Методика "Эмоциональные лица" Семаго Н.Я.
материал

Роговая Александра Семеновна

Цель методики: Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. При работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsialnye_litsa.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика «Эмоциональные лица» (Семаго Н. Я.) Роговая Александра Семеновна

Слайд 2

Цель методики О ценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. При работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. Возраст применения: от 3 до 10-12 лет.

Слайд 3

Стимульный материал Схематичные изображения 1. Злость (гнев) 2. Печаль (грусть) 3. Радость

Слайд 4

Стимульный материал Реальные изображения (мальчик) 1. Явная радость 2. Страх 3. Сердитость 4. Приветливость 5. Удивление 6. Обида 7 . Задумчивость

Слайд 5

Стимульный материал Реальные изображения (девочка) 1. Явная радость 2. Страх 3. Сердитость 4. Приветливость 5. Удивление 6. Обида 7 . Задумчивость

Слайд 6

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ Сама процедура проведения исследования в полном объеме состоит из трех последовательных этапов: 1-й этап: предъявление для опознания эмоциональных состояний 1-й серии изображений (схематичные изображения). 2-й этап: предъявление реальных изображений (в соответствии с полом ребенка). 3-й этап: придумывание истории по какому-либо изображению.

Слайд 7

1-ый этап Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц, раскладываемые в случайном порядке перед ребенком. Раскладка производится так, чтобы все изображения находились в поле зрения ребенка. После того как ребенок назвал настроения «рожиц», необходимо изменить порядок карточек или нарисовать лица в другом порядке и попросить его назвать «настроение» еще раз В процессе называния ребенком эмоциональных состояний схематических изображений экспериментатор должен быть пассивен, то есть не переспрашивать и не « переназывать », дублировать высказывания ребенка, даже если к этому его «подталкивает» ситуация (то есть в ситуации, когда ему кажется, что ребенок понимает и правильно вербализирует данное эмоциональное состояние, и поэтому можно самому «раскрыть его»). Неукоснительно должно соблюдаться правило отсутствия каких-либо «наводок», как в плане «названий» эмоций, так и в плане помощи в назывании.

Слайд 8

2-ой этап На этом этапе ребенку предъявляются изображения 2-й серии: изображения. При этом предъявляются картинки, соответствующие полу ребенка. После того как ребенок назовет, какое это настроение, необходимо спросить: «Что могло вызвать такое настроение, почему у мальчика (девочки) такое настроение? На этом желательно ограничить «развертывание» инструкции и не делать какого-либо намека, наводки на ту ситуацию, которая могла бы вызвать это состояние. Не имеет смысла спрашивать ребенка, что произошло, что случилось с изображаемым ребенком, как это принято в аналогичных проективных методиках. Изображения предъявляются в определенной последовательности: так, чтобы в начале и в конце предъявлялись изображения положительного эмоционального состояния. Если реальные изображения эмоциональных состояний понимаются и вербализуются ребенком достаточно адекватно (в пределах условно нормативного развития или с какими-либо неявно выраженными особенностями), можно сразу же переходить к третьему (проективному) этапу обследования. В ситуации, когда ребенок не в состоянии адекватно проводить оценку эмоциональных состояний на реальных изображениях, после первых трех-четырех неправильных, неадекватных опознаваний эмоциональных состояний, этот этап завершается и ребенку предъявляются схематичные изображения (возврат к первому этапу стандартного предъявления). В том случае, когда и схематичные изображения опознаются неадекватно, обследование следует завершить.

Слайд 9

3-ий этап Ребенку предлагается придумать рассказ, историю по какому-либо из предъявляемых ранее реальных изображений. Для этого реальные изображения раскладываются в том же порядке (слева — направо), как они проводились на первом этапе обследования, или просто даются ребенку в руки с предложением разложить их самому. Если ребенку сложно сразу выполнить это задание, можно предложить наводящий вопрос — своего рода обучающую помощь: «Вспомни, когда у тебя было такое настроение и почему, что его вызвало?» Если возникает желание рассказать о двух изображениях, необходимо, чтобы сначала ребенок придумал историю по одной (первой, которую он выбрал), а лишь потом о другом изображении. При навязчивом желании придумать рассказ по большему количеству изображений следует отметить этот факт, но ограничиться двумя фотографиями. При трудностях выбора изображения для составления рассказа психологу ни в коем случае нельзя давать какие-либо «наводки» или подсказки. Выбирать изображения должен только ребенок. Настаивать на выборе нельзя.

Слайд 10

* Дополнительные замечания . У определенных категорий детей возможны непонимание (в частности, до 3-3,5-летнего возраста), невозможность удержания инструкции (дети с тотальным недоразвитием, с грубой несформированностью регуляторного компонента деятельности), «уход» в детали (например: «Ой, какая красивая девочка, какая красивая ленточка!» и т. п,). В этом случае ответы ребенка фактически невозможно анализировать, и использование методики представляется малоцелесообразным

Слайд 11

Анализ результатов Анализируемые показатели: Адекватность оценки эмоционального состояния, как по «знаку*, так и по силе. Яркость эмоциональных образов (эмоциональная заряженность, включающая соответствующую мимическую экспрессию самого ребенка). Уровень дифференцировки эмоциональных проявлений и. соответственно, адекватность владения соответствующим словарем. Инертность, застревание или гибкость в восприятии эмоционального состояния. Собственно «словарь эмоции» в его сопоставлении с активным словарным запасом ребенка, его возрастом и особенностями аффективного реагирования. Выявление «конфликтных» зон, связанных с эмоциональным неблагополучием. Особенности сформированное системы базовой аффективной регуляции.

Слайд 12

Анализ результатов Критерии оценки Высокий уровень развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая Способность к оречевлению собственных переживаний. Средний уровень ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений , оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.

Слайд 13

Возможность понимания и вербализации (условием этого является нормативная по возрасту сформированность речи) эмоционального состояния возникает у детей уже в возрасте 2,5-3 лет в виде глаголов действия, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию: «мне нравится», «любить», «он хороший», «он плачет» и т. п, Таким образом основными категориями являются: «плохой», «хороший», «нравится — не нравится». В возрасте от 3,5 до 5 лет возможно использование таких «дискретных категорий» (определений), как «злой», «добрый», «веселый». Хотя еще остаются и «глагольные» определения: «плачет», «смеется» и т. п. Ближе к 5 годам уже становится доступна определенная дифференциация обозначения эмоциональных состояний: вместо «злой» — «сердитый». В этом же возрасте уже появляются такие слова, как «грустный», «веселый», «радостный». В период 5—6 лет нормативно развивающимся детям уже полностью доступны эмоциональные дифференцировки типа «сердитый», «грустный», «радостный». После 6 лет возникают более «глубокие» определения: «недовольный», «рассерженный» и т. п. После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все эмоциональные состояния, выраженные в лицевой экспрессии. Он также имеет возможность оперировать такими понятиями, как «расстроенный» и т. п. Возрастные нормативы выполнения

Слайд 14

Спасибо за внимание!