Отчёт по самообразованию 2025г.
материал (младшая группа)

Волкова Оксана Евгеньевна

                             Отчёт по самообразованию:

«Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

                             Отчёт по самообразованию:

«Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

 

2025год

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и развивающих игр. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Дидактические игры –эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из выше указанного, я определила тему своей работы «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, что помогло выстроить собственную работу по речевому развитию в процессе использования дидактических игр.

Мною была изучена методическая литература по выбранной теме.

Разработала, оформила и изучила картотеки дидактических игр, конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов. Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления.

Для пополнения развивающей среды изготовила следующие дидактические пособия: «Чей хвост», «Найди отличия», «Варим суп», «Изучаем предлоги», «Живое – неживое», «Одним словом», «Кто что ест», «Четвертый лишний», «Поможем кукле Кате», «Антонимы», «Лото. Режим дня» и другие.

Заключение:

В результате проделанной работы за 2024-2025 год повысила свой

профессиональный уровень по данной теме. Обогатила развивающую среду

дидактическими играми.

Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры, у них формируются навыки образования прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных.

В общении друг с другом чаще стали употреблять в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

Дети научились сами анализировать, сравнивать, делать выводы и открытия и отражать в своей речи свои собственные мысли. Абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Нужно сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.

Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

 Перспективы.

1 Продолжить работу по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» (согласно возрастной группе).

2 Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.

3 Изучить новинки методической литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонова Л.Г. «Развитие речи «Уроки риторики»» популярное пособие для родителей и педагогов.

2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в второй младшей группе

детского сада.

4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с детьми трёх-четырех лет.

5. Петрова Т.И. Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи»

6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя

группа)

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. /

Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е

изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с

8. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду.»

9.А.Г.Гогоберидзе, Е.И..Изотова «Развитие речи вторая младшая группа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Отчёт по самообразованию 2025г.

laquo;Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики»...

"Отчёт по самообразованию за 2024 -2025г."

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,...