консультация
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)».
Для родителей второй младшей группы «Пчелки».
Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Всё это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствию чувства патриотизма и человеколюбия; утрате интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям; забыты семейно – бытовые традиции, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье. А роль культуры в развитии любого общества нельзя недооценивать. Именно это дало толчок тому, что 2014 год в России объявлен Годом культуры. В Указе, подписанным президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, говорится, что Год культуры в России проводится «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». А воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств необходимо начинать с подрастающего поколения, и осуществлять это необходимо через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Я работаю воспитателем в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные ценности. Дети очень доверчивы, открыты, их впечатления неизгладимы. В этом возрасте приобщение детей к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в них фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И в этом помочь детям должны мы воспитатели. Актуально это ещё в условиях того, что присутствующий во многих семьях низкий культурно – образовательный уровень родителей мешает культурному развитию ребёнка. Многие ли родители могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную или рассказать потешку? К сожалению, нет. Семья оказалась обездоленной духовно. А для нас, воспитателей, это ещё и возможность оказания помощи в формировании национального сознания у родителей детей, возрождения у них утраченных ценностей.
С этой целью я решила обратиться к народному фольклору, так как с ним начинают знакомить детей с самого раннего возраста. Мы, воспитатели, призваны прививать детям любовь к прекрасному, развивать в малышах такие качества, как доброта, благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Русский фольклор близок детям по содержанию, он яркий, живой, образный, легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, заклички, пестушки, колыбельные песни, легенды, стихи, считалки, загадки. И всё это неоценимое богатство русского народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.
Что же включает в себя работа по ознакомлению детей с фольклором?
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.
Использование в работе словесных, наглядных, игровых методов.
- заучивание потешек, прибауток, закличек («Водичка – водичка»; «Дождик, лей»; «Баю – бай»…);
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы (например, русских народных сказок: («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»…);
- использование русских народных песен и танцев («Калинка»);
- проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики с использованием элементов фольклора («Пальчик – мальчик», «Сорока-сорока», «Жили у бабуси»…);
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- настольно – печатные игры (пазлы) (по сказкам и потешкам);
- использование разных видов театров (настольный, пальчиковый и т.д.);
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций в детской литературе;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Формы образовательной работы с детьми:
- индивидуальная работа с детьми;
- непосредственно – организованная образовательная деятельность;
- совместную деятельность в режимных моментах (утренняя гимнастика, умывание, после сна);
- праздники и развлечения;
- экскурсии в музей и детскую библиотеку;
- организация конкурсов рисунков и поделок;
- посещение тематических выставок;
- просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Особое внимание необходимо уделять укреплению связей с родителями, так как они оказывают неоценимую помощь в нашей работе. Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому необходимо использовать разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу.
- размещение в уголках для родителей материала по ознакомлению с жанрами устного народного творчества, народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.
- консультации для родителей «Приобщение малышей к фольклору»;
- фотоколлажи «Народный фольклор для малышей» и т.д.;
- изготовлению атрибутов для народных игр;
- подготовка и проведение тематических вечеров «Как у наших у ворот» с элементами фольклора и т.д.;
- подготовка и проведение фольклорных праздников «Осенины» и т.д.;
- украшение группы к русским народным праздникам.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение. Необходимо создать в группе атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору можно будет убедиться, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становлении его как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
