Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр» 2025г
материал (младшая группа)

Бондаренко Вероника Викторовна

«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorika_venger_otchet.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление делами Президента Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2»

 

        «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством  

                               дидактических игр»

                  (отчёт по плану самообразования)

 

                         

                                                         Выполнила воспитатель:                  

                                                         Бондаренко Вероника Викторовна

                                         Москва

                                           2025г

           

Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет через дидактические игры  

Задачи:

•  развивать у детей сенсорные процессы;

•  формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

•  знакомить детей с дидактическими играми;

•  сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста я использовала дидактические игры и упражнения по системе Л. Венгера.  Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с одной стороны, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражения.  

Предложенная система носит групповой характер и требует руководства со стороны педагога. В начале игры воспитатель показывает предметы и объясняет действия с ними, затем предлагает выполнить задание детям. Сам процесс игры также требует внимания педагога, так как дошкольники иногда, столкнувшись с трудностями, начинают проявлять отрицательные эмоции и бросают игру. Поэтому необходимо заботиться о создании в игре комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, поддерживать тех, у кого что-либо не получается, воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться желаемого результата. Кроме того, воспитателю требуется удерживать внимание детей, объясняя им игровые правила, демонстрируя последовательность действий и правила их выполнения. При выполнении всех перечисленных условий дидактическая игра будет особенно результативной.

Основываясь на опыте Л. Венгера можно определить следующий алгоритм сенсорного воспитания. Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех - пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).

В ходе работы по ознакомлению с цветом сначала происходит накопление представлений детей об основных цветах. В дальнейшем работа усложняется, дошкольники знакомятся с цветовыми эталонами, а также с белым и черным цветом. Для знакомства с цветом мы использовали такие дидактические игры, как «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. Далее мы знакомились с оттенками цвета (темный – светлый), для этого использовали такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье» и др.  Здесь мы обращали внимание детей на сочетания цветов, то есть подходят друг другу цвета или нет.

Эталонами формы служат геометрические фигуры.

Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Имеется ввиду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ. Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. Для ознакомления детей с формой предметов мы использовали такие игры, как «Какие бывают фигуры», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы» и др.

Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Дидактические игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Для знакомства с

величиной мы использовали такие игры, как «Башня», «Построим лесенку», «Соберем пирамидку», «Елочка» и др.

Постепенно в процессе игр дети учатся определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого мы играем в игры «Сделаем столбики», «Сбор фруктов» и др.

По мере взросления ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий. Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми четвертого года жизни дидактических игр и упражнений, направленных на воспитание и усвоение сенсорных эталонов, можно достичь высоких результатов гармоничного развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....

Самообразование: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.Задачи:1. Изучить психолого – п...

Отчет по теме самообразования "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Этот этап имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем....

Отчет по работе по самообразованию "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек р...