Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр» 2025г
материал (младшая группа)
«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством
дидактических игр»
(отчёт по плану самообразования)
Выполнила воспитатель:
Бондаренко Вероника Викторовна
Москва
2025г
Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет через дидактические игры
Задачи:
• развивать у детей сенсорные процессы;
• формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
• знакомить детей с дидактическими играми;
• сформировать навыки самостоятельной деятельности;
Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста я использовала дидактические игры и упражнения по системе Л. Венгера. Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с одной стороны, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражения.
Предложенная система носит групповой характер и требует руководства со стороны педагога. В начале игры воспитатель показывает предметы и объясняет действия с ними, затем предлагает выполнить задание детям. Сам процесс игры также требует внимания педагога, так как дошкольники иногда, столкнувшись с трудностями, начинают проявлять отрицательные эмоции и бросают игру. Поэтому необходимо заботиться о создании в игре комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, поддерживать тех, у кого что-либо не получается, воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться желаемого результата. Кроме того, воспитателю требуется удерживать внимание детей, объясняя им игровые правила, демонстрируя последовательность действий и правила их выполнения. При выполнении всех перечисленных условий дидактическая игра будет особенно результативной.
Основываясь на опыте Л. Венгера можно определить следующий алгоритм сенсорного воспитания. Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех - пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).
В ходе работы по ознакомлению с цветом сначала происходит накопление представлений детей об основных цветах. В дальнейшем работа усложняется, дошкольники знакомятся с цветовыми эталонами, а также с белым и черным цветом. Для знакомства с цветом мы использовали такие дидактические игры, как «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. Далее мы знакомились с оттенками цвета (темный – светлый), для этого использовали такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье» и др. Здесь мы обращали внимание детей на сочетания цветов, то есть подходят друг другу цвета или нет.
Эталонами формы служат геометрические фигуры.
Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Имеется ввиду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ. Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. Для ознакомления детей с формой предметов мы использовали такие игры, как «Какие бывают фигуры», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы» и др.
Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Дидактические игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Для знакомства с
величиной мы использовали такие игры, как «Башня», «Построим лесенку», «Соберем пирамидку», «Елочка» и др.
Постепенно в процессе игр дети учатся определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого мы играем в игры «Сделаем столбики», «Сбор фруктов» и др.
По мере взросления ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий. Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми четвертого года жизни дидактических игр и упражнений, направленных на воспитание и усвоение сенсорных эталонов, можно достичь высоких результатов гармоничного развития личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ....
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....
Самообразование: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.Задачи:1. Изучить психолого – п...
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2 – 3 лет посредством дидактических игр».
План работы по самообразованию...
Отчет по теме самообразования "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Этот этап имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем....
Проект по самообразованию "Сенсорное развитие детей 4-5 лет посредством дидактических игр".
Проект по самообразованию...

Отчет по работе по самообразованию "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек р...
