Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание детей второй младшей группы" 2021г
материал (младшая группа)
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание детей второй младшей группы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Экологическое воспитание детей
второй младшей группы
(отчет по самообразованию)
Выполнила воспитатель:
Бондаренко Вероника Викторовна
Москва
2021г
Экологическое воспитание детей второй младшей группы
Актуальность выбранной темы.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети имеют элементарные знания о природе; когда они владеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними; когда они учатся наблюдать за природой и видеть ее красоту. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Наша задача научить детей беречь и ценить то прекрасное, что создала для нас природа.
В процессе экологического воспитания детей я использовала различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы), экспериментальные.
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, мы закрепляли с помощью других методов и форм работы- рассказ, чтение художественной литературы, рисование и лепка, игры.
Так, например, при наблюдении за осенним пейзажем, мы с детьми сделали аппликацию «осенняя берёзка», при наблюдении за елью, мы провели занятие по рисованию «веточка ели», при наблюдении за котом, мы провели подвижную игру «мыши и кот» , при наблюдении за первыми всходами цветов, мы провели беседу о том, почему так важно беречь цветы, не срывать их, не топтать. Затем прочитали стихотворение «Разговор с пчелой» (М. Бородицкая). В результате каждого наблюдения у детей было сформировано представление о том или ином объекте природы.
Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений. Демонстрацию мы использовали для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.
Мной были проведены следующие презентации «Чтоб здоровым. сильным быть» Данная презентация была посвящена теме пользы овощей и фруктов, а главное тому, как много полезного для нас создаёт природа! «Дикие животные зимой» Мы знакомились с лесными жителями, их образом жизни в зимний период. «Птицы зимой». Беседы о том, как важно помочь им в это непростое для них время. «Пробуждение природы весной» формировать умение видеть красоту весеннего пейзажа. Чтобы закрепить знания детей о временах года, мы просматривали презентации «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Каждая презентация нацелена на формирование эстетического восприятия детей. Чтобы усилить эмоциональный эффект, мы с детьми прослушивали классическую музыку, и учились создавали образы. Грустный Дождик – Д. Кабалевский , «Зима» Вивальди, «Подснежник» П. Чайковский, Н. А. Римский- Корсаков, «Бабочка» Э. Григ. Для обобщения и систематизации знаний мы использовали беседы. Участвуя в беседе, дети знают, о чем идет речь, включаются в диалог, поддерживают и развивают его.
Труд в природе. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Я сочетаю показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти. В труде детей важна помощь воспитателя. Я направляю и контролирую детей, наблюдаю за ними, поощряю их.
Осенью - Уборка территории от мусора, уборка участка от сухих веточек, сбор опавших листьев, сбор природного материала.
Зимой - расчистка дорожек от снега, расчистка от снега дорожки ведущей к кормушке, кормление птиц, сгребание снега для утепления корней деревьев.
Весной - очистка участка от остатков снега и мусора; сбор на участке сухих веток, камней, рыхление почвы на клумбе, полив цветов на клумбе (работа проводится совместно с воспитателем).
Так же мной была проведена работа по формированию у детей трудовых навыков по уходу за растениями. Мы создали с детьми огород на окошке. Уход за растениями малышам еще недоступен, поэтому я делала это сама, но обязательно в присутствии детей, привлекая их внимание. К своим действиям, я предлагала посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети немного помогали мне подержать лейку, налить в нее воды, рыхлить почву.
Понимание детьми необходимости создания благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми умениями и навыками, создает основу для настоящей любви к природе.
Игра. Игра предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным. В младшей группе детского сада дети учатся определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. В нашей группе используются такие дидактические игры, как «Лото. Времена года», «Времена года», «Четвёртый лишний», «С какой ветки детки», «Чудесный мешочек», «Соберём урожай», «Во саду ли в огороде», «Отыщы животное», « Мама и малыш».
«Лэпбук».
Благодаря использованию в работе дидактических игр произошли положительные изменения в плане сформированности экологических представлений об объектах природы и бережного к ним отношения.
В заключение хотелось бы сказать о проведённой работе с родителями. Особенности экологического воспитания состоят в большом значении положительного примера в поведении взрослых.
При работе с родителями я использовала консультации и беседы, для стимулирования их активного участия. В работе я использовала такие консультации, как «Воспитание любви к природе», «Правила поведения в природе», «Экологические игры с ребёнком», «Покормите птиц зимой», «Домашние животные», «Зелёный мир на окошке».
В прошлом месяце нами был проведен совместный с родителями краткосрочный проект «Мир вокруг нас».
Цель: Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой, обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы, увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
В ходе проекта родители приняли активное участие в экологическом воспитании. Так, например, родители Евы и Вики отправились на выходных в контактный зоопарк, кормили животных, узнали много нового о поведении и способах ухода за животными. Родители Ксении, Саши и Пети отправились в парк. Кормили птиц у кормушки, и уточек на пруду. Родители Николая и Софии в течение месяца учились ухаживать за комнатными растениями. Родители Пети и Егора приучали их к труду на дачном участке. Родители Миланы отправились в деревню, где учились ухаживать за домашним скотом. А родители Владика формировали умение ухаживать за домашним питомцем.
В заключение мы с детьми просмотрели презентацию с их фотографиями и каждый из ребят рассказал какую пользу он принес природе, что он научился делать. Детям и родителям очень понравился данный проект.
Если системно и планомерно проводить работу с родителями по повышению экологической культуры, то это будет способствовать повышению уровня знаний об экологии в целом, что поможет формированию основ экологической культуры у дошкольников, так как родители играют главную роль в жизни ребенка и являются для него примером.
Тема самообразования для меня лично очень актуальна. Потому как я очень люблю природу, и мне хотелось бы привить любовь к природе и моим воспитанникам. В следующем году. Если мой выбор самообразования будет иным, я все равно буду уделять особое внимание экологическому воспитанию. Потому как мне бы очень хотелось сохранить природу для себя и для наших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Отчет по социально - нравственному воспитанию во второй младшей группе.
Отчет по социально - нравственному воспитанию с детьми, в период с сентября 2015 года по март 2016 год....

Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитание детей второй младшего и среднего дошкольного возраста»
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду....

Презентация "Отчет по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе "
Отчет по социально – патриотическому воспитанию во второй младшей группеПланируя работу по нравственно - патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели и задачи: 1. При...

Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»
Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»...
Отчет по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе
Отчет по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе...

Педагогический познавательный проект по сенсорному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в простра...
