Мастер-класс "Волшебные круги Луллия"
учебно-методический материал (старшая группа)

Олейник Вера Ивановна

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.

Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами) в совместной и самостоятельной деятельности.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное

задание);

2) упражнения на развитие воображения

(фантастическое задание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение         .п.1

средняя общеобразовательная школа № 2

 ( дошкольное отделение)

г. Хвалынска Саратовской области

Мастер-класс на тему:

«Волшебные круги Луллия»

Подготовила : воспитатель Олейник Вера Ивановна

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе игрового взаимодействия с кругами Луллия.

Ожидаемый результат:повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию методики кругов Луллия в работе с детьми.

Оборудование для педагогов: круги Луллия, картинки для игры «Рифмуй-ка»

Ход мастер- класса

2 –й слайд (фото кругов Луллия)

В своей работе я  использую Круги Луллия,  как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах.

Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 13 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду. 3-й слайд

Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира.

Задачи: обогащение словаря ребенка, расширение представлений о предметах, развитие  речи, познавательной активности  и интеллектуально-творческих способностей детей,    формирование навыков,   позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

4-й слайд  

Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: лист березы- клякса зеленого цвета. Лист березы бывает зеленого цвета. Листья у березы зелеными бывают только летом.

2-й тип«Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: лист березы – клякса черного цвета. Березовый листок бывает черным ночью.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

5-й слайд

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.

Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых

упражнений (индивидуально или с подгруппами) в совместной и самостоятельной деятельности.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное

задание);

2) упражнения на развитие воображения

(фантастическое задание).

6-й слайд

Этапы участия педагога в играх с «кругами»:

Воспитатель:

  •  непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
  • косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
  • осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
  • осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

7-й слайд

Какова технология изготовления?

На стержень нанизывается два, три  круга разного диаметра , сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов на них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира) круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалась бы несовместимые объекты. Из картинок в кругах можно собрать практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

Круги Луллия можно собрать из любого материала:  картон, пластинки, ДВП, ДСП, диски.

Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно использовать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми 5 – 6 лет берут два, три – четыре круга , 6-8 секторов на каждом.

В своей практике я использую пособие с тремя кругами по 8 секторов на каждом с липучками для сменных картинок, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр.

Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.

8-й слайд

Технологическая цепочка проведения игры:

1. На всех секторах круга раскладываются картинки.

2. Ставится задача.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие

изображения на кругах оказались под стрелкой,

называют их.

4. На основе фантастического преобразования

составляют рассказ.

5. По итогам преобразования организуется

продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.)

9 слайд

Круги Луллия – это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем образовательным областям.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактическая игра «Цветик- семицветик»

Цель:побуждать детей сочинять и рассказывать сказочные истории; формировать умение фантазировать, внимательно слушать другого, решать возникшие проблемы. Вызвать желание помочь другому.

1-й круг нижний –картинки с изображением героев сказок (старуха у разбитого корыта, царевна-лягушка, красная шапочка, буратино, дюймовочка, золушка, крокодил Гена, муха- цокотуха)

2-й круг средний –картинки   с изображением предметов исполнения желаний и видов помощи (конфеты, золото, радуга, космос, звезда, игрушки, волшебная палочка, необитаемый остров)

3-й круг  верхний- цветик- семицветик.

1 –й вариант

Задание: найди на нижнем круге сказочного героя, которому тебе хочется помочь. Соедини с картинкой на среднем круге с помощью чего бы ты ему помог . Расскажи , как это ему поможет.

2 –й вариант

Задание: какое желание ты бы загадал для сказочного героя, найди картинку на среднем круге и соедини с картинкой на нижнем круге.

10-й слайд

Образовательная область «Познавательное развитие»

Дидактическая игра: «Чей малыш?» младшая, средняя группа

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка. Нужно объяснить необычное сочетание.

        

Дидактическая игра: «Посчитай-ка»

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять в умении соотносить цифру и количество предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Задание: 

Рассмотри на нижнем круге предметы, посчитай  их. На среднем круге найди такое же количество кругов. А  на верхнем круге найди цифру , обозначающую количество предметов и кругов. Назови ее.

11-й слайд

Образовательная область «Речевое развитие»

Дидактическая игра «Рифмуй-ка»

Цель:развитие речевого слуха, словотворчества. Формировать умения  подбирать слова близкие по звучанию.

1-й, 2-й, 3-й круги  –картинки с изображением предметов(1 круг-свечка, коса, мишка, грач, жучок, баран, мешок, будка;  2 круг-печка, коза, шишка, врач, крючок, банан, горшок, дудка; 3 круг-колечко, глаза, крышка, скрипач, сачок, диван, ремешок, утка)

Задание: совместить картинки, близкие по рифме.

Дидактическая игра  «Расскажи сказку»

Цель: формировать умение внимательно слушать другого, искать пути  решения  проблемы.

1 вариант. На нижнем круге располагаются герои сказок, на среднем круге-картинки самой сказки, на верхнем круге- предметы этих сказок(например: золотой ключик, стрела и т.д.)

Задание: раскручивая круги дети находят реальное совпадение сюжетных картинок сказки, вспоминают её название, главных героев. Можно предложить рассказать сказку .

2 вариант «Придумай фантастическую сказку». 

Задание : можно раскрутить сразу оба кольца нижний и средний ( а можно по очереди )- объединение случайных объектов служит основой для фантазирования.

Раскрутить верхний круг, при совпадении в окошечке с двумя другими , предложить придумать , как этот предмет может помочь ему.

12 слайд

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Дидактическая игра «Найди  узор»

Цель: формировать умения составлять декоративные композиции, подбирая соответствующие элементы.

Картинки элементов узора (верхний круг), картинки предметов народного творчества(средний круг), картинки узора (нижний круг).

Задание: необходимо так подобрать элементы узора на верхнем и среднем круге, чтобы получился узор с нижнего круга.

Вариант игры:

- совместить элементы  узора на нижнем и среднем кругах, на верхнем  круге  подобрать  способы рисования ;

13 слайд

Образовательная область «Физическое развитие»

Дидактическая игра «Виды спорта»

Цель: формировать знания о видах спорта и о спортивном инвентаре.

Вариант игры №1

Задание: найди вид спорта, подбери к нему то место, где можно этим спортом заниматься; какое снаряжение нужно для этого вида спорта.

1-й круг нижний –картинки с изображением видов спорта(хоккей; спортивная гимнастика ; футбол; баскетбол; бокс, биатлон, плавание, теннис)

2-й круг средний–картинки   с изображением того места, где может проходить данный вид спорта(лед, трава, бассейн, спортзал, снег, теннисный корт, боксерский ринг)

3-й круг верхний -картинки со спортивным снаряжением.

Вариант игры №2

Задание: соотнеси картинки «Кто из спортсменов каким видом спорта занимается»

1-й круг – картинки со спортивным снаряжением

2-й круг – картинки с фотографиями спортсменов

Таким образом, мы можем сделать вывод , что методика круги Луллия соответствует стандарту дошкольного образования и вполне успешно может применяться в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

Дорогие, коллеги, оправдались ли ваши ожидания?

Рефлексия: сделайте хлопок в ладоши те педагоги, которые не совсем удовлетворены мастер- классом.

Помашите и улыбнитесь те педагоги, которым понравился мастер- класс.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности использования кругов Луллия с детьми".

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название  «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...

Презентация "Самое ценное на Земле" (пособие по изготовлению игры "Круги Луллия"

Слайд №1: Необычайно сложен окружающий нас мир. Мы живём на красивейшей из планет, планете Земля. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Слайд №2: Кто мы на этой пла...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...

Дидактическая игра «Круги Луллия»

Дидактическая игра «Круги Луллия»Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учрежден...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)

Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...