План самообразования «Создание психологически комфортной обстановки в группе» 2021 - 2022 г
материал (средняя группа)
«Создание психологически комфортной обстановки в группе»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
План самообразования
на 2021/2022 учебный год
Бондаренко Вероника Викторовна
воспитатель
«Создание психологически комфортной обстановки в группе»
Цель: организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников.
Задачи: 1. Организовать зону для психологической разгрузки
2. Учить, в приемлемой форме, избавляться от плохого настроения
3. Способствовать повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
4. Обучать детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально - развивающих игр
5. Обучать детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде
6. Снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.
Актуальность выбранной темы.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем. Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов: утреннее расставание с родителями, большое количество детей в группе, жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня, низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков, в силу возраста и малого жизненного опыта. Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе. Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия. Эмоциональное благополучие – это самочувствие ребенка в группе, удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, защищенность, внутреннее спокойствие. Все это способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств.
План работы на 2021-2022 учебный год. Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1. Психология развития ребенка Л.С. Выготский. Эксмо, 2004
2. Психология здоровья Слепцова Л.Ю. 2008г
3. Эмоционально-психологический комфорт детей в детском саду Тулина, Н.И. 2008г
4. Арт-терапия для дошкольников. Учебно-методическое пособие
Воронова А. Издательство Сфера
5. Психологические особенности эмоционального развития дошкольника Сухорукова Т. А. 2014г.
6. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам Смирнова Е. 2003г
7. 70 развивающих заданий для дошкольников Куражева Н. Ю. Санкт – Петербург – Москва 2015
8. Интернет ресурсы.
Работа с детьми:
Сентябрь.
1. Психокоррекционное упражнение «Шалтай-болтай»
2. Изучение правил поведения по книге А. Усачева «Уроки вежливости»
3. Дидактическая игра «Утро радостных встреч»
4. Дидактическая игра «Доска настроения»
5. Чтение сказки «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Муур Л.
6. Просмотр презентации «Такие разные эмоции»
7. Психомышечная гимнастика «Солдат и тряпичная кукла»
8. Игра «Коробочка примирения»
9. Психогимнастика. Упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»
10. Психогимнастика. Упражнение на снижение агрессии «Злые мыльные пузыри»
Октябрь.
1. Дидактическая игра «Лото настроений»
2. Музыкотерапия.
3. Беседа «О пользе сна»
4. Чтение сказки «Ёжик в тумане» Козлов С.Г.
5. Игра на снижение агрессии «Рвакля»
6. Психогимнастический этюд «Тише»
7. Арт - терапия. Игры с песком
8. Игра на развитие воображения, выразительности движений и эмоций «Облака»
9. Игра на обучение способам саморегуляции «Цветные клубочки»
10. Арт – терапия. Рисование «Моё настроение»
Ноябрь.
1. Эмоционально-развивающая игра «Что это за эмоция»
2. Упражнение «Грустный стульчик»
3. Игра на повышение самооценки «Волшебная палочка»
4. Упражнение на снятие мышечного напряжения «массажные мячики»
5. Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» В обработке А.Н. Толстого.
6. Игра на развитие выдержки и самоконтроля «Улитка»
7. Упражнение на снятие агрессии «Мышь»
8. Психогимнастический этюд «Лиса и заяц»
9. Игра на сплочение детского коллектива «Дракон»
Декабрь.
1. Упражнение на снятие агрессии «Колючий коврик»
2. Игра на сплочение детского коллектива «Добрый бегемотик»
3. Утреннее приветствие «Встреча с солнышком»
4. Дидактическая игра "Наши эмоции"
5. Упражнение на сплочение коллектива «Передай клубочек»
6. Чтение сказки Ма-Тари-Кари Заходер Б.
7. Музыкотерапия.
8. Упражнение на релаксацию «Звуки прибоя»
Январь.
1. Психогимнастический этюд «Волк и мышонок»
2. Упражнение на снятие тревожности «Подушка – подружка»
3. Дидактическая игра «Шнуровка»
4. Чтение сказки Кролик, который никого не боялся Пляцковский М.С.
5. Игра на сплочение детского коллектива «Я хочу с тобой подружиться»
6. Психогимнастика «Муха»
Февраль.
1. Игра на снятие тревожности «Звонок маме и папе»
2. Дидактическая игра «Мои чувства»
3. Чтение сказки «А вдруг получится!» Григорий Остер
4. Игра на примирение «Ласковое солнышко»
5. Арт - терапия. Упражнение «Рисование себя»
6. Игра на развитие эмоциональной сферы «Передай эмоцию»
7. Музыкотерапия
Март.
1. Психогимнастика. Упражнение на повышение самооценки «Зайцы и слоны»
2. Арт - терапия. Рисование «Каракули»
3. Чтение сказки «Сказка о том, как друзья научились дружить и договариваться» Лавренченко Ю.
4. Упражнение на снятие агрессии «Колючий коврик»
5. Психогимнастика. Игра «Повтори»
6. Игра на развитие эмоциональной сферы «Пчёлки»
7. Музыкотерапия.
8. Психогимнастический этюд «Отдай»
9. Упражнение на повышение самооценки «Я могу»
Апрель.
1. Арт – терапия. Рисование «Избавляемся от злости»
2. Разучивание мирилок
3. Психогимнастика. Упражнение на снятие мышечного напряжения «Насос и мяч»
4. Игра на повышение самооценки «Пресс – конференция»
5. Упражнение на релаксацию «Прикосновение»
6. Психогимнастический этюд «Два клоуна»
7. Дидактическая игра на развитие внимания и самоконтроля «Слушай хлопки»
8. Чтение сказки Тропинка — Абрамцева Н.
Май.
1. Музыкотерапия.
2. Психогимнастика. Упражнение «Воздушные шарики»
3. Упражнение на снятие агрессии «Молоточек и гвозди»
4. Арт – терапия. Лепка из пластилина «Талисман»
5. Игра на повышение самооценки «Конкурс хвастунов»
6. Чтение сказки Палочка-выручалочка В. Сутеев
7. Дидактическая игра «Собери эмоции»
Работа с родителями:
Октябрь.
Консультация для родителей «Что такое эмоциональный комфорт детей»
Ноябрь.
Консультация для родителей «Психологический
комфорт в семье – первый шаг к здоровью ребёнка»
Декабрь.
Консультация для родителей «Тайны детского рисунка»
Январь.
Консультация для родителей «8 способов успокоить ребёнка»
Февраль.
Консультация для родителей «Развитие эмоциональной сферы детей»
Март.
Консультация для родителей «Песочная терапия»
Приложение
Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки. Главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающая и психокоррекционная атмосфера, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество.
Упражнение «Шалтай-болтай» Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения.
Педагог читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака:
Шалтай-Болтай, Шалтай-Болтай,
Сидел на стене. Свалился во сне.
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.
Упражнение «Зайки и слоники» Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самоценки. «Ребята, я хочу вам предложить вам игру, которая называется «зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д. Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? А что делают зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми. Покажите, как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Упражнение «Злые мыльные пузыри» Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник. Педагог просит назвать ситуации, когда они злятся на кого-нибудь. «Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей (дети поносят к губам ладони, имитируя соломинку). Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите, пока он исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».
Упражнение "Лимон" Цель: расслабить мышцы рук. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.
Упражнение «Передай по кругу» Цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память. Сидя в круге, ведущий пантомимикой, передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.
Упражнение «Конкурс хвастунов» Цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется». После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить кому, что понравилось больше: рассказывать - хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
Упражнение на релаксацию «Прикосновение» Цель: Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что – ни будь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке. Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
Игра «Театр» Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности. Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».
Сказка: «Жила – была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? хвастается» А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. В это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать. Что заяц делает неправильно? Что может случиться? Как ему лучше поступить? Заяц ищет укромное место и прячется от охотников.
Игра «Театр» Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности. Сказка: Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит: Если только захочу, Волка я за хвост схвачу, Кулаком ударю в бок, Вырву волку шерсти клок – Убежит в испуге волк! Услыхал волк такие слова, разозлился, зарычал и … выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк? Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?
Упражнение «Воздушные шарики» Цель: Снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Педагог дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение «Насос и мяч» Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
Упражнение «День ночь» Цель: Снижение психоэмоционального напряжения. «Пришла ночь, растения закрыли свои лепестки и уснули»,- дети кладут руки на колени и опускают головы. После слов воспитателя: «Наступило утро, растения проснулись, раскрыли лепестки и потянулись к солнышку», - дети поднимают головы и протягивают руки вверх.
Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: упражнение на релаксацию.
«Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой... Повторить несколько раз.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней.
Упражнение «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти. Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака, а я на них смотрел.
И два похожих облака, найти я захотел. Я долго всматривался в высь, и даже щурил глаз, А что увидел я, то вам, всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое смеётся надо мной: - Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: - Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку, махал я вслед рукой.
А вот другое облачко расстроилось всерьёз: Его от мамы ветерок, вдруг далеко унёс.
И каплями дождинками расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья. Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище пустилось на утёк.
А маленькое облачко над озером плывёт,
И удивлённо облачко приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл и вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать.
Психогимнастический этюд «Отдай!» Цель: учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения. Педагог просит детей представить, что у них отняли игрушку, и они должны без слов, только с помощью движений, словно они еще не умеют говорить, потребовать отдать игрушку. Каждый ребенок требует отдать ему игрушку.
Игра «Я хочу с тобой подружиться»
Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с …». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

План работы с родителями в первой младшей группе 2021-2022
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуальног...

План воспитательной работы в подготовительной к школе группе 2021-2022 учебный год.
План воспитательной работы в подготовительной к школе группе включает в себя как мероприятия ДОУ (выделены зеленым цветом), так и работу в конкретной группе....

План годовой работы с родителями вторая младшая группа 2021-2022 год
Цель повысить педагогическую компетентность по вопросам дошкольногно воспитания...
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе 2021-2022 год.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе 2021-2022 год....

Отчет по теме самообразования «Создание психологически комфортной обстановки в группе» 2022г
laquo;Создание психологически комфортной обстановки в группе». Отчет по теме самообразования...
