Роль семьи в воспитании ребенка с аутизмом .
методическая разработка

Корчемкина Наталия Вячеславовна

Роль семьи в воспитании ребенка с аутизмом

                                                Попытка воспитать детей без помощи

и поддержки со стороны семьи подобна сбору

                                              листьев граблями в сильный ветер»

В. А. Сухомлинский

 

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого он является. 

Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, испытывает проблемы. Аутизм — это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра (РАС) — самая распространенная группа нарушений развития на сегодняшний день, характеризующаяся особенностями поведения и эмоциональной сферы.

Для аутичного ребенка семья – первая модель общества, в которой ему предстоит наладить взаимодействие. Первый источник социализации ребёнка. Она же выступает наиболее сильным психическим фактором, воздействующим на ребёнка и фактически определяющим его дальнейшую жизнь.

Из-за тревожности, сверхчувствительности у таких детей возникает много страхов. Так, они могут бояться яркого света, группы шумных, подвижных детей. Именно поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, мир вокруг себя. Они хотят ходить одним и тем же привычным маршрутом, есть одну и ту же привычную пищу, носить одну и ту же привычную одежду, видеть вокруг себя одних и тех же людей, получать одни и те же впечатления. Все новое кажется им страшным и непредсказуемым, и поэтому вызывает дискомфорт. Важнейшим ресурсом для таких детей является семья. Именно в ней ребенок получает первые знания, навыки и переживания.

Во всём мире детям с аутизмом уделяют большое внимание, однако тема проблем их родителей является мало разработанной. Слово “аутизм” в переводе с латинского значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром. Ребёнок-аутист находится как бы «сам в себе», он оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения. Общими чертами индивидуального развития, проявляющимися во всех ситуациях, являются такие качественные нарушения как, недостаток социального взаимодействия, взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи, в том числе родители, воспитывающие детей с РАС.
Решение проблемы семей, воспитывающих детей  с РАС, обретение ими своей

« ниши », следует искать не только в сфере реализации коррекционного воздействия на ребенка, но и в создании адресной и комплексной помощи родителям.

В условиях детского сада построение взаимодействия с родителями целесообразно начинать с выработки стратегической линии в деятельности педагогического коллектива.

Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное и групповое консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель, детскородительские группы, родительский клуб, совместные досуговые мероприятия. Индивидуальное и групповое консультирование. Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам: - особенностей развития детей с РАС; - коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС; - о способах взаимодействия с ребенком; - о способах организации работы с ребенком в домашних условиях; - о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков; - эффективных технологий оказания помощи детям с РАС - информирования о работе ППМС-центров.

В результате совместных занятий родителей с детьми происходит формирование навыков взаимодействия с ребенком. Родители учатся понимать состояние ребенка, контролировать свои эмоции, конструктивно взаимодействовать с ребенком. Осуществляется закрепление навыков, отрабатываемых с ребенком на занятиях. Детскородительские группы способствуют развитию рефлексии родителей. Занятия в такой группе, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка. Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того, взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.

Работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым.

                                                 

 

 

Литература.

1. Орлов В. Если мы вместе. Стихи. -Москва: Детская литература, 1989.-7с

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.-Москва «Просвещение», 2003.- с 32-45.

3. Хайрдинова  Л.В. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта  //Дефектология.-2002.-№1.

4.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому (Текст)/Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов.- М.:Издат.дом «Карапуз», 2000.-272с.

5. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие (Текст)/ Под общей редакцией Т.Г.Неретиной.- М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.-240с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка с аутизмом

Попытка воспитать детей без помощи

и поддержки со стороны семьи подобна сбору

листьев граблями в сильный ветер»

В. А. Сухомлинский

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого он является.

Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, испытывает проблемы. Аутизм — это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра (РАС) — самая распространенная группа нарушений развития на сегодняшний день, характеризующаяся особенностями поведения и эмоциональной сферы.

Для аутичного ребенка семья – первая модель общества, в которой ему предстоит наладить взаимодействие. Первый источник социализации ребёнка. Она же выступает наиболее сильным психическим фактором, воздействующим на ребёнка и фактически определяющим его дальнейшую жизнь.

Из-за тревожности, сверхчувствительности у таких детей возникает много страхов. Так, они могут бояться яркого света, группы шумных, подвижных детей. Именно поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, мир вокруг себя. Они хотят ходить одним и тем же привычным маршрутом, есть одну и ту же привычную пищу, носить одну и ту же привычную одежду, видеть вокруг себя одних и тех же людей, получать одни и те же впечатления. Все новое кажется им страшным и непредсказуемым, и поэтому вызывает дискомфорт. Важнейшим ресурсом для таких детей является семья. Именно в ней ребенок получает первые знания, навыки и переживания.

Во всём мире детям с аутизмом уделяют большое внимание, однако тема проблем их родителей является мало разработанной. Слово “аутизм” в переводе с латинского значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром. Ребёнок-аутист находится как бы «сам в себе», он оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения. Общими чертами индивидуального развития, проявляющимися во всех ситуациях, являются такие качественные нарушения как, недостаток социального взаимодействия, взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи, в том числе родители, воспитывающие детей с РАС.
Решение проблемы семей, воспитывающих детей с РАС, обретение ими своей

« ниши », следует искать не только в сфере реализации коррекционного воздействия на ребенка, но и в создании адресной и комплексной помощи родителям.

В условиях детского сада построение взаимодействия с родителями целесообразно начинать с выработки стратегической линии в деятельности педагогического коллектива.

Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное и групповое консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель, детскородительские группы, родительский клуб, совместные досуговые мероприятия. Индивидуальное и групповое консультирование. Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам: - особенностей развития детей с РАС; - коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС; - о способах взаимодействия с ребенком; - о способах организации работы с ребенком в домашних условиях; - о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков; - эффективных технологий оказания помощи детям с РАС - информирования о работе ППМС-центров.

В результате совместных занятий родителей с детьми происходит формирование навыков взаимодействия с ребенком. Родители учатся понимать состояние ребенка, контролировать свои эмоции, конструктивно взаимодействовать с ребенком. Осуществляется закрепление навыков, отрабатываемых с ребенком на занятиях. Детскородительские группы способствуют развитию рефлексии родителей. Занятия в такой группе, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка. Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того, взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.

Работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым.

Литература.

1. Орлов В. Если мы вместе. Стихи. -Москва: Детская литература, #1089;

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.-Москва «Просвещение», с 32-45.

3. Хайрдинова Л.В. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта //Дефектология.#8470;1.

#1052;онтессори М. Помоги мне сделать это самому (Текст)/Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов.- М.:Издат.дом «Карапуз», #1089;.

5. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие (Текст)/ Под общей редакцией Т.Г.Неретиной.- М.: Баласс, Изд. Дом РАО, #1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

Роль семьи в воспитании ребенка

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...

Роль семьи в воспитании ребенка

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...

Роль семьи в воспитании ребенка.

памятка для родителей...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.   Но перед началом разговора я предлагаю ...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...