индивидуализация и методы индивидуализации в ДОУ
материал

индивидуализация и методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи

Существует разные способы индивидуализации,про некоторые я расскажу.

Некоторые методы индивидуализации в ДОУ

Метод реагирования. Педагог наблюдает за детьми, анализирует результаты этих наблюдений и создаёт условия, которые помогают детям реализовывать их собственные цели. 

Работа в небольших группах. Любая самостоятельно выбираемая детьми или

организованная взрослыми деятельность выполняется в подгруппах из четырёх-пяти детей и одного взрослого.  Обеспечение гибкости в ходе деятельности. Вместо того чтобы прямо указывать детям,

что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. 

Тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности — от самых простых до самых сложных. 

Метод «строительных лесов». В его основе лежит идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — границе между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность метода заключается в том, что воспитатели, создавая соответствующие условия, помогают ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг в своём развитии

Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

- Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования : модель трех вопросов. Н-р, выбрали вместе с детьми тему «Зимующие птицы». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.

И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

- Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образомчтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных животных, причем такой сложности, как они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

 --Дальше   метод тщательного отбора материалов.

То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

- Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».

В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Н-р, наблюдаем за ребенком, который выкладывает кубики на столе горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить пару кубиков. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

- Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: ( 1- действиепрезентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки»2 - действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 - действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».)

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.

Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Н-р, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

Методы индивидуализации образовательного процесса.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

  • чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними. Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности)оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.

1. Самым распространенным и эффективным является метод реагирования.

Этот метод включает в себя наблюдение воспитателя за детьми, анализ результатов этих наблюдений. После анализа воспитатель создает условия, которые помогают детям реализовывать их собственные цели. И как следствие, воспитатель наблюдает за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей.

Например: Совместное планирование дня: воспитатель рассказывает, какие занятия сегодня будут, чем займутся в совместной деятельности, на какие темы побеседуют, и предлагает детям выразить свои желания и интересы: игры в которые они хотели бы поиграть, о чем хотели бы побеседовать и так далее.

Например, дети захотели узнать «откуда берется дождь».

Воспитатель "реагирует" на запросы и потребности детей. Его внимание сосредоточено на стимулировании и поддержке активности и самостоятельности детей. Далее вместе с детьми идет обсуждение темы, при этом воспитатель использует "модель трёх вопросов":

• что мы знаем о дожде?

• что ещё хотим узнать?

• как мы можем это узнать?

Дети предполагают, что ответы на свои вопросы они смогут получить несколькими путями: прочитать в книге, посмотреть в интернете, спросить у взрослых.

Затем воспитатель создает условия, для того, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, используя выбранные детьми средства получения знаний.

2. Педагоги используют в работе с детьми такой метод планирования индивидуализации обучения, как обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Например, во время конструирования планировали сделать поделки из бумаги. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети имели возможность выбора: какую поделку будет делать каждый из них; из какого материала (картон разных цветов, цветная бумага разных размеров, салфетки разного цвета и размера, гофрированная бумага, несколько(5-7)схем поэтапного изготовления поделок). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им сделать ту поделку, которую они пожелают. В ходе выполнения задания, воспитатель одним детям может помочь словами, других приободрить, третьим оказать помощь, если они в ней нуждаются. Более способные и активные дети могут сделать несколько различных поделок, более высокого уровня сложности.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог, при необходимости, может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

В процессе работы воспитатель задает вопросы разной направленности и сложности, предлагает варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых форм.

3. Следующий метод, который  воспитатели используют в ходе педагогического процесса, это метод тщательного отбора материалов.

Большинство игрушек и пособий, которые воспитатели подбирают для создания предметно-развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

Например: та же бумага для конструирования, предлагаем её детям разного размера, кто- то сделает маленький кораблик, а кто - то большой пароход. Мячи для игр разного размера, кому то удобно играть маленьким, а кому то большим и т д. В предлагаемых пазлах, ребенок может выбрать сюжет и уровень сложности (картинки могут быть от 6 до 240 элементов), но способ действия будет один – складывание. В то же время песок, вода, строительный набор или бросовый материал обладают большей гибкостью: дети могут использовать их, применяя разные способы действия. Такая вариативность создает оптимальные возможности для индивидуализации образовательного процесса в детском саду.

4. Также  педагоги применяют метод «строительных лесов». В основе этого метода заложена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью.

Сущность этого метода заключается в том, что воспитатели, создавая соответствующие условия, помогают ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг в своем развитии.

5. Следующий метод - это иррадиирующее обучение (распространение, увеличение). Судя по названию этого метода, наши воспитатели подумали, что этот метод очень сложен и не применим по отношению к детям, но, по сути, оказалось все очень просто: если предложить детям интересное, но неизвестное дело, то можно достичь больших успехов в обучении. Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремится поделиться этим с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Например, кто - то из детей выучил дома с мамой интересную считалку и, придя в группу, рассказал воспитателю, воспитатель предлагает этому ребёнку рассказать считалку ребятам и выучить с теми, кому она понравится. Или, кто - то из детей научился играть в шашки - можно предложить тем, кто тоже хочет научиться играть в шашки, обратиться к этому ребенку за помощью.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы индивидуализации образовательного процесса

В данной презентации обозначены основные методы индивидуализации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.Данная презентация подготовлена на основе книги:Михайлова-Свирская Л.В.Индивиду...

1. Примерная таблица для фиксации результатов оперативного контроля по теме: «Реализация педагогами требований ФГОС ДО Методы индивидуализации и позитивной социализации дошкольников»

Перечень критериев для определения используемых воспитателем методов  индивидуализации ОД и поддержки позитивной социализации детей группы, в соответствии  с ФГОС ДО....

«Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение...

Методы индивидуализации образования детей дошкольного возраста.

Методы индивидуализации образования детей дошкольного возраста...

«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС,  формирование мотивационной готовности у всех участников образо...

Методы индивидуализации детей дошкольного возраста

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач...