Консультация "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать себя как личность. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. В этом возрасте ярко проявляется желание делать все по-своему. Присутствует потребность отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Родителям важно с терпением и пониманием относиться к указанным проявлениям ребенка. Помните, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: игровые действия с игрушками и предметами-заместителями. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.
Итак, детям 4 года жизни свойственны:
· потребность в самостоятельности;
· увлеченность игрой;
· любознательность;
· общение со сверстниками.
ИГРЫ И ИГРУШКИ.
Чтобы снизить напряжение во время кризиса, да и для общего развития, необходимо чаще заниматься с ним той деятельностью, которая приносит ему удовольствие - это в первую очередь игра. Игра развивает изобретательность, воображение, творческие способности и дает возможность проявлять фантазию. В игре ребенок выражает свои эмоции, переживания, знакомится с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу — играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу. Организовать игру с ребенком очень просто. Для этого можно использовать и готовые развивающие игрушки или специальные пособия, а можно использовать для игр с малышом все, что есть под рукой.
Так какие же игры и игрушки подойдут ребенку 3-4 лет?
- Это в первую очередь игры на развитие мелкой моторики пальцев рук: различные шнуровки, мозаики, пазлы, бусинки. Хорошо развивает пальчики рисование карандашами, красками, вырезание ножницами, лепка из пластилина. Можно использовать и подручные средства: крупы, прищепки, пуговицы, спички, камушки, скорлупки от орехов и многое другое.
Предложите ребенку рассмотреть их, потрогать, покатать, помять, погладить, понюхать, переложить или пересыпать из одной формы в другую, описать их внешний вид, положить в мешочек и определить на ощупь, что там, построить несложные фигурки и т.д.
- !!!!! Вы можете создать дома маленькую песочницу с белым песком (манкой), ведь малыши очень любят игры не только с песком, но и с любым сыпучим материалом. Можно насыпать манку или песок горкой или разгладить. По песочку проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок - это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется - это зрительно завораживает. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает активизировать работу обоих полушарий головного мозга. В песок можно спрятать предметы и предложить ребенку на ощупь отгадать, какой предмет или игрушка спрятались в песочке. Все эти действия связаны с нашими пальцами и тактильными ощущениями, а через тактильное восприятие, чувствительность рук, с помощью органов чувств, ребенок осваивает окружающий мир. Если же в детском возрасте не тренировать мелкую моторику и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание, к тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.
- Для формирования у детей 3-4 лет сенсорных эталонов, т.е. умения ориентироваться на форму предмета, его цвет,
величину, целостность, можно использовать различные пирамидки, мисочки, матрешки, кубы с прорезями, вкладыши и т.д. Все эти игрушки способствуют развитию у детей познавательных и творческих задатков, а также основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.
- Большое влияние на развитие мышления оказывают настольно-печатные игры по возрасту детей: собери фигуры, назови цвета, учимся сравнивать, половинки, чей малыш и т.д.
- Для возбуждения интереса к исследовательской деятельности с ребенком дома можно поиграть в игры с водой, ведь вода обладает особой притягательной силой. Теплая - расслабляет и успокаивает, прохладная - закаливает. Хорошо в воду при купании добавить отвары трав (валерианы, мелиссы, ромашки). В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Пусть ребенок поэкспериментирует с предметами, которые плавают и тонут в воде, подбирает походящие по размеру к флакончикам крышечки, подберет игрушку, которая поместится в мыльнице, сравнит - куда больше можно набрать воды, поиграет с мыльными пузырями. Все это способствует развитию не только познавательных способностей вашего ребенка, но и его воображению.
Одним словом, чем больше внимания Вы оказываете ребёнку, тем легче ему будет знакомиться с окружающим миром, интеллектуально развиваться и, в конечном итоге, адаптироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
