Статья "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду" (из опыта работы воспитателя старшей группы)
статья
Одним из современных средств обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий его мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Отто Анна Валерьевна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №19
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Изменения, которые происходят на нашей планете, а также в обществе, требуют от человека нового мышления, новых компетенций. По мнению Е. В. Бондаревской предполагается, что дошкольное образование должно ориентироваться на идеал "человека культуры". Сегодня в практике и науке интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника как "саморазвивающуюся систему", в соответствии с которым все усилия взрослого должны быть направлены на создание условий на самодеятельность детей и для его саморазвития.
Одним из современных средств обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий его мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность, или метод проектов, предполагает деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, практических, исследовательских задач по любому направлению содержания образования.
В своей работе именно с детьми старшего дошкольного возраста я активно использую проектную деятельность, так как у детей данного возраста уже более устойчивое внимание, наблюдательность, дети способны к началу анализа, синтеза, самооценке, а также стремятся к совместной деятельности, к разностороннему общению.
Данный метод дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, позволяет объединять различные образовательные области, что повышает уровень образовательного процесса.
Старший дошкольный возраст позволяет в своей практике использовать мне различные типы проектов: по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские), по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). По составу участников чаще всего я использую групповую форму проекта, внутри своей возрастной группы. В ходе реализации проекта организацию групповой работы детей я строю по принципу - "воспитатель - дети - родители". В ходе совместной деятельности ребята учатся сотрудничеству, умению действовать в команде, взаимопомощи, что способствует развитию коммуникативных способностей, сплочению детей в группе, толерантности, оптимизации детско-родительских отношений.
Целью всех проектов я ставлю развитие творческой личности.
Задачами для детей старшего дошкольного возраста являются развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения, развитие навыков коммуникативного общения.
Степень самостоятельности детей в подготовке, участии проекта зависит от возрастных, индивидуальных особенностей детей, от сложности выбранной темы, от взаимоотношений в группе.
Поэтому при организации групповой работы детей в ходе выполнения проекта, я учитываю возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей, их интересы и возможности, учитываю участие каждого ребенка в проекте.
Групповая форма работы над проектом имеет свои положительные стороны:
- повышается у детей уровень развития познавательной деятельности;
- каждый ребенок понимает свою важность и необходимость в коллективе;
- групповая форма способствует положительной психологической обстановке в группе.
Но, к сожалению, при организации групповой работы над проектом возникают и трудности. Дети не всегда могут самостоятельно определить тему, выбрать проблему и пути ее решения, так как у них порой отсутствует необходимый для этого жизненный опыт. Также в группе имеются дети, которые хотят работать в одиночестве, что создает дополнительные сложности. Поэтому проектная деятельность является в первую очередь сотрудничеством между детьми и воспитателями, а также родителями.
В ходе реализации проекта ведущая роль отводится воспитателю. Работа над проектом проходит в несколько этапов.
На первом этапе, учитывая интересы и потребности детей, я определяю проблему, которую дети хотят осветить, и формулирую тему. Для меня, в первую очередь, главное поставить проблему так, чтобы дети захотели ее решить, у детей возник интерес к поиску решения данной проблемы.
Следующим этапом проекта является постановка цели и задач. Я строю план работы по достижению цели, где учитываю все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, поисково-исследовательскую, продуктивную а также совместную работу детей с родителями. На данном этапе я обеспечиваю условия для независимой деятельности детей. Оказываю помощь в объединении детей в группы, распределяю роли между детьми (кто за что отвечает). Обсуждаем к кому можно обратиться за помощью по достижению цели, где можно найти информацию, какое оборудование и принадлежности использовать. Дети, в свою очередь, также помогают распределять обязанности и ответственность, выбирают формы и способы презентации своих результатов.
Третьим этапом проекта является практическая часть, в ходе которой проводятся НОД, игры, различные опыты, наблюдения и т. д., то есть все те мероприятия, которые необходимы для реализации поставленной цели. Реализация проекта осуществляется с использованием знакомых детям знаний в сочетании с новыми, что создает в детях уверенность в своих силах. В ходе практической деятельности у детей расширяются знания, кругозор. При возникновении потребности я даю детям подсказки, советы, отвечаю на их вопросы, выбираю для детей посильные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития, ненавязчиво помогаю добывать новые знания. Дети также при моем сопровождении осуществляют свою часть работы, исходя из распределенных обязанностей; задают вопросы, уточняют, отыскивают необходимую информацию, знания; участвуют в подготовке, оформлении презентации проекта. В ходе коллективного обсуждения дети учатся доказывать свою точку зрения, выслушивать других участников проекта.
В ходе реализации проекта у детей развиваются такие качества, как активность и самостоятельность, чувство ответственности.
Заключительным этапом проекта является презентация продукта своей деятельности. Результатами проектной деятельности могут быть плакаты, альбомы, книги, досуги, спектакли и др. Дети показывают осознание проблемы, какие пути были сделаны для ее разрешения, проводят самоанализ своих действий и результатов, учатся давать оценку действий своих товарищей. Я также даю оценку умениям, которые дети получили, их действиям, активности каждого участника. Для каждого ребенка нахожу способ, форму выражения одобрения. Для ребенка важна оценка взрослого, он должен видеть свою значимость и ощущать гордость за проделанную им работу, в следствии чего у ребенка повышается самооценка.
Таким образом, как показывает мой опыт работы, правильная организация групповой деятельности дошкольников в ходе проекта позволяет сделать детский коллектив более сплоченным, помогает детям стать решительными, ответственными и смелыми, увидеть и оценить ценность своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду ( из опыта работы воспитателя старшей группы)
Стремление к разностороннему общению,развитие логического и понятийного мышления....

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...