Задачи по математике, по ориентировки в пространстве
картотека

Анастасия Сергеевна Гаврилова

От второй младшей группы до подготовительной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_po_matematikiorientirovka_v_prostranstve.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи

Методическое решение ПЗ в ходе ООД по ФЭМП(Помораева, Позина)

Методическое решение ПЗ В режимных моментах

Методическое решение ПЗ в других видах ООД

Мониторинг

Вторая младшая группа (2-3 года)

Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества;

Игра Куклы «предлагают» детям поиграть.

Апрель занятие 2

Маша. На верхней полоске карточки выложите столько треугольников, сколько услышите звуков дудочки. На каждый звук положите один треугольник. Сколько звуков вы услышали? (Много.) Сколько треугольников вы положили? (Много.)

   Воспитатель. Сколько треугольников вы выложили? (Столько, сколько раз проиграла дудочка: один или много.)

   Даша. На нижней полоске карточки выложите столько квадратов, сколько услышите звуков дудочки. (Один звук.)

   Затем дети уравнивают количество треугольников и квадратов любым способом.

Игра «Сделай, как я»

Апрель занятие 4

Воспитатель выполняет различные движения и предлагает детям повторить их, затем просит выполнить действия по команде, переходя от одного вида движений к другому (прыгать, останавливаться, шагать), назвать, сколько движений сделали.(Один, много.)

Игра «дрессированная собака»

Март 3

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами попали на цирковое представление (игровое упражнение «Дрессированная собачка»). Поздоровайтесь с клоуном Клёпой и его весёлой собачкой Кнопкой (дети здороваются).

-Посмотрите внимательно, когда Клёпа начнёт «выкладывать» кружочки, то будет лаять его дрессированная собачка, а вы должны вслед за клоуном положить на карточки по одному кружочку.

-А теперь, ребята скажите, сколько кружочков вы положили? (ответ детей: один, много.)

Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель предлагает детям разложить на карточках картинки с изображением три поросёнка Предварительно напоминает правила раскладывания предметов.

Когда дети справятся с заданием, воспитатель выясняет: «Сколько кирпичиков было у первого поросёнка ? (Много.)  Из какого материала строил 2 поросёнок ? (соломы .) Сколько прутиков собрал 3 поросёнок ?» (Много.)

На лице - глаза, нос, рот и так далее)

Играя в паредети могут находить «ошибки» напарника, например чего не хватает в портрете (например, отсутствует нос, рот), что в портрете лишнее (например, усы у девочки),  угадать какое настроение у портрета, или же составлять смешные портреты. Так же возможен и такой вариант, когда один ребёнок создаёт портрет с определённым настроением, а второй должен попробовать изобразить это настроение на своём лице (желательно у зеркала).

Покажи и расскажи.

Дети на улице играют с мячиком.

Стоят в кругу и кидают друг другу мячик, ребёнок ловит мяч: его спрашивают, где нос, глаза, рот и т.д

Ребёнок который словил мячик показывает и рассказывает.

Игра «Доктор»

Воспитатель просит детей вылечить зайку.

Зайка жалуется на больной зубик. Воспитатель уточняет: Покажи где ротик.

Затем зайчик жалуется на больные глазки  

Дети показывают где находятся глаза и лечат, и тд

Воспитатель просит детей показать в зеркале свой носик, ротик, ушки и т.д

Младшая группа (3-4 года)

Обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше);(ФОП)

Игровое упражнение

« фигурный стол»

Январь занятие 1

Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

Игровое упражнение

« лево- право»

Апрель занятие 1

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам,

командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова:

«Мотоцикл проехал слева от нас».

Игровое упражнение

«зарядка»

Январь занятие2

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для

закрепления навыков ориентирования в пространстве.

Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую — вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок

вправо!» А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребёнком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т.д

«Далеко – близко».

Мишке снится, что он играет с шишками.

На полу – 2 корзины. Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей: далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одной шишке, бросают их в корзины и говорят, далеко или близко упала шишка.

Упражнение повторяется 3–4 раза.

Средняя группа ( 4-5 лет)

Способствует познанию пространственных отношений (вперед, назад, вниз, вперед, налево, направо,).(ФОП)

Февраль

Задание 4

 «Найди столько же».

По просьбе воспитателя в центр группы выходит ребенок и выполняет столько движений, сколько попросит взрослый (количество движений он сообщает шепотом, чтобы не слышали другие дети). Остальные дети находят и показывают карточки с таким же количеством кругов. При этом воспитатель предлагает ребятам обосновать свой выбор: «Сколько кругов на карточке? Какое число я назвала?»

Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз в центр группы выходит другой ребенок.

Апрель

Задание 4

Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре пря

Сентябрь

Задание 1

Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади

Воспитатель предлагает детям взять по одной бабочке и построиться по порядку в соответствии с образцом на карточке: желтая, красная, зеленая, желтая бабочки и т.д.

Старшая группа ( 5-6 лет)

Обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги. (ФОП)

«План зоопарка».

Октябрь занятие 4

Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке, и разложить круги на листе бумаги в ряд.

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»

Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

– красный круг в центре листа;

– зеленый круг в левом верхнем углу;

Игра «Строимся на зарядку».

Апрель занятие 4

Воспитатель предлагает детям взять по одной бабочке и построиться по порядку в соответствии с образцом на карточке: желтая, красная, зеленая, желтая бабочки и т.д.

Игровое упражнение «Где расположен предмет?».

Сентябрь занятие 5

Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания: «Определите, где находится шкаф (часы, доска, кукольный уголок…) относительно вас. Где находится доска относительно меня?» (Шкаф находится слева от вас.)

Упражнение может проводиться в виде соревнования между двумя командами, задания могут давать дети (ведущие) по образцу воспитателя.

У детей листы бумаги в крупную

клетку и цветные карандаши. Белоснежка просит детей украсить коврики для гномиков.

Воспитатель обращает внимание детей на доску, разлинованную в клетку, и спрашивает: «Что вы видите на доске?» (Линии, клеточки.)

Воспитатель цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: «Что образуют линии? (Клеточки.) Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов.) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек»

        Подготовительная группа (6-7 лет)

Педагог закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку.(ФОП)

«Где расположен предмет?».

Занятие 5

Сентябрь

Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания: «Определите, где находится шкаф (часы, доска, кукольный уголок…) относительно вас. Где находится доска относительно меня?» (Шкаф находится слева от вас.)

Упражнение может проводиться в виде соревнования между двумя командами, задания могут давать дети (ведущие) по образцу воспитателя.

Декабрь

Занятие 5

У детей тетради в клетку. Воспитатель обращает внимание на новое задание и спрашивает: «Сколько клеток пропущено от предыдущей работы и слева до начала рисунка?»

Затем выясняет: «Что изображено в клетке? В каких углах расположены точки? Сколько клеток пропущено между клетками с точками?»

«Запомни и выполни»

Сентябрь занятие 3

(слуховой диктант).

У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель уточняет название сторон и углов листа.

Затем дает детям задания:

1) вдоль верхней стороны листа нарисуйте прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

2) в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – желтым карандашом, в нижнем правом углу – зеленым карандашом);

3) посередине листа красным карандашом поставьте точку.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.

Воспитатель уточняет: «Что и где вы нарисовали?»

Дети называют детали, их цвет и месторасположение

Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринт, найти из него выход и прочертить его карандашом. В процессе выполнения задания дети комментируют свои действия и исправляют ошибки.

Дети, успешно справившиеся с заданием, получают звездочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие по математике, конструированию, ориентировке в пространстве в старшей группе

Освоение детьми счёта в пределах 10, воспроизведение конструкции предмета по схематическому её изображению в одной из плоскостных конструкций (вид спереди), ориентировка в окружающем пространстве ( вл...

Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...

Конспект занятия по математике..Тема: Ориентировка в пространстве.

Ориентировка в пространствеЦели:- упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;- развивать умение ориентироваться в пространстве;- закреплять название дней недели, ...

НОД по математике "Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости" 5-6 лет

ИНТЕГРИРОВАННАЯНЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Интегрируемые образовательные области – «Познание» «Коммуникация», «Социализация», «Чт...

Конспект итогового занятия по математике для детей 6–7 лет ДОУ «Состав числа 10, решение задач и ориентировка в пространстве»

Конспект итогового занятия по математике для детей 6–7 лет ДОУ «Состав числа 10, решение задач и ориентировка в пространстве» Цель: Определить следующие умения детей: называть с...

Технологическая карта по математике Тема: «Ориентировка в пространстве»

Технологическая карта по математикеТема: «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ»Возрастная группа : подготовительнаяФормы совместной деятельности: подгрупповаяФорма организа...