Статья на тему: «Развитие речи у детей 5-6 лет: игры и упражнения для заботливых родителей».
статья

Свешникова Екатерина Александровна

Развитие речи – это важный процесс, требующий внимания и терпения со стороны родителей. Но, поверьте, ваши усилия обязательно принесут плоды, и ваш ребенок вырастет грамотным и коммуникабельным человеком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_razvitie_rechi.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие речи у детей 5-6 лет: игры и упражнения для заботливых родителей».

Подготовила:

Свешникова Екатерина Александровна.                                                                            

 Воспитатель ГБДОУ№60.  

Возраст 5-6 лет – это важный этап в развитии речи ребенка. В этот период речь становится более сложной и развернутой, обогащается словарный запас, формируется грамматически правильная речь. Задача родителей – помочь ребенку освоить все необходимые навыки, чтобы он успешно подготовился к школе. В этой статье мы поделимся с вами эффективными играми и упражнениями, которые помогут развить речь вашего ребенка в домашних условиях.

Что важно знать о развитии речи в 5-6 лет:

• Словарный запас: Ребенок должен активно использовать в речи около 2500-3000 слов.
• Грамматика: Правильное согласование слов в предложении, употребление предлогов, образование множественного числа существительных и прилагательных.
• Звукопроизношение: Правильное произношение всех звуков русского языка.
• Связная речь: Умение рассказывать о событиях, составлять описательные и повествовательные рассказы.
• Фонематический слух: Умение различать звуки в словах.

Игры и упражнения для развития речи:

1. Расширение словарного запаса:

• "Назови одним словом": Покажите ребенку несколько картинок, объединенных общей темой (например, транспорт, фрукты, мебель), и попросите назвать это одним словом.
• "Скажи наоборот": Называйте слово, а ребенок должен подобрать антоним (например, большой – маленький, веселый – грустный).
• "Что это такое?": Описывайте предмет, не называя его, а ребенок должен догадаться, что это.
• "Профессии": Обсуждайте разные профессии, спрашивайте ребенка, чем занимаются люди этих профессий.
• "Времена года": Рассматривайте картинки с изображением разных времен года, называйте признаки каждого сезона.
• Чтение книг и обсуждение прочитанного: Читайте ребенку книги разных жанров, задавайте вопросы по тексту, просите пересказать сюжет.

2. Формирование грамматически правильной речи:

• "Один – много": Называйте предмет в единственном числе, а ребенок должен назвать его во множественном числе (например, стол – столы, книга – книги).
• "Чей? Чья? Чье?": Покажите ребенку картинку с изображением животного и предмета, и попросите составить предложение, используя притяжательные прилагательные (например, это лисий хвост, это заячья морковь).
• "Составь предложение": Дайте ребенку несколько слов и попросите составить из них предложение.
• "Закончи предложение": Начните предложение, а ребенок должен его закончить (например, "Я люблю рисовать, потому что…").
• "Что сначала, что потом": Разложите перед ребенком картинки, изображающие последовательность событий (например, как сажают дерево), и попросите рассказать, что происходит сначала, а что потом.

3. Развитие связной речи:

• "Составь рассказ по картинке": Покажите ребенку картинку и попросите рассказать, что на ней изображено.
• "Пересказ": Читайте ребенку короткий рассказ и попросите пересказать его своими словами.
• "Описание предмета": Попросите ребенка описать какой-либо предмет, используя прилагательные и сравнительные обороты.
• "Рассказ по памяти": Предложите ребенку вспомнить какое-либо событие (например, поход в зоопарк) и рассказать о нем.
• "Придумывание сказок": Предложите ребенку придумать свою собственную сказку, начиная с фразы "Жил-был…".

4. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения:

• "Найди звук": Называйте слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук.
• "Повтори за мной": Повторяйте за ребенком слова и фразы, обращая внимание на правильное произношение звуков.
• "Чистоговорки и скороговорки": Читайте ребенку чистоговорки и скороговорки, и просите их повторить.
• "Игры со звуками": Предложите ребенку придумать слова, начинающиеся на определенный звук.

5. Артикуляционная гимнастика:

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет укрепить мышцы языка, губ и щек, необходимые для правильного произношения звуков. Вот несколько упражнений:


• "Улыбка": Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы.
• "Трубочка": Вытянуть губы вперед трубочкой.
• "Часики": Двигать языком из одного уголка рта в другой.
• "Лошадка": Пощелкать языком.
• "Маляр": Провести языком по небу вперед и назад.

Важные рекомендации:

• Занимайтесь с ребенком регулярно, но не переутомляйте его. Оптимальная продолжительность занятий – 15-20 минут в день.
• Превратите занятия в игру. Используйте яркие картинки, интересные предметы, чтобы привлечь внимание ребенка.
• Хвалите ребенка за его успехи. Поддерживайте его интерес к занятиям.
• Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми.
• Создайте благоприятную языковую среду. Разговаривайте с ребенком четко и грамотно, читайте ему книги, пойте песни.
• Обратитесь к специалисту (логопеду), если у ребенка есть проблемы с речью. Своевременная помощь логопеда поможет исправить недостатки речи и предотвратить возникновение проблем в школе.

Развитие речи – это важный процесс, требующий внимания и терпения со стороны родителей. Но, поверьте, ваши усилия обязательно принесут плоды, и ваш ребенок вырастет грамотным и коммуникабельным человеком. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...

План по самообразованию на тему «Развитие речи у детей с использованием пальчиковых игр и упражнений» (вторая младшая и средняя группа)

Пояснительная записка«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. СухомлинскийНаша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет ...

Статья на тему: «Развитие речи у детей 2-3 лет».

Статья для родителей на тему: "Развитие речи у детей 2-3 лет"....

Статья на тему: "Развитие речи у детей 2-3 лет"

В этой статье мы рассмотрим особенности развития речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет, на что необходимо обратить внимание родителям, какие занятия с ребенком будут наиболее плодотворны.Речь не являе...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Статья на тему: "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игру"

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте...