Консультация для воспитателей «Колыбельные песни пестушки, потешки, прибаутки в развитии речи детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)

Янтурина Эльвира Фатиховна

Консультация для воспитателей  «Колыбельные песни пестушки, потешки, прибаутки в развитии речи детей младшего возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vse_nachinaetsya_s_kolybelnyh_pesen.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик

Консультация на тему:

«Колыбельные песни пестушки, потешки, прибаутки в развитии речи детей младшего возраста».

                                                                                            Подготовила воспитатель: Янтурина Э.Ф.                  

    Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию  консультацию на тему: «Колыбельные песни пестушки, потешки, прибаутки в развитии речи детей младшего возраста».   (Слайд 1)

Состояние нашего общества в данный период времени характеризуется тем, что мы, пытаясь угнаться за другими странами, совершенно забыли о том, что всегда отличало нас от других и составляло нашу сущность, сущность русского человека – верность традициям наших предков.

(Слайд 2).

Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее и постигнуть будущее.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но, признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.

Отсутствие времени у родителей на общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей. К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, телефоном, чем в живом окружении.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»: потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественнои, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.

(Слайд 3).  Что же относится к детскому фольклору?

 Сказки, колыбельные песенки. заклички, потешки, пестушки, приговорки, загадки, заклички, дразнилки, Скороговорки и чистоговорки, народные игры..

- Колыбельные песни

- Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

- Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

- Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

- Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

-Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

- Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

- Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие - то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.                                  -Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

 Сегодня я хочу  с вами ни только поделиться опытом работы, а подробно рассмотреть  поэзию пестования. (Переодеться).

(Слайд 4). В своей работе мы используем малые фольклорные формы в период адаптации ребенка. Во время «тяжелого» расставания с родителями, когда  можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, медведя, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать:

-в организованной образовательной  деятельности;                                              -в режимных моментах: во время умывания, причесывания, приема пищи, одевания, укладывании спать;                                                                                       - на прогулке;                                                                                                                 - в подвижных играх;                                                                                                                -так и в самостоятельной деятельности.

(Слайд 5).

В нашей группе собраны: картотеки потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, конспекты занятий, консультации для родителей.

Пестушки   -   известны  с   давних   времен.  В  детстве  их  слышало не одно поколение наших предков. Слово  «пестушка»  происходит  от   глагола  «пестовать»- нянчить,  заботливо,  с  любовью  растить  ребенка.    «Пестушка» - это потешка или  игрушка. Пестушки  исполняются  в  первые  месяцы  жизни ребенка. Цель  их  – забавлять, успокаивать, отвлекать,   ласкать ребенка,  а   нередко   просто   комментировать  его  движения  и  действия – агуканье и гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.                   Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:

Потягушки, порастушки,                                                                                Поперек толстунюшки,                                                                                            А в ножках ходунюшки,                                                                                                      А в ручках хватунюшки,                                                                                                         А в роток говорок,                                                                                                                    А в головку разумок

Некоторые    пестушки  -  это   трансформированные   и    творчески переосмысленные заговоры.

Вода текучая, дитя… (имя ребенка) растучее.                                                             С гуся вода, с тебя худоба. Вода книзу, дитя кверху.

В своей работе мы все опираемся на пестушку, которая помогает  если у ребёнка что- болит, приговариваем:                                                                                            У лисы боли, у волка боли                                                                                                У  Марка боль на берёзку в лес улети!

У кошки болит, у собачки болит,                                                                                У лошадки болит, а у Амира не болит!

(Слайд 6)  Стимулируя жизненные функции организма, ребенка  сажали на колени и приговаривали:                                                                                           Поехали, поехали, С орехами, с орехами! С калачами, с калачами! Поскакали, поскакали, Вприпрыжку, вприпрыжку По кочкам, по кочкам, в ямку Бух!

Таким образом малыша готовили малыша  к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обращаюсь к такому виду фольклора, как заклички.

(Слайд 7) Само слово «заклички» - (обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге) побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!                                                                                         Красное, нарядись!                                                                                                   Чтобы год от года                                                                                                                     Была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. Так же хочется произнести, пропеть и колыбельные песни.

Колыбельные песни  наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.  Обучая детей образовывать однокоренные слова, например образ кота.

В колыбельной — не просто кот, а «котенька»«коток»«котик»«котя».                                                                   Приди, котик, ночевать Приди  Ксюшеньку качать,                                                                                                                                                                                                                Я тебе за то коту, За работу заплачу: Красну шапочку сошью.

Само однообразие напева, спокойная манера исполнения помогают ребенку уснуть. Ребенок еще не говорит, еще не знает родного языка, но он уже слушает родную мелодию, впитывает ее  вместе с молоком матери.

Древнее слово «баять», «убаюкивать» означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слов и музыки, на их способности успокоить, уберечь. С помощью  песен зачастую просили для ребенка здоровья, защиты от сглаза, и  богатой жизни. Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувства психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие.

Когда не все дети охотно ложатся в постель, испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду, тогда  можно использовать  песенки или   аудиопесенки:

Люли, люли, люли, Прилетели гули,                                                                           Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять

Прибаутки –( от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Часто это небылица, перевертыши, иногда смешной диалог.  Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой, например:

Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик -                                                                   Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!

В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом: например.                                                                                                                     Из-за леса, из-за гор                                                                                                    Едет дедушка Егор:                                                                                                            Сам на лошадке,                                                                                                                 Жена на коровке,                                                                                                                 Дети на телятках,                                                                                                           Внуки на козлятках, сьехали с гор, развернули костер, кушают кашку, слушают сказку

Матери и няни забавляли детей, напевая и приговаривая им складные, рифмованные забавушки, развлекая и себя самих, и окружающих.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, Кому в зубок, Кому в лапочку.

Основное    назначение    прибауток  -    развеселить,    рассмешить     детей.

Оригинальны   песни,   состоящие   из   вопросов   и   ответов,   причем   ответ, оканчивающий строку, дает повод  к  новому  вопросу  в  следующей   строке, образуя, таким  образом,  непрерывную  цепь;  такие  песни  созданы как  бы специально для исполнения детям, которые  задают   бесконечные вопросы.

- Зайка белый, куда бегал?

- В лес дубовый.

-Что там делал?

-Я капустку щипал,

Под березоньку клал

И не знаю, кто украл.

Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:                                                   Наша доченька в дому                                                                                                   Что оладушек в меду                                                                                                        Что оладушек в меду.,                                                                                                   Сладко яблочко в саду.

В  прибаутках   большая  воспитательная   ценность  –  ребенок  слушает, наблюдает,  сравнивает,  познает  неведомые  ему   явления,  через  сюжеты,  знакомится  с  окружающим    миром,  голосами  птиц   и   животных, сельским   бытом   и   хозяйственными    работами.   Исполнение   прибауток, концентрируя внимание ребенка,  отвлекает  его  от  отрицательных  эмоций, освобождает от депрессионных эмоциональных состояний.                                          Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками)   это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику. Знакомство с ними, формирует отношение к окружающему миру,   обогащает его чувства и речь.

(Слайд 8)

В адаптационный период мы используем различные потешки, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Мишенька– хороший!

Мишенька – пригожий!

(Слайд 9)

Потешки, которые помогают запомнить  имена друг друга, например:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,                                                                                                                Маслом поливала,                                                                                                           Детушкам давала, Маше - два,                                                                                                              Еве - два, Арине - два,                                                                                                                        Тимуру - два, Ясмине – два.

В своей практике я часто использую, такой метод: меняю имена детей, вставляю те имена, которые есть в группе, например вместо имя Маши….например:

Наша Малика маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Малика чернобровая.

(Слайд 10).

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть.

Умница  (Ильнара, Амелия)

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно.

(Слайд 12). Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

(Слайд 12). Дети начинают вводить народные потешки в свои игры- во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большее значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики  телесного и психического воздействия на ребенка.

Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что   систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших воспитанников, которое помогает легче пройти адаптацию; развивает воображение, мышление, память, мелкую моторику;

развивают разговорную речь, пополняют запас слов.

(Слайд 14)

Вот и консультации конец, а кто слушал молодец!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»

До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего возраста»

- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас .Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражнят...