Самообразование: "Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет, по средствам логопедических игр"
материал

Шастова Жанна Валерьевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет, посредством логопедических игр» 

Пояснительная записка: Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим слухом даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

 Актуальность: Формирование фонематических процессов – это узловое образования целого комплекса развития речи. Слуховое восприятие, развиваемое у детей на занятиях, помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умения выполнять речевые инструкции взрослых с большой точностью. На момент поступления в школу ребенок не должен обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать звуки на слух должно быть сформировано на высоком уровне. Чем лучше ребенок владеет звуковым анализом и синтезом, тем выше будет сформирован навык чтения и письма. Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха является одной из важнейших.

 Цель: совершенствование теоретических и практических знаний по формированию у детей фонематического слуха и восприятия.

 Задачи: 

1) Повышать собственный уровень знаний, путем изучения литературы по теме самообразования, обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

2) Разработать перспективный план работы с детьми.

3) Развивать фонематический слух у воспитанников, стимулировать познавательную активность.

 4) Поиск и подбор наиболее интересных детям игр для повышения мотивации.

5) Разрабатывать и использовать дидактический материал для формирования и развития фонематического слуха и, восприятия речи детей и эксперементально проверить его эффективность.

6) Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом.

 Предполагаемые результаты у детей:

В результате проведения специальной коррекционной работы по формированию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:

        - уметь различать дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;

        - осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;

        - последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять позицию звука в слове;

        - быть подготовленным к усвоению программы школы.

Форма отчета о проделанной работе:

Обобщение опыта работы на уровне детского сада.

Этапы работы:

  1. Поисковый:

- изучение теоретических аспектов данной темы;

- отбор методов, диагностических материалов и критериев оценки эффективности;

2. Формирующий:

- развитие фонематического слуха, используя нетрадиционные технологии в коррекционно- логопедической работе на занятиях с детьми ОНР.

- проведение теоретических и практических консультаций по теме.

3. Заключительный:

        - итоговая диагностика о состоянии речевого развития у дошкольников;

        - подведение результатов и соотнесение их с поставленными задачами.

Направление самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Предполагаемые результаты

Профессиональное

  • Изучить новые программы и книги.
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.
  • Повышать квалификацию на курсах для логопедов.

2024-2025

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические

  • Совершенствовать знания в области логопедии, психологии и педагогики.

регулярно

Совершенствование своих знаний в области детской психологии

Методические

  • Подобрать методическую литературу по теме самообразования.
  • Знакомиться с новыми формами, методами и приемами развития дошкольников.
  • Изучить подобранную методическую литературу.
  • Изучить опыт работы лучщих учителей – логопедов через интернет.
  • Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2024-2025

Владение новыми методиками в логопедии.

Информационно

Технологические

технологии

  • Изучить ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  • Обзор в Интернете информации по логопедии, педагогике и психологии.

2024-2025

Повышение интереса воспитанников к развитию фонематических процессов.

Охрана здоровья

  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

 Содержания работы

Сроки

Практическая деятельность

Предполагаемые результаты

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2024-2025

Изучение литературы

Повышение профессионализма

Прогностический

  • Определение целей и задач темы.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

2024-2025

Определение средств, форм и методов работы.

Применение интернет-ресурсов.

Практический

  • Внедрение опыта работы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Корректировка работы.

2024-2025

Мастер-класс с педагогами на тему: «Аспекты звуковой культуры речи посредством дидактической игры».

Распространение своего опыта

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы.

2024-2025

Результаты работы над темой самообразования разместить а интернет-сайте.

Создание и апробация. Разработка методических рекомендации, конспектов занятий, консультаций.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Презентация по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"

Отчет по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"...

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...