Игры в воспитании детей дошкольного возраста: его определение, классификация, роль и место значение в жизни ребенка
картотека (средняя группа)

Анастасия Сергеевна Гаврилова

Игры- это деятельность, котораяс одновременно протекает в двух планах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в воспитании детей дошкольного возраста: её  определение, классификация,   роль и место значение в жизни ребенка.

Игра — это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Классификация игры

В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы:

- Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, чаще всего называют творческими, или играми с открытыми правилами.

- Игры с готовыми, или закрытыми, правилами. Обычно их называют играми с правилами.

Творческие игры можно разделить на две подгруппы:

I подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов:

- Подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

- Сюжетно-отобразительная игра (по определению Л. С. Выготского — «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти (ранний и младший возраст)

- Игра-драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет (дети любят на протяжении всего дошкольного детства)

- Театрализованные игры ориентированы на зрителя, в них дети занимают позицию актеров, которые показывают зрителям спектакль. Дети принимают участие в создании его сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов.

В играх на основе готовых сюжетов творческое начало проявляется в создании игровых образов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.

II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми:

- Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от 3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.

- Режиссерские игры — в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. - Игра-фантазирование построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.

- Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры — принадлежность старших дошкольников, которым уже важен не только процесс, но и результат своей деятельности.

Театрализованные игры, импровизационные и игры-фантазирования носят название рубежных игр (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя. В такой деятельности происходит сдвиг мотива с процесса игры на ее результат.

Игры с правилами

- Подвижные

- Спортивные

- Интеллектуальные

- Музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные)

- Коррекционные

- Шуточные (забавы, развлечения)

- Ритуально-обрядовые игры

Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

Классификация игр по месту в педагогическом процессе детского сада (Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, С. Л. Новоселова):

- Самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

- Игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усвой, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение — основа творческой деятельности человека. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.

Игра — деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры — важнейшее условие становления детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив. 

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки. При этом ребенок оказывается «над ситуацией», становится ее хозяином. Это качество значимо для дальнейшего обучения в школе.

В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов-заместителей (шишка вместо пирожка, листок — вместо тарелки и пр.). Использование предметов-заместителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане — плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь.

В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе.

Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Место игры в педагогическом процессе детского сада

Утром целесообразно создавать условия для игр с правилами, не требующих высокой двигательной активности. Это развивающие и дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитатель организует индивидуальные игры детей и игры небольшими подгруппами.

Время на прогулке может быть использовано для подвижных игр, игр с природным материалом, сюжетно-ролевых игр. 

Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня. Важно воздавать условия для разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных, игр с правилами.

Современные технологии  развития, воспитания и обучения детей в игре (сюжетно-ролевая игра, режиссерские, театральные игры, игры с правилами).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Основа сюжетно-ролевой игры — воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено расщепление действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает сюжет, роль, принимаемую ребенком на себя, и связанные с ней действия.

Игровой сюжет – это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны игровые роли.

Наиболее распространенные сюжеты детских игр — профессиональные («в доктора», «в космонавтов»), приключенческие (путешествия, войны), сказочные и фантастические.

Игровая роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Основа роли — отношение ребенка к принимаемому образу, отождествление себя с ним. В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребенок выступает в игре как родитель, который заботится о детях, через роль попадает в отношения партнерства, уважения, лидерства, подчинения, равенства. Роль выражается в речи, действиях, выполняемых ребенком, в мимике и пантомимике. Интерес ребенка к той ли иной роли связан с ее местом в сюжете (главная или второстепенная), привлекательностью образа для ребенка.

В играх дети принимают либо роли конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги, либо обобщенные роли-профессии (учитель, врач), либо роли сказочных и фантастических персонажей (царевна, волшебник, Бэтмэн).

Игровые действия - это действия игрового замещения. Замещение основано на расщеплении выполняемого действия и смысла, который в него вкладывается (кормление куклы игрушечной ложкой, использование вместо ложки палочки, жест, имитирующий кормление без использования предмета, — во всех примерах смысл один, а действия разные).

Игровые действия. Ребенок использует предметные игровые действия (сюжетная игрушка взамен реального предмета), действия с предметами-заместителями (например, палочка вместо ложки, градусника). Постепенно ребенок перестает нуждаться в опоре на предмет — и переходит к изобразительным действиям, которые сопровождаются вербальными комментариями-пояснениями («Мы как будто уже вымыли руки»).

Как отобрать сюжетно-ролевые игры для детей?

В 3–4 года дети преимущественно играют в игры, отражающие семейные отношения и бытовые действия в семье (одевание, купание, прием пищи и др.), события жизни семьи и детского сада (гости, праздник, путешествие на дачу, в зоопарк). В играх отражается опыт посещения детской поликлиники, магазина, парикмахерской.

Игры детей 4–5 лет похожи по тематике на игры малышей, но в них появляются более сложные события, увеличивается количество персонажей в сюжете.

Игры детей 5–7 лет ориентированы на отражение событий социального мира, впечатлений, полученных вне стен детского сада, сюжетов любимых фильмов и мультфильмов, книг. Например, летний отдых может найти отражение в играх «Путешествие по морю», «Экскурсионное бюро», игра «Магазин» трансформируется в игры «Продуктовый гипермаркет», «Книжный гипермаркет», игра «Кафе» — в «Овощное (фруктовое) бистро» и т. д.

Важно, чтобы в сюжетно-ролевой игре дети осваивали социальные отношения на привлекательном для современных дошкольников содержании, которое способствует развитию творческого воображения и положительно окрашенных отношений со сверстниками.

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА

Значение режиссерских игр. Организация режиссерских игр детей.

Режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова), это важнейший фактор социализации ребенка, одно из средств, способствующих интенсивному освоению способов общения со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра способствует освоению ребенком сюжетосложения как способа построения игровой деятельности.

В работе Е. Е. Кравцовой (1996) выделены важнейшие условия развития режиссерской игры детей начиная с младшего дошкольного возраста:

1. Насыщение предметной среды многофункциональными предметами, которые могут быть самыми разными в зависимости от ситуации: кубики (лучше без рисунка), коробочки, крупные пуговицы, пустые небьющиеся пузырьки, детали конструкторов, что способствует освоению ребенком умения неоднозначно воспринимать предметы окружающего материального мира. При этом лучше отказаться от предметов, имеющих прямое назначение.

2. Использование игровых заданий в совместной с ребенком режиссерской игре способствует развитию игровых умений, например:

— дать ребенку кубик и попросить «покатать машинку», погладить им как утюжком. Если задание вызывает трудности, надо выполнить его совместно с ребенком (взять его руки в свои). Необходимо сопровождать задание звуками — гудеть, шипеть;

— разгадать смысл картинок из детских книг — придумать к картинке простую сказку или историю;

— привлечь ребенка к завершению истории, которую показывает воспитатель; придумывание ребенком завязки истории для совместного показа со взрослым также способствует развитию воображения;

— в заданиях «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на прогулке», «Изобрази мультфильм» и прочих ребенок учится слышать рассказ партнера, держать в памяти линии сюжета, воображать. Воспитатель находится в позиции «зрителя», который просит ребенка пояснить те или иные действия, задает вопросы: «Что сказал?», «Куда пошел?», «Он плохой или хороший?», побуждая к ролевой и оценочной речи.

3. Создание каждому ребенку пространства для режиссерской игры, так называемых домиков — отгороженных со всех сторон укромных мест, с использованием ширм, платков, книжек-раскладушек на столе. Это может быть лист бумаги, настольный фланелеграф, коробки из-под обуви, оклеенные внутри бумагой, с вырезанными отверстиями разной формы.

Театрализованные игры

Значение театрализованных игр. Организация театрализованные игры детей

Театрализованная игра является эффективным средством социальноэмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности — игровой и художественной, что определяет ее «рубежный» характер (А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придает театрализованной игре характер импровизации. Исследования А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, О. В. Акуловой показали, что театрализованная игра как разновидность художественной деятельности предполагает необходимость работы по трем направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно-игровых умений и самостоятельная творческая деятельность детей. 

Характерная черта театрализованной игры — это ее ориентированность на зрителя. Театрализованная игра может выступать как игра-драматизация, в которой дети принимают на себя роли и разыгрывают литературный сюжет. В режиссерских театрализованных играх все роли передаются персонажам — игрушкам кукольного театра (перчаточного, би-ба-бо, настольного и пр.).

Работа по организации театрализованной игры завершается спектаклем и осуществляется поэтапно.

На первом этапе ведется работа по углублению художественного восприятия литературного текста в единстве его содержания, смыслового и эмоционального подтекста и средств языковой выразительности. Проводятся ознакомление детей с литературным текстом, беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, слушание и обсуждение аудиозаписей.

На втором этапе происходит развитие специальных игровых умений: умения предавать образы с помощью средств вербальной (интонационной, языковой) и невербальной выразительности. Основным методом реализации этой цели выступают образно-игровые этюды, направленные на развитие умения передавать характер героя, его эмоциональное состояние и собственное отношение к нему.

Третий этап направлен на формирование творческого начала ребенка в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер», «художник». Среди способов реализации задачи данного этапа возможно коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, моделирование костюмов или их элементов.

Игры с правилами

Особенности игр с правилами

В образовательном процессе детского сада используются следующие виды игр с правилами:

- игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото);

- игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);

- игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).

Виды правил:

1. Нормативные правила (моральная справедливость: «Играть надо честно») — формы жребия, очередность.

2. Собственно игровые правила (регламент действий участников).

3. Правила установления выигрыша («Тот, кто раньше всех... тот выигрывает», «Кто больше всех… тот выигрывает»).

Роль воспитателя в организации игр с правилами

Уже в 2,5–3 года дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «Добеги до флажка»), при этом воспитатель действует вместе с детьми.

На четвертом году жизни усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их), происходит разделение функций игроков (один догоняет — остальные убегают в играх «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль» и др.). В этом возрасте дети участвуют в играх по типу лото (аналог игр «на удачу») разного содержания, осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения заданных условий. Играя с детьми, воспитатель занимает позицию заинтересованного партнера и проводника.

На пятом году жизни у детей формируется представление о выигрыше. Наиболее подходящими для детей этого возраста становятся «игры на удачу» (лото, гусёк). Воспитатель участвует в таких играх как равноправный партнер, демонстрирующий заинтересованность в выигрыше, объясняет и повторяет правила по ходу игры (например, «Теперь первым ходит тот, кто выиграл»).

На шестом году жизни у детей формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов. Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото)

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

Воспитательная ценность игр с правилами

Игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения — контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999). В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью. 

Значение игр с правилами для обучения детей дошкольного возраста

Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например речевых. Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности  ребенка  - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Значение народной подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...