Поддержка и развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
статья

Статья характеризует понятия  самостоятельность и инициатива детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Показаны приемы развития этих характеристик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyat._st.dosh_.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка и развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте дети активно исследуют мир вокруг себя, учатся новым навыкам и стремятся делать все больше вещей самостоятельно. Этот период критически важен для формирования у детей чувства самостоятельности и уверенности в своих силах. Развивая эти качества, ребенок получает необходимый фундамент для успешной адаптации в обществе и формирования личностных качеств.
В в Концепции модернизации российского образования, в Законе Российской Федерации Об образовании и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного ответственного человека готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом определены такие качества дошкольника как: способность самостоятельно действовать управлять своими эмоциями и действиями; планировать свои действия по достижению поставленной цели; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

 Исследования ученых доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, ответственности, творчества. Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А., Запорожец А.В. объясняют это тем, что в период дошкольного возраста ребенок, с одной стороны, отделяет себя от других людей, осознает собственные возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. А с другой, желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, что является особенностями стиля поведения. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли - важный момент в развитии, саморегуляции.

   В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

   Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам).

Самостоятельность проявляется:

- в создании сюжетов и организации совместных игр;

- в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов);

- в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей;

- направленность на решение познавательных задач;

- самостоятельного ребенка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста  будет осуществляться наиболее успешно, если: 

- Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

- Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

- Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.

Главными принципами педагогического руководства свободной деятельностью детей можно считать:

Принцип свободы выбора старшим дошкольником разработанной общественно-полезной деятельности во вне учебных занятий. Реализации этого принципа способствует развивающая среда в группе и других территориях детского сада, и вне него.

Принцип сотрудничества воспитателя и старшего дошкольника в процессе выбора и организации ребенком разнообразной свободной деятельности. Он предполагает, что в процессе воспитания самостоятельности имеется два субъекта, не один, как в традиционной педагогике и оба этих субъекта (воспитатель и старший дошкольник) действуют вместе, являются партнерами, составляют союз более старшего и опытного с менее опытными. Это сотрудничество реализуется в совместной деятельности, принимая формы, то сотрудничества, то соучастие, то сопереживание, то сотворчество, то соуправление.

Принцип системности. Включает следующие основные положения:

Усвоение детьми понятий, умений, навыков самостоятельности в организации детской деятельности зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педагога, его творчество и мастерство обеспечивает глубокое и систематическое усвоение детьми понятия «самостоятельность», «цель», «план работы» и другие в соответствии с возрастными возможностями детей.

Принцип доступности. Этот принцип основывается на умение педагога соотнести предлагаемые детям знания и умения с уровнем их развития, с тем личным опытом, которым они владеют. Если такие связи установить не удается, знания считаются недоступными.

Принцип создания условий для достижения успеха. Именно этот принцип дает дальнейшее развитие инициативы и самостоятельности в организации свободной деятельности старших дошкольников. Активизация «самостоятельной» деятельности детей (показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям ранее наблюдаемого объекта или явления, рекомендует приемы и способы работы). Важным условием активизации самостоятельности ребенка является поощрение в сочетании с пояснением его достижений и ошибок. Поощрять необходимо любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной.

Принцип ориентации на развитие личности, учет ее возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности психического и физического развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Важным условием осуществления индивидуального подхода к детям является единство требований детского сада и родителей. Воспитанию самостоятельности способствует выполнение детьми разовых и постоянных, посильных поручений.

Принцип интеграции воспитательных усилий, то есть объединение усилий воспитателя, родителей и других педагогов по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Формирование самостоятельности, инициативности и активности через определенные виды деятельности дошкольника.

В настоящее время виды детской деятельности обозначают:

- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);

- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- Двигательная (овладение основными движениями);

- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- Восприятие художественной литературы и фольклора;

- Конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал).

   Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Интересные и действенные приемы воспитателей в развитии самостоятельности и инициативы старших дошкольников:

-«Ритуал планирования самостоятельной деятельности» направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий Это помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.

-Прием «Три варианта». Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.

Для поддержания инициативы дошкольников необходимо:

1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным

признанием его усилий и указанием возможных путей и способов

совершенствования продукта деятельности;

2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов

исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,

обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить

его добиваться таких же результатов сверстников;

5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

6. создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов

детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста требует терпения и постоянства со стороны взрослых. Поддерживая ребенка и поощряя его стремление к самостоятельности, мы поможете ему приобрести важные жизненные навыки и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....

Краткосрочный проект "Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности....

Этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры...

Консультация для воспитателей «Использование современных образовательных технологий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Данная консультация знакомит воспитателей со значением применения современных образовательных технологий в работе по речевому развитию детей, с авторскими технологиями учителя-логопеда. Данный материа...

Обобщенный опыт работы по теме ««Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная зада...

Поддержка и развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Статья характеризует понятия  самостоятельность и инициатива детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Показаны приемы развития этих характеристик...