Памятка для педагогов: мнемотехника в ДОУ.
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фандеева Елена Викторовна

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemoteh_pamyatka.docx81.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Задачи мнемотехники: способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации), способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей, способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

II этап – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

III этап - работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложенная определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих.

Как составлять мнемотаблицы?

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

• соответствовать уровню развития детей.

Этапы создания мнемотаблиц :

1. Читаем рассказ или стихотворение, выделяем важные моменты;

2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;

3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая по вашему мнению ассоциируется со словами этого квадрата;

4. Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Для детей от 3 до 5 лет важно, чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрее запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая и т. д. детям старше можно давать черно-белые таблицы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Можно применять и для заучивания стихотворений, при ознакомлении с художественной литературой, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Рекомендации для того, чтобы занятия проходили с пользой.

• Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность.

• Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше 2 мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не одно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

• Изображения должны быть красочными обязательно цветными, чтоб привлекали внимание ребенка.

• Меняйте тему занятий, чтоб не пропал интерес. На одном занятии выучили стих, на другом – сказку, на третьем – познакомились с животными.

• Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположении духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо!

• И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА! Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для воспитателей Мнемотехника

памятка для воспитателей Мнемотехника...

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

Памятка для родителейМНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ...

Памятка для родителей: " МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ"

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемоника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспро...

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

Использование мнемотехнике в работе с детьми дома не только развивает речь ребенка, но и сплачивает семью – появляется желание что-то создать вместе с ребенком, провести с ним время, поиграть и ...

Памятка для педагогов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Памятка для педагоговИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Памятка для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...