Самообразование: "Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет, по средствам логопедических игр"
материал
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет, посредством логопедических игр»
Пояснительная записка: Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим слухом даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Актуальность: Формирование фонематических процессов – это узловое образования целого комплекса развития речи. Слуховое восприятие, развиваемое у детей на занятиях, помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умения выполнять речевые инструкции взрослых с большой точностью. На момент поступления в школу ребенок не должен обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать звуки на слух должно быть сформировано на высоком уровне. Чем лучше ребенок владеет звуковым анализом и синтезом, тем выше будет сформирован навык чтения и письма. Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха является одной из важнейших.
Цель: совершенствование теоретических и практических знаний по формированию у детей фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
1) Повышать собственный уровень знаний, путем изучения литературы по теме самообразования, обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.
2) Разработать перспективный план работы с детьми.
3) Развивать фонематический слух у воспитанников, стимулировать познавательную активность.
4) Поиск и подбор наиболее интересных детям игр для повышения мотивации.
5) Разрабатывать и использовать дидактический материал для формирования и развития фонематического слуха и, восприятия речи детей и эксперементально проверить его эффективность.
6) Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом.
Предполагаемые результаты у детей:
В результате проведения специальной коррекционной работы по формированию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:
- уметь различать дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;
- осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;
- последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять позицию звука в слове;
- быть подготовленным к усвоению программы школы.
Форма отчета о проделанной работе:
Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
Этапы работы:
- Поисковый:
- изучение теоретических аспектов данной темы;
- отбор методов, диагностических материалов и критериев оценки эффективности;
2. Формирующий:
- развитие фонематического слуха, используя нетрадиционные технологии в коррекционно- логопедической работе на занятиях с детьми ОНР.
- проведение теоретических и практических консультаций по теме.
3. Заключительный:
- итоговая диагностика о состоянии речевого развития у дошкольников;
- подведение результатов и соотнесение их с поставленными задачами.
Направление самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное |
| 2024-2025 | Повышение собственного профессионализма |
Психолого-педагогические |
| регулярно | Совершенствование своих знаний в области детской психологии |
Методические |
| 2024-2025 | Владение новыми методиками в логопедии. |
Информационно Технологические технологии |
| 2024-2025 | Повышение интереса воспитанников к развитию фонематических процессов. |
Охрана здоровья |
| регулярно |
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержания работы | Сроки | Практическая деятельность | Предполагаемые результаты |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2024-2025 | Изучение литературы | Повышение профессионализма |
Прогностический |
| 2024-2025 | Определение средств, форм и методов работы. | Применение интернет-ресурсов. |
Практический |
| 2024-2025 | Мастер-класс с педагогами на тему: «Аспекты звуковой культуры речи посредством дидактической игры». | Распространение своего опыта |
Обобщающий |
| 2024-2025 | Результаты работы над темой самообразования разместить а интернет-сайте. | Создание и апробация. Разработка методических рекомендации, конспектов занятий, консультаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Презентация по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"
Отчет по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"...

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»
В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...
