Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
консультация

Матюкова Татьяна Евгеньевна

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует прямая зависимость между использованием в процессе обучения и воспитания устного народного творчества в развитии речи детей. Велико значение русских народных сказок, шуток, потешек, пословиц, прибауток для пробуждения любви к родному языку, для нравственного и художественного воспитания детей. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важных разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует прямая зависимость между использованием в процессе обучения и воспитания устного народного творчества в развитии речи детей. Велико значение русских народных сказок, шуток, потешек, пословиц, прибауток для пробуждения любви к родному языку, для нравственного и художественного воспитания детей. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важных разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка.

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке вопроса развития речи детей раннего возраста, средствами разнообразных форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Ведущим компонентом народной культуры является - фольклор. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку - рябу, козу-дерезу, репку. По словам А. П. Усовой: «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.

Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро - быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития, одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Не устойчив еще и голос младших дошкольников, некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие – крикливо.
Использование устного народного творчества следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие- звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём приоритет использования фольклорных форм. Расширяя понимаемую речь ребёнка, формируется активный словарь во взаимодействии со взрослым. Эта речевая активность возникает только в том случае, если взрослый сумеет заинтересовать своих детей. Обращается внимание на выработку у ребёнка чувства сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, заражает детей своим настроением. Мы предлагаем детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, погладить петушка. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и другие формы устного народного творчества весьма динамичны - каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность использование фольклора с самыми маленькими. Вот почему методика развития речи предусматривает обратную связь с детьми.
В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Деятельность носит интегрированный характер. Малыши слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течение недели детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их. Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать потешку, песенку, пестушку и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем, веселую потешку... А затем использовать ее во время сюжетных игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Таким образом, используются все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработка четкого произношения слов закрепляется в процессе повторения чистоговорок, заучивания потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Предлагаемые для заучивания стишки и потешки используются не только для обучения детей четкому произношению отрабатываемых звуков в словах и фразах, но и, учитывая их содержание, в качестве упражнений для правильного использования интонационных средств выразительности. В процессе разучивания с ребенком потешек, стишков необходимо показать пример выразительного их чтения. Ребенка просят воспроизводить их так же. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, дети учатся правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют также загадки. Развитие голосового аппарата осуществляется при помощи игровых упражнений, когда ребенку предлагается произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, при чтении считалок, потешек то громко, то тихо. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи предлагаются строчки из стихотворения с различной скоростью. Таким образом, организуя развлечения для детей, активизируется в речи детей различные формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи. Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
В процессе использования устного народного творчества в речевой работе у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи потешки, колыбельные песни, стишки, считалки, скороговорки.

Уровень речевого развития детей раннего возраста повышается, если малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное  влияние на развитие и обогащения речи ребенка...

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

В данной консультации говорится о том, каким образом устное народное творчество оказывает влияние на развитие речи у детей....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Для повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного н...