«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

В 2019г в Российской федерации был дан старт реализации Национального проекта «Образование», срок реализации 5 лет до 2024г. Основная цель повысить качество образования на всех ступенях образования включая и дошкольное. Сделать образование в Российской федерации конкурентно способным на мировом уровне.

В настоящее время в сфере образования понятие функциональной грамотности становятся наиболее обсуждаемым и актуальным.

Ведь именно в современном  образовании формируются  ключевые компетенций, умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют детям достигать результатов в проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы. На первый план выходит не накопление ребенком знаний, а способность работать с информацией, решать практические задачи, т.е. функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok_funktsionalnoy.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок функциональной

грамотности у детей дошкольного возраста»

В 2019г в Российской федерации был дан старт реализации Национального проекта «Образование», срок реализации 5 лет до 2024г. Основная цель повысить качество образования на всех ступенях образования включая и дошкольное. Сделать образование в Российской федерации конкурентно способным на мировом уровне.

В настоящее время в сфере образования понятие функциональной грамотности становятся наиболее обсуждаемым и актуальным.

Ведь именно в современном образовании формируются ключевые компетенций, умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют детям достигать результатов в проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы. На первый план выходит не накопление ребенком знаний, а способность работать с информацией, решать практические задачи, т.е. функциональная грамотность.

Еще известный психолог Алексей Леонтьев говорил, что функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основные признаки функционально грамотной личности - это самостоятельность, познавательный интерес, коммуникативность, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:

– готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

– способностью строить социальные отношения;

– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Нужно помнить, что владение человеком совокупностью различных видов функциональной грамотности должно обеспечить ему готовность к решению проблем и задач, с которыми он будет сталкиваться в повседневной жизни.

Задача воспитателя помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Базовые навыки дошкольников при формировании функциональной грамотности:

#1063;итательская грамотность

#1052;атематическая грамотность

#1045;стественнонаучная грамотность

#1050;омпьютерная грамотность (применение информационно – коммуникативных технологий)

#1060;инансовая грамотность

#1056;азвитие креативного мышления

#1043;лобальная грамотность

#1063;итательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

∙ пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

∙ активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Обновленные и традиционные формы работы

Традиционные:

Литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки.

Обновленные:

Тематический клубный час, интервьюирование, литературная копилка, поэтическая акция, он-лайн собрания для родителей, литературный брейн-ринг для педагогов

Математическая грамотность. Математическая грамотность играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Способность усваивать свойства и отношения объектов, цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. Методы и приемы формирования математической грамотности.

Методы:

– практический

– моделирование

-метод решения логических задач

– эксперименты и опыты

– метод вопроса

– элементарный анализ (синтез, сравнение)

– игровой

Приемы:

– показ способа действия в сочетании с объяснением (измерение отрезка с помощью условной мерки)

– инструкция для выполнения заданий (сравнение чисел, классификация по цвету и форме)

– словесный прием в ходе практической деятельности.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы. Формирование естественнонаучных представлений закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания (знания о законах природы, доступные пониманию детей).

По средствам естественнонаучной грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, эвристическое мышление, интерес к поисковой деятельности.

Методы: проблемно-поисковые вопросы и детское проектирование.

Компьютерная грамотность – это взаимодействию с ИКТ. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой формирование таких ценных личностных качеств, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность и в тоже время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Методы и приёмы:

∙ Интерактивного общения.

∙ Наглядный.

∙ Словесный.

∙ Объяснительно – демонстративный т.е. словесный+наглядный

∙ Практический (компьютерная игра, частично поисковый, компьютерная графика)

∙ Управление, экспериментирование.

∙ Проблемное изложение.

#1060;инансовая грамотность – формирование полезных привычек в сфере финансов, позволяет детям приобретать финансовую самостоятельность, а так же финансовую безопасность и благополучия на протяжении жизни. Методы и приемы:

∙ словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания);

∙ наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств);

∙ практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество).

Формирование финансовой культуры дошкольников осуществляется через: – сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетно-дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают игры и развлечения, когда взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи;

– познавательные занятия;

– коммуникативные занятия

– беседы;

– проблемные ситуации;

– трудовая деятельность;

– экскурсии позволяют знакомить детей с людьми разных профессий: – беседы с целью выявления уровня усвоения детьми, представленного материала; – чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;

– логические задачи, решение и составление кроссвордов, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.

#1056;азвитие креативного мышления – креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

Как научить ребенка мыслить нестандартно?

- Технологии:

– ТРИЗ (метод маленьких человечков, системный анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, морфологический ящик, системный оператор и т.д.)

– квест – технология

– игровая, включающая игры и упражнения для развития креативности («игра в ассоциации», «да или нет», «креативность»,

#1043;лобальная грамотность – в чем педагоги могут ее формировать.

#1043;лобальные проблемы (права человека)

#1047;нания и понимание межкультурного различия и взаимопониманий (семья, традиции и обычаи, культура)

#1055;рава ребенка

#1063;еловек и природа (природа – ребенок – семья)

#1047;доровье – как ценность (полезные привычки, здоровый образ жизни) #1050;ультура и традиции (дружеские отношения к разным национальностям) #1057;емья (осознание любви, верности, степень важности семьи)

Методы и приемы:

– Словесные (беседы, вопросы)

– Практические (опыты, моделирование)

– Игровые (дидактические игры, игры – соревнования, игры – ситуации) – Наглядные (наблюдения, показ образца)

Нетрадиционные: – Интерактивная игра.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей. Во ФГОС ДО говорится о том, что содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

В заключение хочется подчеркнуть, что функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. И чтобы воспитать человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей, необходимо закладывать основы функциональной грамотности уже на этапе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...