ИГРОВОЙ ПРАКТТИКУМ
методическая разработка
Игровой практикум для педагогв на тему Флексагоны как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой практикум для педагогов
«Флексагоны как средство математического развития дошкольников»
- Здравствуйте Да, я не с пустыми руками. Сегодня мне в помощь волшебная коробочка, - с различным набором материалов на определенную тему, которая поможет любому педагогу, в любой образовательной области изучить и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме.
В процессе практики с воспитанниками я заметила, что на фоне
современных компьютерных игр классические методы и приемы преподнесения материала не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Поэтому нужны более инновационные средства для
поддержания интереса к образовательной деятельности.
- А вот теперь я открываю наш волшебную коробочку, а у меня здесь…/ответы педагогов/...ФЛЕКСАГОН...
- Да, Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, меня заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались как головоломки и средство для математического потенциала детей.
Цели и задачи нашего игрового практикума вы можете видеть на экране.
Цель: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активногоь педагогического общения.
Задачи:
создать творческую атмосферу;
познакомить с технологией флексагонов, внедрению игр с флексагонами.
Первый флексагон был открыт случайно в 1939 г английским студентом Артуром Стоуном
Флексагон -это гнущийся многоугольник- одна из простейших иатематических абстракций, который имеет многоплановый развивающий характер. В его основе лежат сенсорные эталоны, формы. При правильной сборке флексагон содержит скрытые поверхности. Флексагоны относятся к технологии пространственного моделирования на базе оригами. Эта группа технологий весьма привлекательна тем, что состоит в неограниченных комбинаторных возможностях обычного листа бумаги.
В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей.
Классическое оригами не допускает разрезов, склеиваний. Тем не менее, на основе простого складывания, минимального склеивания и разрезания можно смоделировать интересные и полезные математические «игрушки» – флексагоны.
Не зря японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
Осуществляя работу с дошкольниками с использованием флексагонов, важно учитывать специфику интеллектуального развития детей.
Флексагоны:
Экономичны (на изготовление 1 штуки расходуется 1 лист формата А4) не слишком сложны в изготовлении (для самого простого нужны только ножницы бумага и клей)
Ярки и красочны;
Доступны в применении (при небольшой помощи взрослого по готовой развертке плоскостной флексагон может собрать даже ребенок дошкольного возраста, а более сложный можно поручить для изготовления совместно ребенку с родителями);
Динамичны, занимательны и непресказуемы (ребенок не знает какая грань флексагона откроется далее при его вращении;
Флексагоны интегрируют в различные виды деятельности: речевую, познавательную,двигатнельную.
Многоплановы в применении - позволяют решать практически неограниченное количество образовательных задач;
Мобильны в применении (простой флесагон можно сложить и испоьзовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни на отдыхе,в петишествии).
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
Начиная занятие по знакомству с флексагоном, советую параллельно закреплять у детей различение цветов, их оттенков, т. к.(образец) цветногофлексагона
Для младших дошкольников флексагоны могут при правильной сборке составлять какой - либо предмет, соответствующей цвету фона (помидор, клубника, и т. д.). на прммере флексагон времена года. или про бабочку. Собрать силуэт предмета можно одним способом, получить однотонную сторону – двумя. Поэтому когда ребенок действует с флексагоном, он невольно усложняет себе познавательную задачу, что стимулирует развитие моторики, мышления и получения положительного эмоционального заряда.
Такие флексагоны могут применяться педагогами как в образовательной деятельности по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром, формированию математических представлений, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе, и в проектной деятельности, например проект насекомые, времена года. А также могут применяться флексагоны по определенной тематике например к празднику День космонавтики.
Старшим дошкольникам можно предложить собрать флексагоны по цвету. Например, каждая сторона флескагона может состоять их шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1-3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуется использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.
Следует обратить внимание на следующие аспекты использования флексагонов с дошкольниками на занятиях по математике.
- Как средство порядкового один два и количественного первый, второй счета. С помощью флексагонов можно знакомить детей с составом числа из единиц; отношениями «больше – меньше» и др; цифрами, учить составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для этого используются разнообразные раскраски сторон флексагона, учитывающие интересы детей конкретной группы.
- В разделе «Геометрические фигуры» - знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, четырехугольником как с классами фигур. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.
- Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». Можно с их помощью демонстрировать циферблат часов, удобно показывать сезонные явления, дни недели, месяцы.
Использование рассмотренных нами видов флексагонов как средство математического развития ребенка показало их эффективность для решения. При этом процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождается положительными эмоциями детей за счет вариантов «познавательной» раскраски флексагонов
Игра с флексагоном Время
Цели и задачи:
с помощью данного флексагона время:
- Закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 12.
- Дать представления о временных промежутках (минута, секунда)
- Активизировать знания о цикличности временных процессов; продолжать знакомить с циферблатом, с функциями часовых стрелок
Ход игры
Здесь мы можем на одной из сторон флексагона мы видим циферблат, как може работать с данной стороной: навык прямого и обратного счета в пределах 12, что такое минута, секунда час, что больше и что меньше из данных понятий.
Задать вопрос.
Выворачиваем флексагон на себя1 оборот перед вами циферблаты 6 часов, на них уже отмечено время. Ваша задача, в течении минуты запомнить какое время указано на каждом из них. 1 минута)
Теперь выворачиваем флексагон от себя т. е врзвращаем в исходное положение. Переврните флексагон на противоположную сторону от основного циферблата, перед вами часы без указанного времени, теперь в течении 1 минуты, вы должны отметить время, то которое вы запомнили на предыдущей стороне.
Такие задания развивают память, мышление, моторику, внимание.
Игра Математиченские задачи: напомните какое сейчас время года (найдите его на флексагоне) с цифрами)
А сейчас поможем весне решить весенние задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение)
1.На ветке сидело 4 птички. Прилетела еще одна. Сколько стало птичек?
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда птица прилетела их стало больше или меньше? (больше). Какое действие будем выполнять? (прибавлять, складывать) Какой ответ в задаче?
(Всего стало 5 птичек) Ребенок выкладывает решение на доске.
2. На проталине выросло 7 подснежников.3 подснежника сорвали. Сколько подснежников осталось на проталине.
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда 3 подснежника сорвали их осталось больше или меньше? (меньше)Какое действие будем выполнять? (вычитать, отнимать) Ребенок выкладывает на доске решение задачи . Какой ответ в задаче? (Осталось 4 подснежника)
3.А теперь необычные задачи – на внимание.
С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега? (Утята. Цыплята плавать не умеют)
4.Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут).
Нужно внимательно слушать и правильно ответить на вопросы.
-На столе лежат 2 банана и 1 яблоко. Сколько овощей лежит на столе?
-У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
-Сколько ушей у 3 мышей?
-Сколько хвостов у 2 котов?
-Сколько домишек у 100 муравьишек?
-Сколько спинок у 3 свинок?
-Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
- Какой месяц лишний: март, декабрь, май
Теперь я вам предлагаю по последнему флексагону выбрать картинки, и составить задачу самостоятельно.
Такие задания помогают способствуют развитию логического мышления, речи, инициативности, криативности мышления.
Завершить нашу игру хочется словами: философы говорят , что жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них, уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашей игры. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

