Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Панурьева Алена Леонидовна

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт работы воспитателя

Панурьевой Алены Леодиновны

Тема: ««Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

в различных видах деятельности»


Введение

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

В дошкольном возрасте  начинается этап становления личности. В этот   период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе.  А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?

Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. Ведь надо успеть сформировать многие умения и подготовить детей к школе. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть детки, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим деткам требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.

Все эти трудности встречаются и в нашей группе. Поэтому в данной работе нам хочется поделиться своим опытом по преодолению этих препятствий и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.

Цель нашей работы: поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. Создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в пяти образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической);
  2. Создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в системе непосредственно-образовательной деятельности;
  3. Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей;
  4. Создавать  предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы;
  5. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.

  1. Принципы работы  по поддержке инициативы у детей старшего дошкольного возраста

        Работая по образовательной программе нашего детского сада и учитывая примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Развитие» Л.А.Венгера, мы в своей работе придерживаемся ряда принципов:

  1. Принципа обогащения детского развития;
  2.  Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы;
  3. Принцип сотрудничества детей и взрослого;
  4. Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
  5. Принцип интеграции образовательных областей;
  6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

  1. Поддержка детской инициативы по ФГОС ДО

В своей работе мы строго придерживаемся целевым ориентирам по ФГОС ДО.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Выделяется 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания и волевого усилия, коммуникативная, познавательная.

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

  • Творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление;
  • Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование), требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
  • Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи;
  • Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где временные, причинно-следственные и родо-видовые отношение.

В данной работе, мне бы хотелось поделиться своим опытом по поддержке этих видов детской инициативы в различных видах деятельности.

  1. Способы поддержки творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста

        Как уже говорилось выше творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление. В случае детей старшего дошкольного возраста, обратимся к способам поддержки детской инициативы в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – главный компонент социально-коммуникативной области. В ней ребенок «учится жить», познает жизнь взрослого, перерабатывает впечатления и знания, полученные из окружающего мира, усваивает правила в обществе, учиться общаться со сверстниками, развивая коммуникативные умения и т.д.  А главное сюжетно-ролевая игра – неиссякаемый источник творческой деятельности детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность и, конечно же, инициативность.

В игре главное процесс, а не результат. Именно от процесса ребенок получает удовольствие. Но удовольствие он получает только в том случае, если сюжет игры исходит из интересов ребенка, а не навязан ему кем-то.

Наши дети, как и любые другие, очень любят играть.  В старшем дошкольном возрасте они уже самостоятельно выбирают игру,  выбирают товарищей, предлагая им поиграть,  или товарищи проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры. Как правило, это происходит в процессе совместного обсуждения. Хорошо знакомые игры не требуют включения воспитателя, и мы отдаем всю инициативу и самостоятельность выбора детям.  

Но сюжетно-ролевые игры детей не должны сводиться только к больнице, магазину и парикмахерской. Мы частенько предлагаем детям поиграть во что-нибудь новенькое. Но, ни в коем случае не навязывая детям правила игры, а лишь предлагая идею. А дальше уже дело за воспитанниками…

Например, наша игра «Такси» началась так. Воспитатель вспомнила, как не давно была на рынке и накупила много продуктов, автобус был переполнен и пришлось вызвать службу такси. Водитель попался очень доброжелательный и рассказал несколько интересных историй о том, как он перевозил пассажиров: кто-то ехал с собакой, кто-то очень спешил, а кто-то забыл дома сумку, и пришлось возвращаться назад.

«А хотели бы вы поиграть в такси?» Некоторые дети согласились. Не все, но это их самостоятельное решение, их на тот момент привлекла другая деятельность. А тот, кто согласился, был полон инициативы и идей. Тут наша задача была лишь немного помочь детям определить роли, которые могут быть в игре: таксист, его сменщик, оператор,  пассажиры, историю которых придумывали сами исполнители этой роли. Так в нашей игре появились женщина с ребенком, направляющиеся в поликлинику; супергерой, супермашина, которого сломалась и он так спешил  оказать помощь, что заставлял водителя превысить скорость; и дама с собачкой (роль которой взяла на себя воспитатель). Игра получилась интересной: дети предлагали свои идеи, взаимодействовать в процессе игры, выбирали нужные атрибуты. В процессе к нам подключились еще два ребенка,  проявив инициативу к участию и предложив свои идеи. Мы с удовольствием удовлетворили их желание и приняли в игру (принимать желающих в игру – это наше правило, которое позволяет детям развивать свои коммуникативные навыки и открыто выражать свое желание, преодолев стеснение).

Поддержка детской инициативы воспитателем заключалась в предложении поиграть в новую игру и подсказать возможные роли, а далее предоставить развитие сюжета для детского творчества.

Таким образом, игровая деятельность детей пополняется разнообразными сюжетами и идеями (пожарные, почтальон, мастер маникюра, дрессировщик и т.д.).

Руководствуясь пособием для воспитателя «Организация сюжетной игры в детском саду» Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., мы используем такой способ игры как сюжетосложение. Этот способ предоставляет максимальную творческую активность и самостоятельность детям не только при выборе игры, распределению ролей и выбору атрибутов, а позволяет самостоятельно придумывать сюжет совершенно новой игры.

Мы предлагаем детям придумать новую игру, садимся с желающими в кружок и начинаем придумывать. Иногда приходится подать детям идею, например: «Жила-была одна девочка. Однажды она с мамой пошли гулять…», и здесь слово предоставляется детям. Каждый по очереди или без нее предлагает свои идеи для продолжения истории, дополняя друг друга. Воспитатель при этом старается быть как бы в стороне, принимая участие лишь в том случае, если история заходит в тупик, предлагая свою идею или задавая наводящий вопрос. Например, в поисках мамы девочка Оля подходит к большой реке и не знает как ее переплыть, потому что нет лодки. Включается воспитатель: «А может ей кто-то помочь?». И дети начинают предлагать свои идеи. Придумав сюжет для игры, распределяются роли, придумывают атрибуты, распределяются роли.

Так родились наши истории о девочке и волшебном шкафе, о большом потопе, о принцессе и ее смелом тигре, о большом драконе и многие другие (Сюжетосложение представлено в Приложении 1).

Каждый раз мы предоставляли детям самостоятельно придумывать историю, предлагать свои идеи, обсуждать их, не навязывая свой сюжет, а лишь при необходимости ненавязчиво предлагая свою идею для того, чтобы продолжить детское творчество.

Высоким показателем творчества и активности является истории придуманные детьми самостоятельно. Так наши мальчики самостоятельно придумали историю о двух неразрушимых крепостях. Выбрали и распределили солдатиков, построили две крепости, выбрали другие атрибуты.

В процессе игры возник спор о том, что у противника бронированная стена и все атаки противоположно стороны она отражает. Игра грозилась закончиться. Заметив это, мы попытались наладить обстановку, отметив, что у мальчиков очень интересная игра. У противника бронированная стена, а что бы было, если бы можно подъехать к стене на машине или попробовать атаковать с воздуха? Дети тут же схватились за машины и воздушный транспорт. Игра была продолжена.  В итоге крепости были не разрушены и объявили перерыв на прогулку, обед и сон.

В данной ситуации нашей задачей было поддержать детскую инициативу, похвалить за  интересно придуманную игру и помочь мальчикам разрешить конфликт, подсказав идею для возможного развития сюжета в условиях появившихся трудностей.

Придумывание и изготовление атрибутов к играм также очень инициативный, самостоятельный и творческий процесс. Мы предоставляем детям возможность самостоятельно искать нужные атрибуты из имеющихся в группе, придумывать им замену, при отсутствии нужной вещи, или изготавливать их самостоятельно. Наша задача при этом ненавязчиво предложить идею, если это необходимо и предоставить материал. Так из картона получаются отличные крылья для дракона и мечи,  из бумаги – корона или карта, из стульев и конструктора – транспорт, замки и крепости, из кусков ткани – плащи и платья. Активно используется уголок костюмов.

  1. Способы поддержки детской инициативы как целеполагания и волевого усилия

        Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование), требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

        Ну где же, как не в продуктивной деятельности детям проявить максимум инициативы, творчества и самостоятельности? Большинство детей с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации, конструируют. Они самостоятельно по своему желанию выбирают эти виды деятельности в свободное время, садятся группами или поодиночке. В процессе деятельности обсуждают сравнивают, дают друг другу советы. И вроде бы, со стороны воспитателя и не нужно никаких усилий для поддержки детской инициативы…

        В самостоятельной деятельности да, но в совместной деятельности, или во время проведения НОД, воспитателю просто необходимо давать детям пищу для размышления и творческого полета. Это нужно для поддержания мотивации детей в течение всей деятельности, развития творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, а также для возможности «ухода» от привычных красок, карандашей и бумаги.

        Казалось бы, где тут инициатива детей, если мы работаем по плану в соответствии с образовательной программой? По плану «Осенние дары», значит делаем аппликацию «Осенние дары», по плану «Птица в полете», значит рисуем птицу в полете, и ни шага в сторону.

        А почему бы детям самим не прийти к решению что рисовать или лепить, или строить в рамках заданной темы?

        В процессе нашей деятельности мы предлагаем детям самостоятельно выбрать то, что они будут творить, слегка подтолкнув их в нужное направление.

        Например, во время НОД по ИЗО перед нами стояла задача формировать умение детей рисовать лыжника в движении. Свое занятие мы начали с фразы: «Ребята, зимой так холодно…». И закончилось занятие вот такими результатами: дети не просто нарисовали лыжников, но нарисовали лыжников в разных костюмах, в разных позах (разгоняющегося, спокойно едущего, катящегося с горки и даже падающего), в разных погодных условиях. А главный результат – хорошее настроение и удовольствие детей от проделанной работы. Этого мы добились с помощью поддержки детской инициативы в процессе данной деятельности (Конспект НОД по ИЗО «Лыжник в движении» представлен в Приложении 2).

        Для развития детской инициативы, самостоятельности и коммуникативных умений (а именно умение предложить свой вариант, выслушать товарища, распределить обязанности и придти к общему решению) нам помогает работа в группах. Это достаточно сложно, так как часто приходится сталкиваться с возникающими в группах спорами или чрезмерной активностью лидеров группы, но научить детей работать самостоятельно в группах дает детям необходимые навыки для обучения в школе.

Мы делим детей на небольшие группы и ставим перед ними творческую задачу, например, надо нарисовать веселую картину (задачи могут быть одинаковые или разные для каждой подгруппы) или нарисовать сказку-загадку (т.е. изобразить сюжет любимой сказки, не называя саму сказку), или вылепить невиданного зверя.

        Дети должны самостоятельно обговорить сюжет рисунка или поделки, способы действия и необходимый материал,  распределить роли, договориться в возникающих спорах и представить свою работу. Здесь главными задачами воспитателя являются помощь в решении спорных вопросов. Если дети не могут решить спор самостоятельно, воспитатель должен  ненавязчиво  предложить возможные варианты выхода из ситуации или с помощью наводящих вопросов. А так же давать возможность действовать всем детям, так как очень часто возникают такие ситуации, при которых несколько активных детей делают работу, а остальные сидят без дела, либо делают по указу. (Наша работа в малых группах «Сказка о дружбе» представлена Приложении 3)

Или же можно поставить перед детьми еще более широкую задачу: предложить детям конкурс на лучший рисунок или поделку на тему «Зима» (Приложение 4) и т.д.

        Конспект конкурса «Зима-волшебница» представлен в приложении (Приложение 5).

        Таким же образом был проведен конкурс рисунков на тему «Этот день Победы» (Приложение 6)

Также мы активно стараемся поддержать детскую инициативу в процессе выполнения коллективных работ. Каждая коллективная работа обсуждается детьми, предполагается результат (его мы зарисовываем на доске), определяется материал и способ ее выполнения. По окончании работы готовая работа сравнивается с эскизом на доске.

Конспект и фото выполнения коллективной  работы на тему «Осень» представлены в приложении (Приложение 7).

  1. Способы поддержки коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста

        Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Развивать и поддерживать детскую инициативу можно с помощью коммуникативных игр. В данных играх дети самостоятельно выбирают себе пару или объединяются в группы, выбирают способы взаимодействия друг с другом в той или иной ситуации, учатся договариваться в спорных вопросах, выслушивать идеи товарищей  и предлагать свои варианты решения проблемы.

Коммуникативные игры наши дети очень любят. Это, во-первых, очень весело, а во-вторых, у детей есть возможность сделать по-своему, предложить свое решение, не боясь замечаний со стороны взрослого и не находясь в строгих рамках «правильно – не правильно». Мы часто проводим интересные досуги с включением коммуникативных игр, где стараемся занимать партнерскую позицию (Конспект совместной деятельности с применением коммуникативных игр «Волшебный эликсир» представлен в Приложении 8).

Главной нашей задачей в такой деятельности является следить за тем, чтобы действительно все дети смогли выразить свое мнение и проявить самостоятельность в принятии решения (предоставляя им слово «А ты как думаешь?» или «А ты что бы хотел?»), а также наталкивая детей на поиск возможного решения спорных вопросов, если таковые возникают.

В процессе коммуникативных игр дети тесно сотрудничают друг с другом, появляется теплая психологически-комфортная атмосфера. А также эти игры воспитывают желание помочь сверстнику или формируют чувство гордости к нему. Очень полезно включать в коммуникативные игры детей, не принимаемых в коллективе сверстников или замкнутых. Ведь в  игре все дети равны и у каждого есть свои уникальные особенности.

Формы проявления и поддержки детской инициативы в коммуникативных играх:

- дети самостоятельно по желанию распределяются в группы и дают ей название. Также группы могут формироваться по другому принципу: в соответствие с любимым цветом детей (например, предложить карточки нескольких цветов (в соответствие с количеством предполагаемых групп)) или в соответствие с предпочтением  и интересом ребенка (например, в правую сторону идут дети, которые любят лето, а в другую которые любят зиму) и т.д.;

- предоставление детьми возможности определить задачи и предполагаемый результат (что им нужно сделать и что бы они хотели получить по итогам игры);

- дети самостоятельно выбирают способ решения задачи (например, каким способом развеселить грустного товарища). Задача воспитателя предоставить необходимые материал и атрибуты и при необходимости ненавязчиво подтолкнуть детей к возможному решению проблемы;

- дети стараются самостоятельно договориться и найти компромисс в спорной ситуации. Задача воспитателя подтолкнуть детей к возможному варианту решения спорного вопроса.

        

  1. Поддержка познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста

        Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность.

Поддержка инициативы детей в экспериментировании.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Желание познавать, искать ответ заложено у них генетически. Особенно когда дело касается такого способа познания, как экспериментирование.

Наверное, в любой группе можно заметить, что при слове «эксперимент» или «опыт», дети уже находятся в состоянии повышенного интереса и полны желания участвовать в нем.

Проведение эксперимента всегда подразумевает уже имеющееся наличие у детей базовых знаний о том или ином явлении. Поэтому можно смело предоставить детям возможность порассуждать о том, как же можно получить тот или иной результат. Дети начинают рассуждать и делать логические умозаключения, исходя из имеющихся знаний. Например, зная о  том, что лед – это замерзшая вода, мы предоставляем возможность детям самим поразмыслить о том, как же сделать изо льда воду, и, конечно же, проверить все варианты на практике. Были такие варианты как расколоть лед. Расколоть лед? Пожалуйста. Дети раскалывают лед. Получилось? Нет. Какие еще варианты?... и д.т.

Также мы предоставляем детям возможность выбрать оборудования для проведения опыта, с объяснением своего выбора. Например, наша задача налить в узкое горлышко бутылки воду.  Мы предлагаем детям следующее оборудование: воронка, коктейльная трубочка, совочек. Дети выбирают нужный предмет и объясняют свой выбор (почему нужно наливать воду именно воронкой, а не трубочкой и не совочком). Выбранный предмет обязательно проверяется на практике. Таким же образом мы выбирали ящик для посадки лука: деревянный, пластмассовый или картонный. Для поддержания детской инициативы в данном случае воспитатель должен предоставить детям разнообразное количество материала и возможность самостоятельного выбора.

Проявить свою инициативу ребенок может и, обсудив назначение опыта и предположив будущий результат. Например, весной мы принесли детям веточки с почками и сказали, что нам так хотелось бы, чтобы эти веточки были зелеными, и спросили у ребят, нет ли среди них волшебников. На что дети нам ответили, что волшебников нет, но веточки можно поставить в воду. На наш вопрос «Зачем?», дети ответили, чтобы веточки не завяли. Основываясь на собственном опыте, некоторые дети сказали, что может быть, в вазе появятся новые листочки. Таким образом, ребята самостоятельно определили предполагаемый результат и способы действия для достижения этого результата. Веточки были поставлены в воду. Через некоторое время, когда из почек действительно показались листики, были слышны восклицания детей: «Ну, мы же говорили». Желаемый результат был получен. Дети сделали вывод о своей правоте.

Экспериментировать мы стараемся как можно чаще. С детьми мы даже построили практическую часть проекта «Как нам правильно питаться?» практически на одних экспериментах. Как результат – каталог экспериментов с вредной пищей.

Фото экспериментальной деятельности и каталог экспериментов с вредной пищей представлены в приложениях (Приложения 9,10).

        Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности.

Дети по своей природе любознательны, в процессе своего развития они задают множество вопросов, и хотят получить на эти вопросы ответы. Воспитателю очень важно удовлетворить каждый вопрос ребенка, чтобы в последствие этих вопросов возникало все больше и больше, и, следовательно, происходило развитие ребенка. Если же ребенок не находит отклика у взрослого и не поддерживается его инициатива узнать как можно больше, то со временем он перестанет обращаться к взрослому за помощью, а следовательно и проявлять инициативу к общению и познанию.

Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Также проект подразумевает большую практическую деятельность детей и творческий подход.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности, является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей.

Выбрав тему, заинтересовавшую детей, мы начинаем работу.

Например, однажды на завтрак в детском саду была каша. Во время приема пищи мы заметили, что не все дети съели кашу. Тогда мы спросили детей, что бы они хотели съесть сейчас. Ответы детей были такими: пиццу, чипсы, макароны с сосисками, Кока-Коллу, кофе, мармеладных червячков и т.д. К беседе подключились другие ребята, которые сказали, что это кушать вредно. Мы согласились с этим предположением. Во время обеда дети начали задавать вопросы по предложенным блюдам: а полезен ли борщ, а полезна ли картошка и чем? Таким образом, мы выявили проблему: не информированность детей о вредной и полезной пище.

        После этой беседы мы сели в кружок и обсудили, о чем будет наш проект – выбрали тему исследования. Тема: «Как нам правильно питаться?»

        Совместно мы определили цель и задачи: на наш вопрос «Зачем мы будем проводить наше исследование» последовал ответ: «Чтобы мы знали, что можно кушать, а что нельзя». На вопрос: «Как мы будем это узнавать?», дети ответили, что хотели бы знать про то, чем полезны овощи и фрукты, каши и суп и т.д.; и чем вредят нам чипсы и кока-колла.

        Далее мы задали вопрос о том, что же вы хотите, чтобы мы делали для получения этих знаний, дети ответили: «А давайте проводить эксперименты». Вот так получилось, что наш практический этап состояла практических из одних экспериментов. Надо сказать, что поддержав таким образом инициативу детей и удовлетворив их желание, мы получили заряд активности на протяжении всей проектной деятельности и один и тот же вопрос в конце дня: «А мы будем завтра проводить эксперименты?». Конечно же, будем.

        Закончив наш проект, мы провели рефлексию о том, что нам удалось, а что нет, и что бы детям хотелось сделать еще по данной теме.

        (Паспорта наших проектов с фото представлены в Приложении 11)

        Бывает так, что у ребенка бывают вопросы или явная заинтересованность в какой либо конкретной области. Прекрасным способом поддержать инициативу ребенка к познанию будет индивидуальный проект.

        Благодаря работе над индивидуальным проектом, ребенок не только получает ответы на свои вопросы по заинтересовавшей его теме, но и получает возможность рассказать о своих знаниях товарищам, презентуя  свой проект. Детям очень нравиться делиться своими знаниями с товарищами. Лучшим поощрением для ребенка является заинтересованность и удивление сверстников в теме проекта. Делясь своим опытом, ребенок развивает свои коммуникативные возможности, получает чувство удовлетворения в том, что его тема оказалась интересна и получила признание у товарищей, повышается авторитет ребенка и его самооценка.

        Таким образом, работа над индивидуальным проектом стимулирует дальнейший рост познавательной активности и проявление инициативы, а также является мотивацией для других детей узнать что-то интересное, удивительное и поделиться этим с товарищами.

        В настоящее время опыт работы с индивидуальными проектами не велик, но эта работа у нас в перспективе. Паспорт одного индивидуального проекта «Какие животные живут в Австралии?» представлен в приложении (Приложение 12).

        К планированию презентации проекта мы тоже стараемся максимально подключить детей. Например, к презентации одного проекта, мы решили сделать фото-отчет о проекте, который направлен на пропаганду здорового питания и отказа от вредных продуктов. Дети были авторами сюжета и постановщиками фото, а воспитатель – фотографом. А к презентации другого проекта дети придумали сказку, изготовили атрибуты из картона и бумаги и сделали театрализованное представление для средней группы.

Мы с детьми провели не один проект, и в процессе каждого следовали следующим способам поддержки детской инициативы:

- поддержка детской заинтересованности в той или иной теме. Дети не должны слышать в ответ на свой вопрос: «Это не интересно» или «Как вам не стыдно не знать это», а должны слышать: «Как хорошо, что вы спросили об этом», «Это очень важный и интересный вопрос», «Давайте разберемся в этом…»;

- совместное обсуждение целей и задач. Лучше всего это делать в кругу. Необходимо выслушать каждое предложение ребенка, записать все на бумагу, зачитать их перед детьми и обсудить то, как мы будем все это узнавать;

- поддержка желаний детей к выполнению тех или иных действий (совместное составление плана работы), так как дети предлагают те действия, которые им интересны;

- предоставление детям максимальной возможности самостоятельно выполнять практические действия (в частности проведение экспериментов, наблюдений, поиск информации из различных источников, которые в полной мере должны быть предоставлены детям воспитателем);

- проведение рефлексии по итогам проектной деятельности (очень важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, удалось ли им достичь поставленной цели);

- предоставление детям необходимого материала и оборудования в достаточном количестве.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда как условие поддержки детской инициативы

Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности, выбирая занятие по душе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка и в том числе развитию и поддержке детской инициативы.

Рассмотрим принципы организации предметно-пространственной среды по ФГОС ДО с позиции поддержки и развития детской инициативы. Среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной. В группе должны быть игрушки, оборудование, материалы, которые должны отвечать всем потребностям и удовлетворить все интересы детей. Если у ребенка возник какой-то интерес или ребенок проявляет желание что-либо сделать, то в группе он должен найти достаточно материала для удовлетворения своего интереса;
  • Трансформируемой. Ребенок должен иметь возможность использовать трансформируемую мебель, модули, ширмы и т.д., и  изменить их в зависимости от своих меняющихся интересов и ситуации;
  • Полифункциональной. Игрушки и материалы должны давать ребенку возможности использовать их в разных ситуациях и в разных играх также в зависимости от своих меняющихся интересов;
  • Доступной. Дети должны иметь доступ к нужным им в данный момент времени материалам, игрушка или оборудованию, тем  самым проявляя инициативу по их выбору;
  • Безопасной.

В нашей группе предметно-пространственная среда отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Конечно же среда безопасна, дети имеют свободный доступ к игрушкам, материалам и атрибутам. В нашей группе имеется большое количество разнообразных материалов, атрибутов, игр и игрушек для удовлетворения познавательных, игровых, коммуникативных потребностей детей. Эти атрибуты, игры и материалы дети используют в различных видах деятельности.

Очень интересно представлен в нашей группе принцип трансформируемости. В нашей группе есть универсальный уголок, который,  в зависимости от интересов детей, может раскладываться, передвигаться, трансформироваться. Здесь дети могут открыть финтес-центр на колесах, сделать универмаг различных товаров, посетить больницу, купить выписанные лекарства в аптеке, сходить в массажный кабинет. Также, натянув тканевую ширму, можно сделать театр и показать товарищам интересную сказку.  А если закрыть уголок и спрятаться туда, то можно уединиться и побыть немного одному (иногда, при плохом настроении детям это необходимо).  

Фото уголка представлены в приложении (Приложение 13)

  1. Взаимодействие с родителями по вопросам поддержки детской инициативы.

Уделять внимание поддержке и развитию детской инициативы, самостоятельности и творческого мышления должны не только воспитатели в детском саду, но и родители.

Форм работы с родителями по данной теме много: беседы, консультации, рекомендации, индивидуальные проекты детей при поддержке родителей и т.д.

В своей группе мы часто проводим конкурсы и выставки совместных творческих работ родителей и детей на различные темы. Рассказывая о своей работе в группе, ребенок с упоением рассказывает, что придумали они с мамой или с папой и о том, что именно он захотел сделать в этой работе.

Мы так же использовали такую форму работы с родителями, направленную на развитие и поддержку детской инициативы как изготовление индивидуальных лэпбуков.

В процессе совместной деятельности в группе мы показали детям лэпбук по экологии «Животные мира». Дети долго рассматривали картинки с животными с разных материков, играли в дидактические игры, интересовались  про особенности жизни и слушали интересные факты о животных. После просмотра мы рассказали детям о том, что лэпбуки могут быть на самые разные темы и спросили детей про что бы они хотели еще узнать при помощи лэпбука. Ответы были разными: еще про животных, транспорт, птицы, деревья, космос и т.д. Тогда мы спросили: «а смогли бы вы сделать такой лэпбук дома с родителями?»  

Дети с охотой отозвались на эту идею, и на следующий же день родители стали подходить к нам с вопросом об лэпбуках. Менее активным родителям мы сами предложили изготовить лэпбук на тему интересную ребенку. Многие родители спрашивали детей прямо в приемной о теме, которую бы хотел узнать и показать их ребенок. Некоторые обещали подумать дома.

Результат превзошел все наши ожидания. Наша группа стала пополняться различными лэпбуками на самые разные темы: транспорт, автомобили и их марки, космос, дикие и домашние животные, профессия художника, деревья, животные мира и т.д. Два лэпбука получились с одинаковой темой. Ну и что же! Дети интересуются одной темой. Во время самостоятельной деятельности в группе эти мальчики объединились и обменялись лэпбуками, находя общую и разную информацию, получая для себя еще более полные знания  по данной теме.

Каждый лэпбук, который принес ребенок с родителями,  в тот же день с интересом рассматривался в группе. Сам автор с удовольствием показывал, рассказывал и проводил игры из своего лэпбука.

В процессе всей этой работы. Мы не раз слышали фразу от детей, которые еще не принесли свою работу: «Я скажу маме, чтобы мы тоже сделали лэпбук про…», и наша среда продолжала пополняться.  (Приложение 14).

Заключение

Из опыта нашей работы мы можем сделать следующие выводы о способах развития и поддержки детской инициативы:

  1. Принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка;
  2. Давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли;
  3. Давать ребенку возможность сделать и попробовать самому и сделать соответствующие выводы (не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»);
  4. Позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению действия;
  5. Формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать);
  6. Предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы;
  7. Занимать позицию «партнера»;
  8. Вести работу с родителями по поддержке детской инициативы.

Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т.е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу.

К тому же такая деятельность позволяет ребенку соответствовать тем требованиям, необходимым ему в школе: быть самостоятельным и активным в принятии решений и выполнении действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Реализация личностно-ориентированного подхода с целью успешной самореализации детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Со вступлением в силу ФГОС ДО педагоги для того, чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, должны пересмотреть свои методы и приемы в работе с детьми и уделить особое внимание такой современ...

Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»

Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авд...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...