числа и количества; усвоение состава числа; знакомство с многозначными числами; порядковый счет до 1000; материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления; дроби.
Числовые штанги
Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом: выкладывать в порядке возрастания и убывания; сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»; определять, насколько отрезков одна штанга длиннее другой; самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг; если выкладывать штанги крест-накрест, то ребенок будет учиться находить их середину. Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами. Развить глазомер ребенка можно с помощью игры «Угадай, сколько в этой штанге отрезков». Штанги подходят для изучения состава числа: считаем, из скольких отрезков состоит штанга (например, из трех) и думаем, сколько еще надо добавить отрезков, чтобы получилось 4. С помощью штанг дети на сенсорном уровне знакомятся с понятием дециметр.
Шершавые цифры
Вам понадобятся таблички с шероховатыми цифрами от 1 до 9. Ребенку нужно обводить двумя пальчиками цифру, запоминать её форму, написание и название. Найди соседей 8 прямоугольных карточек. Каждая разделена на три части. На центральной части написана определенная цифра от 2 до 9. Так же имеются отдельные карточки с цифрами от 1 до 10. Ребенку нужно подбирать соседей к карточкам.
Веретёна
Нужны два ящичка, разделенные внутри перегородками на 5 отсеков. Каждый отсек обозначен цифрами от 0 до 9. Необходимо также 45 счетных палочек (веретён). Ребенок раскладывает в каждую ячейку по нужному количеству палочек: где цифра 1 – одну палочку, цифра 2 – две палочки и т.д. Обговаривается, почему в ячейку с цифрой 0 не положили ни одной палочки. Подобную игру можно провести с пронумерованными стаканчиками и фасолью. Если все фасолины разложены по стаканчикам правильно – то фасолин не остается.
Числа и чипсы
Цифры от 1 до 10 и 55 красных кружков. Ребенок выкладывает цифры по порядку, а потом под ними в столбик кладет соответствующее количество кружков. Получается визуальная лесенка. На этом материале можно знакомить с понятиями четных и нечетных чисел.
Размен денег
Играть можно как в настоящие деньги, так и вырезанные из картона дубликаты. Ребенку нужно научиться считать деньги, разменивать десятирублевую купюру монетами, давать сдачи.
Объединение множеств
Подготовьте несколько шнурков и разные геометрические фигуры небольшого размера. Ребенок выкладывает на столе несколько треугольников и «очерчивает» их шнурком. Затем так же выкладывает квадраты, круги и тоже объединяет их шнурками.
Знакомство с десятичной системой
Если ребенок умеет считать до 10, он сможет научиться считать и дальше. Единица – это маленькая бусинка, если взять десять бусин-единиц, которые ребенок собственноручно наденет на стержень, то получится десяток. Сотня – это квадрат из десяти стержней, а куб из сложенных друг на друга квадратов – сотни. Ребенок надевает бусинки на стержень.
Метр, сантиметр, дециметр, миллиметр
Ребенок с помощью линейки и метра измеряет различные предметы (лист бумаги, книгу, зеркало, стол, лавку и т.д.). Можно сделать бумажный ростомер и периодически измерять рост ребенка.
Килограмм, грамм
Ребенок с помощью напольных и бытовых весов взвешивает различные предметы.
Золотой материал
С помощью этого материала действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл. Используется 100 бусинки золотистого цвета, 45 стержней с бусинками, 10 квадратов – сотен из бусин, 1 куб из бусин, карточки с цифрами от 1 до 9000. Ребенок знакомится с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится выкладывать эти множества с помощью золотого материала. Единицы к единицам, десятки к десяткам, сотни к сотням, тысячи к тысячам. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел и начинает сопоставлять количество и символы. Теперь можно на том же самом золотом материале наглядно осваивать сложение, вычитание, умножение и деление.
Доски Сегена
Две доски разделены на пять частей. На каждой части написано число 10. Прилагаются табличками с цифрами 1-9. С помощью этого пособия дети изучают цифры от 11 до 19 и соотносят их с определенным количеством стержней и бусинок.
Доска для сложения
Доска разделена на 11 горизонтальных рядов по 18 квадратов. Самый верхний ряд пронумерован от 1 до 19. Еще имеется 9 синих полос (первое слагаемое) и 9 красных полос (второе слагаемое). Все они разной длины – от 1 см до 9 см и пронумерованы. Чтобы сложить, например, 4+5, мы берем синюю полоску в 4 см и кладем её горизонтально по верхней строчке доски. К её концу прикладываем красную полоску «5». И смотрим по верхней строке – на какой цифре закончилась полоска – на 9. Значит, 4+5=9.
Доли и дроби
Нужны круги-дроби красного цвета от 1 целой до 1/10. Ребенок упражняется в составлении целого круга из 2х половинок, из 3х, 4х и т.д. частей; сравнивает эти части друг с другом: что больше 1/2 или 1/5. Постепенно соотносит количество частей с символами. Знакомится с названиями частей, учится их сравнивать, записывать, выполнять арифметические действия с дробями.
Зона космического развития
Космическая зона или зона формирования представления об окружающем мире появилась значительно позже. В классической теории Марии Монтессори все навыки, получаемые здесь, относились к зоне родного языка, математики и сенсорики.
Космическая зона Монтессори формирует целостное восприятие внешнего мира и затрагивает сферы географии, биологии, истории, этики, науки.
Здесь используются: энциклопедии, справочные материалы, карты и глобусы, календари, часы, макеты солнечной системы, карточки с животными и растениями, гербарии и горшки с живыми цветами, материалы для практических научных опытов.
Альтернативные зоны, создаются по желанию монтессори-педагога или по необходимости работы с детьми для их специального развития:
Зона развития двигательной активности наиболее важна для детей с двигательными нарушениями.
Эта зона предназначена для развития крупной моторики и координации движений. Спортивный мини-комплекс в этой зоне включает в себя оборудование для выполнения ребенком прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Как правило, «двигательная зона» размещается в стороне от остальных (часто – в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.
Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях в Монтессори-среде включают образовательные зоны с соответствующим наполнением:
- языковая зона;
- естественнонаучная зона;
- географическая зона.
Также возможно расширить количество образовательных зон, дополнив их такими зонами, как: музыкальная зона и др.
В Монтессори-группе дети имеют возможность не только интеллектуального, но и психологического развития. Уважение к индивидуальности ребенка метода Монтессори создает благоприятную почву для развития таких качеств как:
- Уверенность в себе;
- Позитивная самооценка;
- Самостоятельность;
- Высокая познавательная мотивация;
- Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей;
- Высокая познавательная мотивация;
- Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей;
- Способность концентрироваться на работе;
- Умение общаться.
Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презетация.Развивающие игры "Слышу,вижу,чувствую", по системе М. Монтессори.
Развитие чувственного мира детей через тренировку мелкой моторики, слуха,зрения, осязания....
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы
Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор цветных канандашей 24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...

Развивающие игры по системе Марии Монтессори дома
Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Исследования показывают, что до 75% развития мозга п...

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода
Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и «Типовым положением» о до...

Развивающие зоны по системе Марии Монтессори
Система Марии Монтессори предполагает 5 развивающих зон:зона упражнений повседневной жизнизона сенсорного воспитанияматематическая зоназона родного языказона космоса...

Картотека дидактических материалов по системе Марии Монтессори
Ранее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру.Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность- её метод обучения и воспитания дейст...

Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка в разновозрастной группе с 3 до 7 лет по системе Марии Монтессори.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования во многом созвучен основам педагогической системы М. Монтессори....
